Разборка
- Снимите с автомобиля силовой агрегат.
- Снимите головку цилиндров.
- Отсоедините от стартера электрические разъемы, выверните болты и снимите стартер.
- Выверните болты крепления коробки передач к двигателю.
- Отделите от двигателя коробку передач.
- Снимите кожух сцепления с нажимным диском и ведомый диск сцепления.
- Приспособлением Renault Mot 1316 заблокируйте маховик от проворачивания.
- Снимите насос усилителя рулевого управления.
- Снимите топливный насос высокого давления.
- Отсоедините электрические разъемы и снимите генератор.
- Снимите кронштейн навесных агрегатов.
- Если автомобиль оборудован системой кондиционирования воздуха, снимите компрессор.
- Выверните болты крепления водяного насоса.
- Снимите с коленчатого вала шкив, шпонку и дистанционную втулку.
- Снимите масляный картер.
- Снимите направляющую трубку щупа для измерения уровня моторного масла.
Рис. 3.57. Расположение болтов крепления звездочки масляного насоса
- Снимите трубку возврата моторного масла.
- Снимите переднюю крышку блока цилиндров и достаньте сальник коленчатого вала.
- Выверните три болта и снимите звездочку с масляного насоса.
- Снимите масляный насос, при этом обратите внимание на расположение прокладки.
- Снимите кронштейн масляного фильтра и теплообменника охлаждающая жидкость/ моторное масло
- Выверните болты и снимите картер-опору и вкладыши коренных подшипников.
- Выверните болты и снимите крышки шатунов и вкладыши шатунных подшипников.
- Снимите коленчатый вал, вкладыши коренных подшипников и упорные полукольца, ограничивающие осевой люфт коленчатого вала.
- Извлеките из блока цилиндров поршни с шатунами. Цилиндр №1 находится со стороны привода маховика.
- Снимите распылители моторного масла на поршни.
Рис. 3.58. Расположение распылителя моторного масла на поршни
Рис. 3.59. Блок цилиндров: 1 - сальник; 2 - центрирующая втулка; 3 - блок цилиндров; 4 - заглушка; 5 - сальник; 6 - центрирующая втулка; 7 - передняя крышка; 8 - картер-опора коленчатого вала; 9 - датчик уровня масла; 10 - направляющая трубка щупа для измерения уровня моторного масла; 11 - щуп для измерения уровня моторного масла; 12 - масляный отражатель; 13 - прокладка масляного поддона; 14 - масляный поддон; 15 - уплотнительное кольцо; 16 - пробка слива масла
Сборка
- Тщательно очистите поверхности, сопрягаемые с прокладками. Эту операцию следует выполнять аккуратно, чтобы избежать попадания инородных частиц в систему каналов подачи масла под давлением.
- Проволокой очистите масляные каналы.
- Установите распылители моторного масла на поршни.
Проверка блока цилиндров
- Индикатором часового типа в двух диаметрально противоположных направлениях и на разных высотах измерьте диаметры цилиндров.
- Проверьте состояние и плоскостность поверхности блока цилиндров, сопрягаемой с прокладкой головки цилиндров.
Примечание. Перешлифовка блока цилиндров не предусмотрена поэтому при необходимости, замените блок цилиндров.
Проверка радиального зазора коренных подшипников коленчатого вала
- Протрите наружные части вкладышей коренных подшипников и места их установки в блоке цилиндров. Вставьте без смазки верхние вкладыши коренных подшипников в блок цилиндров
- Очистите шейки коленчатого вала и установите его в блок цилиндров.
- Отрежьте кусочек пластикового калиброванного стержня plastigage длина которого равна ширине подшипника, и уложите его вдоль оси коленчатого вала на шейку коренного подшипника.
- Установите картер-опору коленчатого вала с вкладышами коренных подшипников и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом. Не проворами вайте коленчатый вал
- Отверните болты и снимите картер-опору коленчатого вала
- Сравните ширину деформированного пластикового стержня с измерительной шкалой, нанесенной на упаковке пластикового стержня. По шкале определите радиальный зазор Если радиальный зазор не соответствует требуемому замените вкладыши коренных подшипников коленчатого вала
Проверка осевого люфта коленчатого вала
- Очистите рабочие поверхности вкладышей коренных подшипников и смажьте их тонким слоем моторного масла. Также смажьте рабочую поверхность упорного полукольца коленчатого вала
- Установите картер-опору коленчатого вала с вкладышами коренных подшипников и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
- Убедитесь, что коленчатый вал вращается легко и свободно.
- Установите индикатор часового типа на магнитной подставке и проверьте осевой люфт коленчатого вала.
- Осевой люфт коленчатого вала определяется толщиной упорных колец, установленных на опоре коленчатого вала со стороны маховика.
Проверка и сборка поршней и шатунов
- Снимите поршневые кольца с поршней
- Проверьте зазоры в замках поршневых колец. Для проверки зазора в замке кольца снимите кольцо с поршня, вставьте его в гильзу цилиндра и протолкните поршнем в среднюю часть рабочей зоны цилиндра Щупом измерьте зазор в замке кольца
Рис. 3.60. Использование индикатора часового типа для измерения осевого люфта коленчатого вала
Рис. 3.61. Использование приспособления Renault Mot.1319 для определения высоты шатуна: А - индикатор часового типа; НМ - длина шатуна; В - стержень; Е, D, С - места изменения
- Снимите поршни с шатунов, для чего снимите по одному стопорному кольцу и выдавите поршневой палец.
- Измерьте в двух взаимно перпендикулярных направлениях диаметр поршневого пальца.
- Проверьте состояние втулок в верхних головках шатунов.
- Проверьте состояние и форму шатуна и, при необходимости, отремонтируйте или замените его.
- Измерьте длину шатуна.
Примечание
- При замене поршней, шатунов, блока цилиндров или коленчатого вала необходимо определить длину шатуна НМ, что позволит выбрать поршень в соответствии с шатуном.
- Измерение длины шатуна необходимо проводить с использованием приспособления Renault Mot. 1319.
- Поршни цилиндров №1 и 4 устанавливаются в ВМТ обычным методом, а поршни цилиндров №2 и 3 устанавливаются в ВМТ при помощи индикатора часового типа
- Установите приспособление Renault Mot.1319 вместо поршня, шатуна и шатунного вкладыша.
- Установите индикатор часового типа (А. рис 3 61) на блоке цилиндров и после измерения размеров (С) и (Е) вычислите среднее значение.
- Для цилиндров №1 и 4 измерьте выступание (D) стержня (В).
- Для цилиндров №2 и 3 проверните коленчатый вал и определите верхнюю мертвую точку шатунной шейки и измерьте выступание (D) стержня (В).
Примечание
- Длина стержня (В) отмечена на коробке приспособления Renault Mot.1319 и равна 170,114 мм. Длина шатуна НМ = длина стержня (В) - выступание (D).
- Пример расчета длины шатуна (НМ).
Цилиндр | №1 | №2 | №3 | №4 |
Выступание D, мм | 0,115 | 0,125 | 0,130 | 0,095 |
НМ = 170,114 - 0.115 = 169.999 для цилиндра №1
НМ = 169,989 для цилиндра №2
НМ = 169.984 для цилиндра №3
НМ = 170,019 для цилиндра №4
- Выберите поршень, соответствующий длине шатуна.
- Смажьте поршневой палец
- Проверьте, что поршневой палец легко и плавно поворачивается в поршне и шатуне
- Сборку поршня с шатуном необходимо выполнять, соблюдая их взаимное положение:
- канавка на юбке поршня и распылитель моторного масла должны располагаться со стороны маховика двигателя;
- выступы (А, рис. 3.63) на шатуне и нижней головке шатуна должны располагаться со стороны клеверообразных выемок на днище поршня.
Рис. 3.62. Коленчатый вал и поршни: 1 - поршневые кольца; 2 - стопорное кольцо; 3 - поршень; 4 - поршневой палец; 5 - шатун; 6 - болт крепления крышки шатуна; 7 - вкладыши шатунных подшипников; 8 - упорные полукольца регулировки осевого люфта коленчатого вала; 9 - шкив коленчатого вала привода навесных агрегатов; 10 - шкив коленчатого вала привода газораспределительного механизма; 11 - звездочка привода масляного насоса; 12 - коленчатый вал; 13 - двухмассовый маховик; 14 - вкладыши коренных подшипников; 15 - подшипник;
Рис. 3.63. Взаимное положение сборки поршня и шатуна: А - выступы;; В - отверстие для смазки;; С - распылитель моторного масла
- Смажьте поршневые пальцы чистым моторным маслом и установите их в поршень и шатун.
- Зафиксируйте поршневые пальцы стопорными кольцами.
- При установке поршня с шатуном в блок цилиндров маркировки на шатунах должны располагаться со стороны, противоположной топливному насосу высокого давления. Штифты на крышках шатунов должны располагаться со стороны, противоположной маховику.
Сборка двигателя
- Чтобы добиться максимального срока службы двигателя после капитального ремонта при минимуме проблем необходимо не только правильно собрать все детали, но все детали и компоненты должны быть безупречно чисты, все смазочные каналы должны быть чистыми, стопорные и пружинные шайбы установлены на место.
- Специальными пассатижами установите поршневые кольца на поршень в следующей последовательности:
- маслосъемное кольцо;
- 2-е компрессионное кольцо;
- 1-е компрессионное кольцо.
- При правильной установке поршневые кольца должны свободно перемещаться в своих канавках.
- Если на поршень устанавливаются кольца, которые стояли раньше, то необходимо их установить на прежние места.
- Проверьте направление установки поршневых колец, метки «ТОР» должны быть направлены к днищу поршня.
- Разведите замки поршневых колец под углом 120°, при этом ни один замок не должен совпадать с осью поршневого пальца.
Рис. 3.64. Расположение меток на шатуне и крышке шатуна
- Смажьте поршень и поршневые кольца моторным маслом. Установите универсальное приспособление для сжатия поршневых колец Facom 750 ТВ и приготовьтесь к установке поршня в гильзу цилиндра.
- Поршень устанавливайте с верхней стороны цилиндра, для чего осторожно, но сильно, постучите рукояткой молотка по поршню, чтобы установить поршень в гильзу цилиндра. При установке поршня с шатуном в блок цилиндров метки на шатунах должны располагаться со стороны, противоположной топливному насосу высокого давления.
Внимание. При установке поршней и шатунов для исключения повреждения распылителей моторного масла правильно ориентируйте их.
- Проверьте радиальные зазоры между вкладышами шатунных подшипников и шейками коленчатого вала таким же образом, как проводилась проверка радиального зазора коренных подшипников коленчатого вала. При необходимости замените вкладыши шатунных подшипников.
Рис. 3.65. Расположение штифтов на шатуне и крышке шатуна
Рис. 3.66. Расположение упорных полуколец регулировки осевого люфта коленчатого вала
Рис. 3.67. Последовательность затягивания болтов крепления картера-опоры коленчатого вала: 1 - внутренние фонты; 2 - внешние болты
Рис. 3.68. Использование приспособления Renault Mot. 1313 для установки переднего сальника коленчатого вала
Рис. 3.69. Использование приспособления Renault Mot. 1314 для установки заднего сальника коленчатого вала
- Протрите наружные части вкладышей коренных подшипников и места их установки в блоке цилиндров. Вставьте без смазки верхние вкладыши коренных подшипников в блок цилиндров. Очистите рабочие поверхности вкладышей коренных подшипников и смажьте их тонким слоем моторного масла.
- Установите коленчатый вал с верхними упорными полукольцами на опоре подшипника со стороны маховика.
- Установите вкладыши шатунных подшипников в шатун и крышку шатуна.
- Установите шатун на коленчатый вал, затем установите крышку шатуна и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
- Нанесите на нижнюю сопрягаемую поверхность блока цилиндров пасту Rhodorseal 5661.
- Установите картер-опору коленчатого вала с вкладышами коренных подшипников и закрепите болтами, в определенной последовательности затянув их требуемым моментом
- Индикатором часового типа с соответствующим кронштейном измерьте выступание поршней из блока цилиндров.
- Нанесите пасту Rhodorseal 5661 на поверхность блока цилиндров, сопрягаемую с передней крышкой, установите переднюю крышку и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
- Смажьте моторным маслом рабочие кромки переднего сальника коленчатого вала и приспособлением Renault Mot. 1313 установите его в переднюю крышку.
- Смажьте моторным маслом рабочие кромки заднего сальника коленчатого вала и приспособлением Renault Mot. 1314 установите его в блок цилиндров.
- Убедитесь, что коленчатый вал вращается свободно.
- Установите маховик и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
- Заполните внутренние полости масляного насоса моторным маслом.
- Установите масляный насос.
- Установите трубу возврата масла.
- Установите масляный поддон с новой прокладкой и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
- Обезжирьте сопрягаемую поверхность водяного насоса.
- Нанесите пасту Rhodorseal 5661 на сопрягаемую поверхность водяного насоса, установите насос и закрепите болтами. затянув их требуемым моментом.
- Дальнейшая сборка проводится в последовательности обратной разборке.