Очистка
1. Снимите с блока все наружные компоненты и датчики, заглушки каналов, которые могут быть установлены. Снимите клапаны масляного охлаждения поршней и форсунки (см. рис.). Соскребите все следы старых прокладок, стараясь не повредить стыковочные поверхности.
Рис. 9.1, а. Выверните клапан охлаждения поршня...
Рис. 9.1, 6. ...и форсунки охлаждения
2. Если блок очень грязный, его можно промыть паром под давлением или в каустической горячей ванне специализированной мастерской.
3. Если вам скажут, что после проточки в мастерской блок отмыли, промойте его еще раз, пролив водой под давлением все каналы и просушив их сжатым воздухом.
Внимание: При работе со сжатым воздухом наденьте защитные очки.
4. Блок с незначительными загрязнениями можно мыть горячей водой с мылом и жесткой щеткой. Для получения хорошего результата требуется достаточно времени и терпения. Очистив наружные поверхности, прочистите все каналы. Промойте их горячей водой, пока не станет вытекать чистая. Просушите их, продув сжатым воздухом, и нанесите слой масла на обработанные поверхности для предотвращения коррозии. Смажьте также и цилиндры.
5. Все резьбовые отверстия должны быть чистыми, чтобы можно было вворачивать в них болты предписанным моментом, не опасаясь растрескивания блока. Для удаления из резьбовых отверстий ржавчины, остатков фиксирующего герметика и грязи и восстановления профиля резьбы прогоните отверстия соответствующим метчиком (см. рис.). Если возможно, продуйте резьбовые отверстия сжатым воздухом. Полезно при этом использовать влаговытесняющую жидкость в аэрозольной упаковке с соломинкой, которая обычно прикладывается к банке (типа WD-40). Болты и гайки, используемые повторно, также следует прогнать метчиками/плашками.
6. Если резьба не подлежит восстановлению, установите ремонтные ввертыши. Обратитесь к дилеру или специалисту по ремонту моторов за советом.
7. Если не планируете собирать двигатель тотчас же, смажьте все открытые поверхности моторным маслом, накройте блок полиэтиленовой пленкой и храните так, чтобы не заржавел.
Проверка
8. Визуально проверьте блок на отсутствие трещин и коррозии. Проверьте резьбовые отверстия на отсутствие повреждений. Если были внутренние протечки охлаждающей жидкости, требуется проверка блока цилиндров на специальном оборудовании для выявления скрытых трещин. Если найдены подобные дефекты, отремонтируйте, если возможно, если нет — замените блок.
9. Проверьте отсутствие искривления прибавочных поверхностей блока для стыка с головкой и промежуточной секцией. Для этого воспользуйтесь стальной линейкой и набором плоских щупов. Если есть искривление, обратитесь к дилеру или специалисту по ремонту моторов за консультацией.
10. Проверьте поверхности всех цилиндров на отсутствие износа и задиров. Обычно в верхней части цилиндра имеется неизношенный кольцевой выступ («огневой поясок»), который указывает на предел хода поршня и степень износа цилиндропоршневой группы.
11. Для проведения замеров обратитесь в специализированную мастерскую. Там вам помогут с расточкой блока и подбором поршней.
12. Если цилиндры и поршни находятся в хорошем состоянии и их размеры не выходят за рамки, допустимые Спецификацией, остается заменить поршневые кольца.
13. В этом случае нужно отхонинговать поверхность цилиндров для лучшей приработки колец и получения максимального уплотнения. Хонингование — такая операция, которую следует доверить опытному специалисту специализированной мастерской.
14. После того как все обрабатывающие операции будут выполнены, блок/коленвал следует тщательно вымыть с каустическим мылом, удалив абсолютно все следы абразива. Отмытые детали споласкивают и просушивают, затем смазывают обработанные поверхности моторным маслом, чтобы предотвратить коррозию.
15. Установите масляные форсунки в основания цилиндров и затяните болты их крепления предписанным моментом.
16. Установите на масляный клапан форсунок новое уплотнительное кольцо или нанесите на резьбу клапана анаэробный герметик (в зависимости от того, что предусмотрено) и затяните его предписанным моментом.