Проверка
1. При ремонте всегда рекомендуется заменять старые вкладыши новыми, однако старые вкладыши не торопитесь выбрасывать — они много могут рассказать о состоянии ремонтируемого двигателя. Идентификационная метка на тыльной стороне вкладыша может быть использована дилером для идентификации размерной группы подшипников коленвала.
2. Разрушение подшипников происходит вследствие недостатка смазки, избытка в масле грязи и инородных включений, перегрузкой двигателя или коррозией (см. рис.). Вне зависимости от причины разрушения подшипников, она должна быть устранена до сборки двигателя, чтобы этого не произошло снова.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/174/449749.jpg)
Рис. 10.2. Типичные повреждения вкладышей
3. Для осмотра вкладышей снимите их с двигателя, демонтировав крышки коренных и шатунных подшипников. Разложите вкладыши на чистой горизонтальной поверхности в порядке их размещения на двигателе. Это даст возможность сопоставить проблемы вкладышей с соответствующими цилиндрами. Не трогайте рабочую поверхность вкладышей пальцами — нежную поверхность легко поцарапать.
4. Грязь и прочие инородные частицы проникают в двигатель разными путями. Они могут остаться в двигателе после сборки или проникнуть через фильтры или вентиляцию картера. Они могут попасть в масло и с ним в подшипники. Часто присутствуют в масле металлические частицы, являющиеся продуктами нормального износа или механической обработки деталей. Абразивы часто остаются в двигателе после восстановления, особенно если после обработки двигатель был плохо промыт.
5. Вне зависимости от источника, эти инородные частицы заканчивают свой путь часто вкрапленными в мягкий металл вкладышей, где их легко узнать. Крупные частицы оставят царапины и в шейке, и во вкладыше. Лучшим средством от этих болезней является чистота — мойте тщательнее все компоненты двигателя и содержите все в безупречной чистоте в процессе сборки. Рекомендуется также частая и регулярная смена масла и фильтра.
6. Недостаток смазки (или прекращение смазки) имеет много взаимосвязанных причин. Повышенная температура (масло становится недопустимо жидким), перегрузка (выдавливает смазку из подшипников скольжения), увеличенные зазоры в подшипниках, изношенный масляный насос, высокие обороты двигателя провоцируют прекращение смазки. Забитые каналы смазки, часто как следствие неверно совмещенных отверстий для прохода масла во вкладышах, становятся причиной масляного голодания подшипников и преждевременно выводят их из строя.
7. Если причиной выхода вкладыша из строя явился недостаток смазки, мягкий материал подшипника скольжения сотрется с металлической подложки вплоть до полного его удаления. Увеличенная температура трения раскрасит подложку вкладыша в цвета побежалости.
8. На продолжительность жизни вкладышей сильно влияет стиль вождения. Полный дроссель («педаль в пол»), езда «внатяг» создают большие нагрузки на подшипники коленвала, выдавливая масляную пленку из их зазоров. Эти нагрузки ослабляют вкладыши, оставляя усталостные микротрещины в их рабочих поверхностях. Растрескавшийся материал отстает от подложки кусочками...
9. Поездки на короткие дистанции ведут к коррозии подшипников, поскольку конденсат и коррозионные газы не удаляются из непрогретого моторного масла и образуют в нем кислоту и шлам. Все это подается вместе с маслом к подшипникам скольжения.
10. Неправильная установка подшипников естественным образом ведет к их износу. Перетянутые подшипники имеют недостаточные зазоры, недостаточные зазоры имеют недостаточную смазку.
11. Грязь и инородные включения забивают недостаточные зазоры, оставляя подшипники без смазки.
Подбор
12. Если коленвал перешлифовывали профессионалы, они скажут, какого размера вкладыши нужно устанавливать. Если есть сомнение в верности принятого решения, перед сборкой двигателя обратитесь за советом к дилеру компании Volvo. Не стоит экономить на замене вкладышей.