Рис. 290. Снятие шкива коленчатого вала съемником.
Рис. 291. Детали привода газораспределительного механизма на дизельном двигателе. 1. Верхняя крышка зубчатого ремня; 2. Зубчатое колесо топливного насоса высокого давления; 3. Натяжитель зубчатого ремня; 4. Зубчатое колесо распределительного вала; 5. Оттяжная пружина натяжителя зубчатого ремня; 6. Зубчатый ремень; 7. Шкив коленчатого вала; 8. Нижняя крышка зубчатого ремня; 9 Приводная шестерня водяного насоса; 10. Направляющий ролик зубчатого ремня; 11. Направляющий ролик зубчатого ремня; 12. Зубчатое колесо коленчатого вала.
- Снять зубчатые ремни с отдельных агрегатов с передней стороны двигателя. При наличии гидроусилителя рулевого управления, следует также снять шкив насоса гидроусилителя.
- Снять жидкостную муфту и шкив водяного насоса вместе с вентилятором радиатора. Для этого отвернуть 4 гайки муфты и снять муфту с установленными на ней шкивом и вентилятором.
- Отвернуть болт шкива коленчатого вала. Для удерживания коленчатого вала от проворачивания включить передачу и затянуть ручной тормоз. Болт отворачивать головкой ключа. Для снятия шкива обычно используется съемник, устанавливаемый на шкив способом, указанным на рисунке 290. В противном случае можно подложить под шкив с противоположных сторон две монтировки и с их помощью снять шкив. Работы проводятся под автомобилем.
- Отвернуть с передней стороны двигателя верхнюю крышку зубчатого ремня. Для этого следует удалить три зажима и 5 болтов. Снять прокладку. Нижняя крышка зубчатого ремня снимается позднее.
- Приподнять двигатель на тросах или цепях подъемного устройства и снять правую балку подвески двигателя.
- Снять соединения между четырьмя свечами накаливания и отсоединить провод питания. После этого вывернуть свечи накаливания.
- Провернуть коленвал двигателя до установки поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия. Для проворачивания коленвала двигателя временно снова поставить шкив коленчатого вала. Если передача еще включена, ее следует выключить. Коленчатый вал проворачивается до установки метки зубчатого колеса распределительного вала в одну линию с поверхностью головки цилиндров, как это показано на рисунке 292.
Рис. 292. При установке поршня первого цилиндра в положение ВМТ метка на зубчатом колесе распределительного вала должна совпадать с отметкой на головке цилиндров.
- Если зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, нанести на нем стрелку направления движения фломастером (ремень можно по ошибке установить и противоположной стороной). Лучше всего нанести стрелку, направленную по направлению вращения двигателя. Для установки зубчатого ремня в первоначальное положение следует нанести метки на трех зубчатых колесах и зубчатом ремне, как это видно из рисунка 293.
Рис. 293. Нанести метки ил каждом зычном колесе и на зубчатом ремне. На ремне нанести стрелку (фломастером), как показано вверху на зубчатом колесе распределительного вала.
- Отсоединить пинцетом возвратную пружину натяжного устройства зубчатого ремня. Ослабить крепление 2-х болтов натяжного устройства зубчатого ремня. При этом прижимать ремень к наружной стороне, так чтобы он был достаточно свободен для его снятия. Не брать ремень жирными руками и не допускать его контакта с маслом, смазкой или подобными веществами.
- Если более не требуется производить никаких работ, зубчатый ремень может быть установлен. В противном случае следовать нижеследующим указаниям по снятию или контролю остальных деталей привода газораспределительного механизма (когда например, двигатель имеет большой пробег).
- Вывернуть 2 болта крепления натяжителя зубчатого ремня и снять натяжное устройство.
- Отвернуть болт крепления зубчатого колеса распределительного вала. При этом следует удерживать зубчатое колесо. Для этого воспользоваться мощным металлическим стержнем, который вставляется в отверстие зубчатого колеса и упирается в головку цилиндров. Можно также удерживать зубчатое колесо, как показано на рисунке 294.
Рис. 294. Зубчатое колесо распределительного вала можно удерживать указанным способом
- Снять зубчатое колесо с распределительного вала. Колесо сидит на вале на штифте и поэтому помечать его положение на вале не требуется. После снятия зубчатого колеса распределительный ваг не проворачивать.
- Подобным же образом удерживать приводную шестерню топливного насоса высокого давления и отвернуть гайку. Для снятия приводной шестерни требуется съемник, показанный на рисунке 290. Болты съемника ввернуть в два резьбовых отверстие на шестерне. Таким же обра-зем снимается приводная шестерня масляного насоса.
- Снять направляющий ролик зубчатого ремня (один болт).
- Проконтролировать отсутствие износа и целостность всех снятых деталей. Если натяжное устройство в некоторых местах заедает, его следует заменить Измерить длину возвратной пружины. Повторно устанавливаемая пружина должна иметь длину 51,93 мм при измерении между внутренними сторонами обоих крюков пружины, как это показано на рисунке 295.
Рис. 295. Длина возвратной пружины измеряется между двумя стрелками
Установка привода механизма газораспределения производится в обратном порядке, причем описание приводится исходя из того, что снимались все детали привода механизма газораспределения.
- Надеть зубчатое колесо коленчатого вала на конец вала, выправить шпонку и канавку в зубчатом колесе и загнать зубчатое колесо на вал куском трубы соответствующего диаметра. При этом следить за шпонкой, чтобы она не переместилась.
- Подобным образом установить приводную шестерню масляного насоса, но здесь ввести язычок на приводной шестерне в вырез на приводном вале. Навернуть гайку и затянуть ее моментом 47 Нм. При этом следует удерживать от проворачивания приводную шестерню.
- Установить направляющий ролик зубчатого ремня. Затянуть болт моментом 37 Нм. Проверить, чтобы после затяжки ролик легко вращался.
- Надеть на вал шестерню топливного насоса высокого давления, совмещая шпонку с вырезом, пристукнуть шестерню и навернуть гайку. Удерживать шестерню от проворачивания, подобно тому, как показано на рисунке 294, и затянуть гайку моментом 65 Нм.
- Надеть на распределительный вал зубчатое колесо. В зубчатом колесе имеется отверстие, в которое должен войти штифт распределительного вала. Ввернуть болт с большой шайбой, удерживать вал, как показано на рисунке 294, и затянуть болт моментом 100 Нм. При затяжке болта вал не проворачивать, так как клапаны могут ударяться о днища поршней.
- Привернуть 2 болта крепления натяжного устройства, не затягивая их окончательно. Затянуть средний болт с роликом моментом 7,5 Нм. Проверить, чтобы после затяжки ролик легко вращался в обе стороны.
- Проверить, не сбилась ли установка поршня первого цилиндра в положении ВМТ. При этом метка на шкиве коленчатого вала должна располагаться сверху. Метка на зубчатом колесе распределительного вала должна быть выставлена, как показано на рисунке 292, и метка приводной шестерни топливного насоса высокого давления должна быть совмещена с меткой на водяном насосе.
- При установке нового зубчатого ремня наложить его так, чтобы после его установки были видны буквы и цифры на задней стороне двигателя.
- Сначала наложить ремень на зубчатое колесо распределительного вала. Удерживать накидным ключом приводную шестерню топливного насоса высокого давления и наложить ремень на шестерню. Проверить правильность зацепления зубцов зубчатого ремня, на участке между зубчатыми колесами распределительного вала и масляного насоса ремень должен быть натянут.
- Продолжать удерживать шестерню топливного насоса высокого давления, надеть ремень на шестерню водяного насоса и зубчатое колесо коленчатого вала. Снова проверить правильность зацепления зубцов зубчатого ремня.
- Наложить ремень на направляющий ролик и приводную шестерню масляного насоса именно в такой последовательности. Проверить, не перетянут ли ремень. Все метки должны совпадать.
- При установке старого зубчатого ремня установить ремень вышеописанным способом, однако при этом должны совпадать и все метки, сделанные фломастером при снятии. Стрелка также должна быть направлена правильно. На рисунке 293 показано, как совпадают метки. Если ремень сместился на один зуб, его следует проложить заново.
- Подсоединить к натяжному устройству возвратную пружину способом, указанным на рисунке 296. После подсоединения пружины ослабить крепление 2-х болтов натяжного устройства. При этом натяжной ролик оттягивается внутрь и натягивает зубчатый ремень.
Рис. 296. Подсоединение возвратной пружины натяжного ролика зубчатого ремня
- Затянуть болт на переднем конце коленчатого вала до начала проворачивания коленчатого вала. Провернуть коленчатый вал точно на два оборота и проверить, чтобы все метки были выставлены таи, как показано на рисунке 297. Если необходимо, снять и заново установить ремень.
Рис. 297. На кружках показано положение меток различных приводных шестерен
- Затянуть болты натяжного ролика моментом 37 Нм, не перемещая монтажную плату.
- Установить несущую скобу правой подвески двигателя. Меньшие болты затянуть моментом 37 Нм, большие 65 Нм.
- Если установлен гидроусилитель рулевого управления, большие болты пока окончательно не затягивать.
- Ввернуть четыре свечи накаливания и затянуть их моментом 13 Нм. Подключить к свечам токовые соединители, поставить токовую шину с изолирующими шайбами, шайбы и гайки и надеть четыре резиновых наконечника.
- Надеть на конец коленчатого вала направляющую шайбу зубчатого ремня. При этом выставить клиновую направляющую по шпонке. Отогнутый край направляющей шайбы должен быть обращен наружу, как показано на рисунке 298. Надеть нижнюю крышку зубчатого ремня с прокладкой и равномерно завернуть 5 болтов.
- Установить шкив коленчатого вала (обращать внимание на шпонку и вырез). Для насаживания используется кусок трубы. Ввернуть и затянуть моментом 100 Нм болт. При этом должна быть включена передача, чтобы удерживать вал от проворачивания.
- Поставить верхнюю крышку зубчатого ремня с новой прокладкой и закрепить 5-ю болтами и 3-мя зажимами.
- Закрепить 3-мя болтами насос гидроусилителя рулевого управления. Болты затянуть моментом 40 Нм. Шкив насоса сейчас установить временно.
- Установить приводной ремень насоса гидроусилителя рулевого управления и генератора переменного тока и отрегулировать натяжение ремня, как описано в соответствующем главе для генератора (глава "Система охлаждения") и для насоса гидроусилителя рулевого управления (глава "Рулевое управление"). Теперь можно затянуть временно установленный шкив насоса гидроусилителя рулевого управления. Для этого нажать большим пальцем на ремень и по очереди головкой и динамометрическим ключом завернуть гайки до момента затяжки 45 Нм.