Головка цилиндров
Допустимая деформация поверхности головки цилиндров — 0,05 мм
Допустимая деформация поверхностей к коллекторам:
- двигатели 4A-F/FE сторона впускного — 0,05 мм, сторона выпускного коллектора коллектора 0,10 мм
- двигатели 3S-FE все — 0,08 мм
Максимальный слой обработки поверхности головки цилиндров — 0,10 мм
Угол рабочей фаски седла клапана — 45°
Корректирующий угол См. соответствующий рис. 1
Ширина рабочей фаски седла клапана:
- двигатели 4A-F/FE все клапаны — 1,0—1,4 мм
- двигатели 3S-FE все клапаны — 1,2—1,6 мм
- дизельный двигатель — 1,2—1,6 мм (впускные) , 1,6—2,0 мм (выпускные)
Клапаны
Длина клапанов:
- двигатели 4A-F/FE 91,45 мм (впускной) — 91,9 (выпускной)
- двигатели 3S-FE 100,6 мм (впускной) — 100,45 (выпускной)
- дизельный двигатель — 105,7 мм (впускной), 105,35(выпускной)
Минимальная длина клапанов:
- двигатели 4A-F/FE — 90,95 мм (впускной), 91,40 (выпускной)
- двигатели 3S-FE — 100,1 мм (впускной), 100,0 (выпускной)
- дизельный двигатель — 105,20 мм (впускной), 104,85(выпускной)
Диаметр стержня клапана (в скобках для дизельного двигателя):
- впускные клапаны — 5,970-5,985 мм (7,975-7,990 мм)
- выпускные клапаны — 5,965-5,980 мм (7,960-7,975 мм)
Люфт стержня клапана (в скобках для дизельного двигателя):
- впускные клапаны — 0,025-0,060 мм (0,020-0,055 мм)
- выпускные клапаны — 0,030-0,065 мм (0,035-0,070 мм)
Максимальный люфт стержня клапана:
- впускные клапаны — 0,08 мм (0,11 мм)
- выпускные клапаны — 0,10 мм (0,12 мм)
Минимальная толщина края тарелки клапана:
- двигатели 4A-F/FE — 1,0 мм (все клапаны)
- двигатели 3S-FE — 0,8-1,2 мм (впускные), 0,5 мм (выпускные)
- дизельный двигатель — 0,9 мм (впускные), 1,0 мм (выпускные)
Направляющие втулки:
- Внутренний диаметр — 6,01-6,03 мм (8,01-8,03 мм)
Наружный диаметр:
- двигатели 4A-F/FE — 11,000-11,027 мм
- двигатели 3S-FE — 11,048-11,059 мм
- дизельный двигатель — 13,040-13,051 мм
Ремонтный размер — +0,05 мм
- двигатели 4A-F/FE — 1 1,050-11,077 мм
- двигатели 3S-FE — 11,098-11,109 мм
- дизельный двигатель — 13,090-13,101 мм
Температура установки — 80-100°С (16-ти клапанные двигатели), холодный (дизельный двигатель)
Пружины клапанов:
Длина в свободном состоянии.
- бензиновые двигатели — 43,80 мм (4A-F/FE), 45,0 мм (3S-FE)
- дизельные двигатели — 47,50 мм
Установочная длина (16-ти клапанные двигатели) — 34,7 мм
Установочная длина (дизельные двигатели) — 40,3 мм
Установочная нагрузка
- двигатели 4A-F/FE — 34,7 мм при 15,8 кГ
- двигатели 3S-FE — 34,7 мм при 16,7-19,3 кГ
- дизельный двигатель — 40,3 мм при 22,9-25,3 кГ
Допустимая деформация с верхней стороны:
- 16-ти клапанные двигатели — 2,5 мм(4A-F/FF), 2,0 мм (3S-FE)
- дизельный двигатель — 2,0 мм
Распределительные валы
Осевой люфт распределительных валов:
- двигатели 4A-F/FE, распределительный — 0,030-0,085 мм вал впускных клапанов
- двигатели 4A-F/FE, распределительный — 0,035-0,090 мм вал выпускных клапанов
- двигатели 3S-FE, распределительный вал впускных клапанов — 0,045-0,10 мм
- двигатели 3S-FE, распределительный вал выпускных клапанов — 0,03-0-0,085 мм
- дизельный двигатель — 0,08-0,18 мм
Максимальный осевой люфт:
- 16-ти клапанные двигатели — 0,11 мм (4A-F/FE), 0,12 мм (3S-FE)
- дизельный двигатель — 0,25 мм
Люфт подшипников распределительных валов:
- двигатели 4A-F/FE — 0,035-0,072 мм
- двигатели 3S-FE — 0,025-0,062 мм
- дизельный двигатель — 0,037-0,073 мм
- максимальный осевой люфт — 0,10 мм
Диаметр шеек подшипников — двигатели 4A-F/FE:
- подшипник №1, вал выпускных клапанов — 24,949-24,965 мм
- все прочие шейки подшипников — 22,949-22,965 мм
Диаметр шеек подшипников — двигатели 3S-FE: 26,959-26,975 (все шейки подшипников)
Диаметр шеек подшипников — дизельные двигатели: 27,979-27,995 (все шейки подшипников)
Высота кулачков | Двигатели 4A-F/FE | Двигатели 3S-FE |
кулачки впускных клапанов | 35,21-35,31 мм | 35,310-35,410 мм |
кулачки выпускных клапанов | 34,91-35,01 мм | 35,560-35,660 мм |
кулачки впускных клапанов — дизельные двигатели | 47,425 мм | |
кулачки выпускных клапанов — дизельные двигатели | 46,835 мм |
Максимальный износ кулачков по высоте — менее 0,5 мм
Люфт зацепления зубчатого колеса распределительного вала (16-ти клапанные двигатели) — 0,020-0,20 мм
— предел износа — 0,30 мм
Управление клапанами | Двигатели 4A-F/FE | Двигатели 3S-FE |
Открытие впускного клапана | 18° до ВМТ | 6° до ВМТ |
Закрытие впускного клапана | 46° после ВМТ | 48° после ВМТ |
Открытие выпускного клапана | 52° до ВМТ | 54° до ВМТ |
Закрытие выпускного клапана | 12° после ВМТ | 6° после ВМТ |
Дизельные двигатели | ||
Открытие впускного клапана | 7° до ВМТ | |
Закрытие впускного клапана | 39° после ВМТ | |
Открытие выпускного клапана | 51° до ВМТ | |
Закрытие выпускного клапана | 6° после ВМТ |
Поршни, поршневые пальцы, поршневые кольца
Поршневые кольца — 2 компрессионных кольца, 1 маслосъемное кольцо из трех частей
Поршневые пальцы — Запрессовка, на дизельном двигателе стопорные кольца в отверстиях поршней
Температура установки:
- 16-ти клапанные двигатели — Температура поршня 20°С
- дизельные двигатели — Температура поршня 80°С
Положение установки Метка "Vorn" на поршне и на шатуне
Диаметр поршня | Двигатели 3S-FE | Двигатели 4AF/FE |
номинальный диаметр | 85,945—85,975 мм | 80,93—80,96 мм |
повышенный размер | нет | 81,43—81,46 мм |
Дизельные двигатели
- номинальный диаметр — 85,950—85,980 мм
- повышенный размер — 86,450—86,480 мм
Двигатели 4A-F/FE | Двигатели 3S-FE | |
Зазоры поршней | 0,06—0,08 мм | 0,045 0,065 мм |
Зазоры в замках поршневых колец: | ||
верхнее кольцо | 0,25—0,35 мм | 0,27—0,49 мм |
среднее кольцо | 0,15—0,30 мм | 0,27—0,50 мм |
маслосъемное кольцо | 0,10—0,60 мм | 0,20—0,79 мм |
Зазоры в замках — границы износа: | ||
верхнее кольцо | 1,07 мм | 0,79 мм |
среднее кольцо | 1,02 мм | 0,80 мм |
маслосъемное кольцо | 1,62 мм | 1,09 мм |
Люфты колец по высоте в канавках поршней: | ||
верхнее кольцо | 0,04—0,08 мм | 0,03—0,07 мм |
среднее кольцо | 0,03—0,07 мм | 0,03—0,07 мм |
Дизельный двигатель:
Зазоры в замках поршневых колец:
- верхнее компрессионное кольцо — 0,30-0,54 мм
- второе кольцо — 0,25-0,52 мм
- маслосъемное кольцо (боковые кольца) — 0,20-0,82 мм
— Максимальные зазоры в замках:
- компрессионные кольца — 1,30 мм
- маслосъемное кольцо — 1,12 мм
Люфты колец по высоте в канавках поршней:
- верхнее компрессионное кольцо — 0,20-0,065 мм
- второе кольцо — 0,040-0,10 мм
- маслосъемное кольцо — 0,030-0,070 мм
— Максимальные зазоры по высоте всех колец — 0,2 мм
Люфт поршневого пальца в отверстии шатуна — 0,007-0,015 мм
Максимальный люфт поршневых пальцев — 0,05 м/л
Коленчатый вал
Число коренных подшипников — 5
Продольная фиксация — Упорные полукольца у среднего подшипника
Конструкция коренных/шатунных подшипников — Тонкостенные вкладыши подшипников,медно-свинцовый сплав с оцинкованием
Осевой люфт коленчатого вала — 0,02-0,22 мм (16-ти клапанные двигатели), 0,04—0,24 мм (дизельные двигатели)
— граница износа 0,30 мм
Радиальный люфт коренных подшипников:
- номинальный люфт, двигатель 4A-F/FE — 0,015-0,033 мм
- номинальный люфт, двигатель 3S-FE, подшипник №3 — 0,028-0,047 мм
- номинальный люфт, двигатель 3S-FE, кроме подшипника №3 — 0,018-0,037 мм
- номинальный люфт, дизельный двигатель — 0,034-0,065 мм
- максимальный люфт (16-ти клапанные 0,10 мм (двигатель 4A-F/FE), 0,08 мм двигатели) (двигатель 3S-FE)
- максимальный люфт, дизельный двигатель — 0,10 мм
Радиальный люфт шатунных подшипников:
- номинальный люфт — двигатель 4A-F/FE — 0,020-0,051 мм
- двигатель 3S-FE — 0,024-0,055 мм
- дизельный двигатель — 0,036-0,064 мм
Граница износа — 16-ти клапанные двигатели — 0,08 мм
— дизельный двигатель — 0,10 мм
Диаметр шеек коренных подшипников:
- номинальный диаметр — двигатель 4A-F/FE —47,994-48,000 мм
- двигатель 3S-FE — 54,985-55,000 мм
- дизельный двигатель — 56,985-57,000 мм
- Пониженный размер — 0,25 мм
- Максимальная конусность или овальность — 0,02 мм
Диаметр шеек шатунных подшипников:
- номинальный диаметр — двигатель 4A-F/FE — 38,985-40,000 мм
- двигатель 3S-FE — 47,985-48,000 мм
- дизельный двигатель —50,488-50,500 мм
- Пониженный размер — 0,25 мм
- Максимальная конусность или овальность — 0,02 мм
- Толщина нажимных распорных шайб — 16-ти клапанные двигатели — 2,440-2,490 мм
- дизельный двигатель — 2,433-2,480 мм
- Повышенный размер — 0,125 мм — 16-и клапанные двигатели — 2,503-2,553 мм
- дизельный двигатель — 2,555-2,605 мм
- Повышенный размер — 0,250 мм
- дизельный двигатель — 2,680-2,730 мм
- Максимальное биение поверхности маховика — 0,10 мм
Шатуны
Осевой люфт шатунов:
- номинальный люфт — двигатель 4A-F/FE — 0,15-0,25 мм
- двигатель 3S-FE — 0,16-0,31 мм
- дизельный двигатель — 0,08-0,30 мм
- предел износа — 0,30 мм (16-ти клапанные двигатели), 0,40 мм (дизельный двигатель)
Максимальный изгиб шатунов — 0,05 мм (все двигатели)
Максимальное скручивание шатунов — 0,05 мм (16-ти клапанные двигатели), 0,15 мм (дизельный двигатель)
Люфты подшипников см. глава "Коленчатый вал"