Рис. 110. Детали привода газораспределительного механизма двигателя 2,0 л 1. Болт крышки; 2. Верхняя защитная крышка зубчатого ремня; 3. Болт, 55 Нм; 4. Зубчатое колесо распределительного вала; 5. Натяжной ролик; 6. Оттяжная пружина; 7. Приводная шестерня масляного насоса; 8. Ролик; 9. Болт. 42 Нм; 10. Гайка 28 Нм; 11. Болт, 42 Нм; 12. Болт, 110 Нм; 13. Шкив коленчатого вала; 14. Нижняя защитная крышка зубчатого ремня; 15. Зубчатый ремень; 16. Направляющая шайба зубчатого ремни; 17. Зубчатое колесо коленчатого вала
Привод обоих распределительных валов с верхним расположением осуществляется через зубчатый ремень и зубчатые колеса на каждом распределительном вале и на коленчатом вале. Зубчатый ремень связан только с распределительным валом выпускных клапанов, через который с помощью шестерен приводится распределительный вал впускных клапанов. Зубчатое колесо коленчатого вала находится за шкивом коленчатого вала. Натяжение зубчатого ремня производится также, как и на двигателе 4A-F/Е.
Снятие и установка
Хотя работы были описаны при разборке двигателя, их следует описать дополнительно для случая, когда необходимо только заменить зубчатый ремень. Связанные с описанием рисунки были уже приведены на предыдущих страницах. Общий вид привода механизма приводится здесь.
- Отключить аккумулятор и слить охлаждающую жидкость.
- Освободить установочную скобу генератора переменного тока, отклонить генератор и снять приводной ремень. Снять генератор.
- После отсоединения свечных наконечников вывернуть свечи зажигания удлиненным свечным ключом.
- Отвернуть 4 гайки крышки головки цилиндров и смять крышку с уплотняющими шайбами и прокладкой крышки.
- Провернуть коленчатый вал до совладения метки на ременном шкиве коленчатого вала с отметкой "0" на шкале для установки момента зажигания с передней стороны двигателя (см. рис. 7). Проверить, что клапаны первого цилиндра имеют зазоры. Если они находятся в положении переключения, провернуть коленчатый вал еще на один оборот. Чтобы не допустить ошибки, наблюдать за зубчатым колесом распределительного вала. На колесе имеется отверстие, которое должно находиться напротив отметки на крышке подшипника распределительного вала, как это видно на рисунке 26.
- Ослабить болт ременного шкива (удерживать маховик, чтобы коленвал не мог провернуться) и снять шкив. Для отжатия шкива можно установить монтировки на противоположные стороны. В противном случае использовать съемник, также как показано на рис. 8. Два резьбовых отверстия позволяют установить съемник на шкив.
- Отвернуть верхнюю и нижнюю крышки зубчатого ремня и снять прокладки. Отвернуть 5 болтов верхней и 4 болта нижней крышки.
- Снять направляющее колесо зубчатого ремня (рис. 9).
- Если зубчатый ремень будет устанавливаться снова, нанести стрелку направления движения ремня и метку на ремне по отношению к колесу распределительного вала и к зубчатому колесу коленчатого вала, как показано на рисунках 27 и 28.
- Освободить в передней части двигателя болт натяжного устройства зубчатого ремня, отжать натяжитель с помощью вертки влево, как это показано на рисунке 11, и затянуть в новом положении. Теперь зубчатый ремень свободен и может быт смят. При желании можно снять натяжной ролик ремня.
- Снять зубчатое колесо с коленчатой вала. Если необходимо, воспользоваться двумя мощными отвертками или монтировками, как показано на рисунке 29. Но, следует подложить тряпку, чтобы не повредить другие детали.
- Отвернуть болт колеса распредели тельного вала. Так как при этом вал проворачивается, его следует придерживать Обычно для этого используется инструмент, показанный на рисунке 30, который вставляется в два отверстия в колесе, однако можно вставить в одно из отверстий длинный стержень, проворачивать колесо до прилегания стержня к головке цилиндров и отвернуть после этого болт. Снять шайбу и стянуть зубчатое колесо.
- Если необходимо, снять приводную шестерню масляного насоса. Ее можно удерживать от проворачивания так же, как и показано для зубчатого колеса распределительного вала на рисунке 30.
- Проверка зубчатого ремня и других деталей производится таким же образом, что и на другом двигателе. Установка зубчатого ремня была описана выше.