Рис. 109. Детали привода газораспределительного механизма двигателя 4A-F/FE. 1. Верхняя защитная крышка зубчатого ремня; 2 Средняя защитная крышка зубчатого ремня; 3. Болт. 120 Нм; 4. Шкив коленчатого вала; 5 Нижняя защитная крышка зубчатого ремня; 6. Натяжной ролик; 7. Болт. 37 Нм; 8. Направляющая шайба зубчатого ремня; 9. Зубчатое колесо распределительного вала; 10. Болт. 47 Нм; 11. Натяжная пружина; 12. Зубчатое колесо коленчатого вала.
Оба распределительных вала с верхним расположением приводятся через зубчатый ремень и зубчатые колеса на каждом распределительном вале и на коленчатом вале. Зубчатый ремень связан только с распределительным валом выпускных клапанов, через который с помощью шестерен приводится распределительный вал впускных клапанов. Зубчатое колесо на ленча тог о вала находится за шкивом коленчатого вала. Для натяжения зубчатого ремня служит перемещаемый натяжной ролик. Путем перемещения натяжного ролика регулируется натяжение зубчатого ремня. В нормальных условиях эксплуатации подтягивать ремень не требуется. Если ремень не поврежден, он имеет большой срок службы, однако принято считать, что его следует заменять через 100000 км.
Регулировка натяжения ремня должна производиться, если ремень снимался или заменялся, или снимался натяжной ролик. На снятый ремень, если он будет устанавливаться повторно, не должно попадать масло и смазка. Его нельзя также перегибать, иначе он может быть поврежден.
Снятие и установка
Хотя работы были описаны при разборке двигателя, их следует описать дополнительно для случая, когда необходимо заменить только зубчатый ремень. Связанные с описанием рисунки были уже приведены на предыдущих страницах. Общий вид привода механизма приводится здесь.
- Отвернуть гайки шкива водяного наcoca, ослабить регулировочный болт или нового ремня и снять клиновой ремень (Рис. 5). Отвернуть шкив водяного насоса.
- Вывернуть четыре свечи зажигания. Для этого требуется удлиненный свечной ключ, который следует вставить в отверстия, как показано на рисунке 6.
- Отсоединить шланг вентиляции картера от клапана вентиляции.
- Отвернуть три гайки крышки головки цилиндров и снять крышку вместе с прокладочными кольцами гаек и прокладкой.
- Провернуть шкив коленчатого вала до совмещения риски с отметкой "0" на крышке зубчатого ремня. Проверить, что толкатели клапанов первого цилиндра имеют зазоры. Если это не так, провернуть двигатель еще на один оборот. На рисунке 7 показано, как должен располагаться шкив коленчатого вала в положении ВМТ двигателя.
- Отвернуть шкив коленчатого вала от коленчатого вала и снять его с вала съемником. Ременной шкив имеет два резьбовых отверстия для установки съемника, как показано на рисунке 8.
- Отвернуть верхнюю, среднюю и нижнюю крышки зубчатого ремня и снять прокладки. Всего следует отвернуть 9 болтов.
- Снять направляющую шайбу зубчатого ремня. Она установлена на передней стороне коленчатого вала и снимается просто, как показано на рисунке 9.
- Если зубчатый ремень будет устанавливаться снова, нанести на нем стрелку направления движения и метку положения шестерен распределительного и коленчатого валов, как видно из рисунка 10.
- Освободить в передней части двигателя болт натяжного устройства зубчатого ремня, отжать натяжитель с помощью отвертки влево, как это показано на рисунке 11, и затянуть в новом положении. Теперь зубчатый ремень свободен и может быть снят. При желании можно снять натяжной ролик ремня.
- Снять колесо зубчатого ремня с коленчатого вала. При необходимости воспользоваться для этого мощной отверткой или монтировкой.
- Ослабить болт зубчатого колеса распределительного вала. Чтобы вал при этом не проворачивался, его следует придерживать. В показанном на рисунке 12 месте на вале имеется шестигранник, куда можно устанавливать гаечный ключ. Следить за тем, чтобы не повредить головку цилиндров, упирая в нее гаечный ключ. Ремень со сломанными зубцами должен быть обязательно заменен. Другими дефектами являются трещины, потертости боковых сторон, или закругления некоторых или всех зубцов. В этом случае следует проверить также зубцы зубчатых колес. Придерживая натяжитель ремня одной рукой, другой рукой провернуть ролик. Затирания при повороте ролика требуют замены натяжного устройства ремня. При установке зубчатого ремня выставить метки, как было описано при снятии головки цилиндров. Сюда же включается и натяжение ремня.