Разборка - общее описание
Перед началом работ тщательно очистите наружные поверхности двигателя. Все отверстия двигателя заранее закройте чистой ветошью, чтобы предотвратить попадание инородных тел вовнутрь двигателя.
Разборка двигателя будет подробно описываться позднее. Кроме того описываются работы, которые могут проводиться либо при установленном двигателе или при снятом двигателе.
Избегайте путаницы деталей. Поверхности подшипников ни в коем случае не должны быть поцарапаны или побиты. Многие детали изготовлены из алюминиевого сплава и поэтому требуют бережного обращения.
В случае если для разъединения определенных частей необходимо применять киянку, рекомендуется использовать резиновую или пластиковую. Разборка будет существенно облегчена, если использовать монтажный стенд. В противном случае установите двигатель на верстак и закрепите его с двух сторон.
Описание различных групп двигателей приводится отдельно. Необходимо упомянуть, что дизельный двигатель с турбонаддувом собран на основе 4-х цилиндрового бензинового двигателя, т.е. нижняя часть этих двигателей одинаковая.
Разборка двигателя проводится в указанной последовательности, тем не менее при желании ее можно изменять.
Двигатели объемом 1995/2165 см3 (J6R/ J7R/J7T)
1. Снимите генератор с консолью, распределителем зажигания, масляным фильтром и выключателем с гидроприводом, топливный насос с промежуточным фланцем (карбюраторный двигатель), защитную планку привода масляного насоса и предохранительный щиток зубчатого приводного ремня. Снимите монтажную скобу.
2. Снимите впускной и выпускной коллекторы.
3. Снимите зубчатый ремень, как это будет описано позднее.
4. Ударом керна нанесите метки на сцепление и маховик, затем равномерно ослабьте соединительные болты в диагональной последовательности. Снимите маховик. Обратите внимание, что болты маховика определенных двигателей блокированы контрящими шайбами.
5. Отверните крышку головки блока цилиндров и снимите хомутики шланга между корпусом термостата и водяным насосом. Отсоедините шланг.
6. Выверните болты крепления головки блока цилиндров в последовательности противоположной указанной (см. иллюстрацию). Болт обозначенный буквой «А» только ослабьте (см. иллюстрацию). Этот болт будет установочным штифтом.
2.6а Последовательность затягивания болтов крепления головки блока цилиндров двигателей типа «3». Ослабляются болты в обратной последовательности
2.6b Болт (А) крепления головки блока цилиндров в его положении может поворачивать головку во время снятия. Необходимо ударить киянкой по месту (В) чтобы освободить головку
7. Перед тем как снять головку блока цилиндров, поверните блок цилиндров вокруг ослабленного болта (см. иллюстрацию 2.6b). Для этого потяните за одну его сторону, нажимая на.вторую (с которой болт). В случае необходимости ударьте резиновой киянкой по противоположному углу головки, обозначенному на иллюстрации буквой (В). Вследствие этого гильзы цилиндров не остаются в головке, как это могло бы произойти, если поднять головку сразу. В заключение выверните последний болт и снимите головку. Снимите уплотнительную прокладку головки блока цилиндров и очистите поверхность от остатков уплотнителя.
8. С помощью специального инструмента заблокируйте гильзы цилиндра (см. иллюстрацию). В случае если его нет, можно использовать большие шайбы, болты и соответствующие распорные втулки (длиной 135 мм), чтобы зафиксировать гильзы в первоначальном положении.
2.8 Блокирующие штифты необходимо использовать для удержания гильз цилиндров, до снятия коленвала
9. Снимите шкив водяного насоса и сам насос.
10. Снимите натяжное приспособление зубчатого приводного ремня и промежуточное зубчатое колесо с сегментной шпонкой. С другой стороны двигателя снимите защитную планку промежуточного вала.
11. Снимите ведущую шестерню привода распределителя зажигания. Для этого вставьте деревянный предмет в отверстие шестерни и насадите на него шестерню. Стяните шестерню с вала. Теперь можно вытащить промежуточный вал.
12. Переверните двигатель картером вверх.
13. Снимите масляный поддон, удалите уплотнительную прокладку и открепите масляный насос от нижней поверхности картера. Масляный насос направляется установочными втулками, поэтому его необходимо снять.
14. Установите блок цилиндров таким образом, чтобы обеспечить доступ к коленчатому валу. Проверьте маркировку крышек коренных подшипников и крышек шатунов. Если нет уверенности, пометьте крышки краской или накерните, чтобы при сборке безошибочно установить их на прежнее место. Подшипник №1 находится в конце коленвала, обращенном к маховику; маркировка шатунных подшипников находится на промежуточном валу. На днище поршня напишите краской или осторожно процарапайте номер цилиндра.
15. Отверните гайки крепления крышек шатунов. Снимите крышки подшипников и выньте вкладыши. Вкладыши подшипников положите вместе с крышками. Нижний и верхний вкладыши помечены.
16. Вставьте между одним из противовесов коленвала и стенкой блока цилиндров деревянную плашку, отверните болт звездочки и снимите ее. Обратите внимание на оба установочных штифта в звездочке. Удалите (при помощи кусачек) сегментную шпонку из коленвала и распорную прокладку. Никогда не пытайтесь снимать прокладку вместе со звездочкой коленвала, так как сегментная шпонка мешает это сделать. В случае если на автомобиле установлен воздушный кондиционер, шкив приводного ремня компрессора (шкив является вмонтированным) может сниматься вместе со звездочкой коленвала. На иллюстрации показаны детали, находящиеся на конце коленвала.
2.16 Приводную шестерню коленвала (1) и распорную прокладку (2) необходимо снимать по отдельности, так как сегментная шпонка (3) препятствует снятию прокладки
17. В случае если маховик еще не снимался, это можно сделать сейчас (если имеется контрящая шайба, предварительно ослабьте ее). Болты маховика без контрящей шайбы являются самостопорящимися и их всегда нужно менять. '
18. Сравните маркировку крышек коренных подшипников с данными блока цилиндров и при необходимости подпишите детали. Подшипник №1 находится со стороны маховика. После этого крышки коренных подшипников можно снять, однако примите во внимание, что две крышки имеют плотную посадку (№1 и №5). Лучше всего для этого вмонтировать металлическую планку в крышку подшипника (см. иллюстрацию) и отжать стальным стержнем соответствующую крышку подшипника.
Металлическая планка должна быть достаточно прочной. Поочередно ослабьте болты остальных крышек и снимите их вместе с вкладышами подшипников. Вкладыш подшипника с принадлежащей ему крышкой держите вместе, на случай если вкладыш снова будет устанавливаться.
2.18 Крышки подшипников №1 и №5 снимите как показано, в случае если они пристали
19. Осторожно извлеките коленвал и выньте оставшиеся вкладыши подшипников из картера. Вкладыши сгруппируйте с крышками, чтобы не перепутать при установке. Также снимите упорные шайбы, регулирующие осевой зазор коленвала.
20. Извлеките блокирующие штифты гильз цилиндров и выньте из блока цилиндров по очереди гильзы с поршнями и шатунами в сборе.
Дизельный двигатель с турбонаддувом
21. Снимите все наружные детали двигателя, т.е. топливный насос и относящиеся к нему детали, маслоотделитель, впускной и выпускной коллекторы, подающие и отводящие топливопроводы, изогнутую балку крепления двигателя, турбонагнетатель, и т.д.
22. Слейте моторное масло и оставшуюся охлаждающую жидкость.
23. Накрените сцепление, и маховик и равномерно ослабьте соединительные болты в диагональной последовательности. Снимите сцепление вместе с фрикционным диском.
24. Снимите зубчатый приводной ремень.
25. Болты крепления головки блока цилиндров ослабьте в последовательности противоположной указанной (см. иллюстрацию).
2.25 Очередность затяжки болтов крепления головки цилиндров дизельного двигателя с турбонаддувом. Ослабляются болты в обратной последовательности
26. Выполните следующее (см. иллюстрацию):
- а) Отверните и снимите болты (1) и гайки (2), за исключением болта (А). Ослабьте этот болт как и другие, но не выворачивайте его полностью.
- б) Постучите деревянной киянкой по всем сторонам головки цилиндров, чтобы можно было свернуть ее в сторону, оставив на болте. Ни в коем случае не пытайтесь поднимать головку блока' цилиндров вверх. Вследствие этого могут быть повреждены уплотнительные кольца гильз цилиндров, мелкие части которых попадают в картер.
2.26 Снятие головки блока цилиндров дизельного двигателя с турбонаддувом. Числовые и буквенное обозначения упомянуты в тексте
27. Снимите уплотнительную прокладку головки блока цилиндров и очистите поверхность ее прилегания.
28. Снимите с головки блока цилиндров коромысла.
29. Установите на головку блока цилиндров специальное приспособление или похожее крепление (см. иллюстрацию). Таким образом гильзы будут удерживаться в отверстиях цилиндров.
2.29 Устройство фиксации гильз цилиндров дизельного двигателя с турбонаддувом
30. Снимите шкив водяного насоса и сам насос.
31. Отверните натяжные приспособления зубчатого приводного ремня и шкив промежуточного вала. Выньте шпонку из промежуточного вала. С блока цилиндров снимите крышку промежуточного вала.
32. Снимите вакуумный насос усилителя тормозного механизма с валиком масляного насоса.
33. Переверните двигатель на блок цилиндров и снимите масляный поддон. Удалите уплотнительную прокладку. Снимите масляный насос. Насос удерживается в положении установочными втулками.
34. Остальная часть работ проводится так же, как было описано для бензиновых двигателей.
V-образный 6-ти цилиндровый двигатель (Z7W)
35. Накерните сцепление и маховик и равномерно ослабьте соединительные болты. Снимите сцепление и фрикционный диск. У автомобилей с автоматической коробкой передач приводной диск снимается подобным образом. Маховик или приводной диск должны быть при этом застопорены.
36. Отверните гайку шкива зубчатого приводного ремня.
37. Демонтируйте крышку масляного насоса и выньте сальник. Для удаления сальника можно воспользоваться пробойником.
38. Снимите масляный фильтр. При возможности используйте съемник для фильтра.
39. Снимите указатель уровня масла и направляющую трубку указателя.
40. Снимите генератор с кронштейном, распределитель зажигания, впускной коллектор вместе с компонентами системы впрыска топлива и все детали на внешней стороне двигателя.
41. Снимите водяной насос и его шланги.
42. Шкив приводного зубчатого ремня коленвала отожмите при помощи двух установленных под ним монтажных лопаток.
43. Проверните коленвал таким образом, чтобы шпонка оказалась в верхней части, и снимите крышку привода распредвала вместе с прокладками. Находящуюся на двигателе вверху слева крышку можно снять. Уплотнительное кольцо достаньте и выбросьте (см. Иллюстрации).
2.43а Компоненты передней части двигателя
2.43b Расположение распредвала, клапанов и коромысел в двигателе V6
44. Снимите крышки головок блока цилиндров.
45. Снимите звездочки масляного насоса вместе с цепью. Звездочка масляного насоса крепится тремя винтами (см. иллюстрацию). Снимите цепь с обеими звездочками. Под звездочкой находится масляный насос, который можно снять отвернув четыре болта.
2.45 Болты крепления звездочки масляного насоса
46. Отверните болты обеих звездочек коленвала. Коленвал при этом нужно заблокировать. К примеру задвинуть стержень квадратного сечения между цепью и звездочкой распредвала. Чтобы выкрутить болт, используйте ключ-шестигранник с шириной зева 10 мм (см. иллюстрацию). Снимая детали, отмечайте к какой стороне двигателя они принадлежат.
2.46 Болт крепления звездочки распредвала. Речь идет о болте с гнездом
47. Уменьшите нагрузку натяжных устройств обеих цепей. Для этого вставьте отвертку в отверстие в торце натяжного устройства и поверните блокировочный механизм на четверть оборота (см. иллюстрацию). Затем нажмите пальцем на башмак, как это показано на иллюстрации. Отверните оба болта и снимите натяжное устройство. Сначала необходимо снять натяжное устройство справа. Под натяжным устройством находится сетчатый фильтр, который тоже нужно удалить. Звездочки и цепи распредвала (сначала справа) теперь можно снять.
2.47 Для ослабления натяжного устройства цепи поверните стопорный штифт, на четверть оборота влево и затем снимите оба болта
48. Снимите согнутые и прямые направляющие цепей, после того как будут демонтированы крепления.
49. Пространство ниже звездочки коленвала заполните ветошью, чтобы при проведении следующих работ шпонки не попали в картер. Звездочку стяните с коленвала руками. В случае если она очень прочно сидит на валу, воспользуйтесь двуножным съемником. Таким же образом снимите находящуюся под ней дополнительную звездочку. В обоих случаях из вала выньте шпонки.
50. Положите блок цилиндров на сторону таким образом, чтобы правый ряд цилиндров оказался сверху, и снимите ось коромысел. Поскольку каждая ось коромысел подходит только для своей головки цилиндров, перед снятием их необходимо пометить «прав.» и «лев.». Отверните болты коромысел, соблюдая при этом последовательность снятия (см. иллюстрацию), поскольку болты также крепятся к головке цилиндров. На рисунке показана левая головка блока цилиндров. Очередность снятия болтов соответствует очередности для правой головки блока цилиндров.
2.50 Последовательность ослабления болтов крепления левой головки блока цилиндров
51. Забейте круглые металлические штыри в отверстия (А) и (В) (см. иллюстрацию). Штыри должны находиться прямо против установочных штифтов. Установочные штифты осторожно забейте в головку блока цилиндров.
2.51 В отверстия (А) и (В) при помощи киянки вбиваются установочные штифты
52. Слегка постучите по головке блока цилиндров резиновой или пластмассовой киянкой и, как только головка освободится, опустите ее сверху вниз. Снимите уплотнительную прокладку головки блока цилиндров.
53. Чтобы гильзы остались в цилиндрах, их нужно закрепить. Для этого снова воспользуйтесь блокирующими штифтами, как это было описано ранее. Ни в коем случае не поворачивайте блок цилиндров, не заблокировав гильзы цилиндров.
54. Поверните двигатель так, чтобы левый ряд головки цилиндров находился в верхней части, и снимите левую головку блока цилиндров, как описывалось выше.
55. Если поршни и шатуны должны сниматься, пометьте днища поршней. Рекомендуется помечать.поршни стрелками, острие которых указывает наружу. Также на днище осторожно процарапывается или пишется краской номер цилиндра. Картер коленвала разбирается следующим образом:
56. Снимите масляный поддон и сетку маслоприемника.
57. Переверните двигатель и выверните болты масляного поддона. Снимите масляный поддон вместе с уплотнительной прокладкой.
58. Выверните три болта, крепящие сетку маслоприемника, и выньте сетку. Снимите резиновое кольцо маслозаборной трубки.
59. Снимите металлический ободок сетки маслоприемника (выверните два болта на одной стороне, один - на другой).
60. Снимите картер коленвала.
61. Выверните все болты в нижней части картера, снимите восемь больших гаек в середине (для коренных подшипников) и отсоедините картер от блока цилиндров.
62. Выньте из смазочного канала резиновое кольцо.
63. Обе верхние крышки подшипников должны оставаться в таком положении. Для этого используйте втулки, которые нужно вставить над шпильками и закрепить при помощи гайки и шайбы. В противном случае эту операцию можно провести посредством специального инструмента (см. иллюстрацию); металлические мосты привинчиваются к картеру коленвала. Обе средние крышки подшипника можно стопорить гайками.
2.63 Крышки переднего и заднего коренных подшипников предохраняются против выпадания при помощи двух соединительных мостов. Благодаря этому удерживается коленвал
64. Поршни и шатуны снимаются следующим образом:
65. Проверьте маркировку шатунов и их крышек. В случае если нет отметок, шатуны и крышки можно накернить. Шатунный подшипник №1 находится на конце коленвала со стороны маховика. Порядковые номера цилиндров одинаковы как для правой, так и для левой сторон.
66. Поочередно отверните обе гайки каждого шатунного подшипника и снимите крышки подшипников. Выньте вкладыши и отложите их вместе с крышкой.
67. При помощи рукоятки молотка вытолкните поршень из гильзы цилиндра и подхватите его рукой с другой стороны. Выньте вкладыши из шатуна и сразу же установите крышку с обоими вкладышами в соответствующий шатун.
68. Все шатуны и поршни снимите таким же образом.
69. После снятия поршней и шатунов пронумеруйте гильзы цилиндров в соответствии с номером цилиндра и после удаления соединительных мостов выньте гильзы из цилиндров: Коленвал снимается следующим образом:
70. Снимите крышку заднего сальника коленвала (см. иллюстрацию), в случае если это еще не было сделано, и сразу же удалите уплотнительное кольцо.
2.70 Болты уплотнительного кольца заднего фланца находятся в указанных точках
71. Снимите мосты крепления переднего и заднего подшипников и открутите гайки со шпилек обоих средних подшипников. Крышки маркированы, начиная с задней части двигателя цифрами от 1 до 4 и не могут меняться местами.
72. Снимите упорные шайбы регулировки осевого зазора коленвала с заднего подшипника. При этом верхняя половина шайбы может сниматься. Чтобы вынуть нижнюю половину, сдвигайте один из ее верхних краев отверткой вниз, до тех пор, пока второй не выйдет с противоположной стороны.
73. Возьмите коленвал за оба конца и выньте из блока цилиндров.
74. Выньте чаши коренных подшипников из блока цилиндров и положите их вместе с крышками подшипников и находящимися там вкладышами.