Бензиновые 4-х цилиндровые двигатели
1. Установите монтажную скобу в винтовое отверстие выпускного коллектора на головке блока цилиндров.
2. Снимите свечи зажигания, распределитель , зажигания, верхний водяной шланг и все остальные, установленные на головке детали.
3. Заблокируйте шкив распредвала и ослабьте болт шкива.
4. Снимите ось коромысел, распредвал и монтажные проушины двигателя.
5. Специальным съемником удалите клапана. Установите его на головку и сжимайте пружины до тех пор, пока выйдут сухари клапана, которые снимите при помощи плоскогубцев (см. иллюстрацию). Уберите съемник клапанов и выньте по очереди тарелку клапана, пружины и опорную шайбу пружин. Все части одного комплекта необходимо пронумеровать и сложить в отдельную коробку или пакет.
5.5 Снятие клапанов специальным съемником
6. Поочередно выньте клапаны из направляющих втулок и разложите их в последовательности, удобной для сборки.
7. В случае если у вас нет специального съемника, используйте кусок трубки. Установите трубку на тарелку пружины клапана и ударом по трубке сожмите пружину. Сухари клапана попадают во внутрь трубки. После этого можно снять остальные детали.
8. Ось коромысел снабжена фильтром («1» на иллюстрации), который при разборке вала всегда нужно менять. Прежде чем снять ось коромысла, установите предохранительный штифт (2) из твердого материала. Теперь начинайте разборку. Чтобы снять ось коромысел выверните заглушку (1) из конца вала. Выньте предохранительный штифт (2), снимите по очереди остальные детали с вала и промаркируйте каждую из них по очереди. При сборке придерживайтесь следующих пунктов:
5.8 Ось коромысел в сборе. Штифт (2) держит вал в шарнирном кронштейне №5. Под заглушкой (1) находится фильтр
9. Стойки оси коромысел №№1, 2, 3 и 4 одинаковые, но все равно их нужно пронумеровать, если они будут устанавливаться снова. Коромысла имеют смазочное отверстие (1, см. иллюстрацию) для смазки распредвала, винтовое отверстие (2) для шпильки крышки головки цилиндра (только для шарнирных кронштейнов 1 и 3) и выступ для регулировки. Он должен быть повернут к звездочке.
5.9 Шарнирный кронштейн коромысла с местом установки подшипников №№1, 2, 3 и 4
10. Подшипник №5 имеет два дополнительных винтовых отверстия (1, см. иллюстрацию) для фиксации шпонки распредвала (для регулировки осевого зазора) и 3-х мм штифт (2) для удержания механизма коромысла.
5.10 Шарнирные кронштейны 1,2, 3 и 4 для оси коромысел
11. Все делали основательно почистите.
Бензиновый 6-ти цилиндровый двигатель (V6)
12. Выверните свечи зажигания, снимите шпонку распредвала, отверните пробку выпускного отверстия охлаждающей жидкости, снимите монтажные проушины и все другие установленные на головке детали. В последнюю очередь снимите подвеску генератора на левой головке блока цилиндров.
13. Выньте клапаны описанным ранее способом (см. иллюстрации 3.7b и 5.5). Пометьте все детали клапанов, для установки. Разобранные клапаны показаны на иллюстрации.
5.13 Распредвалы, ось коромысел и клапаны на двигателе V6. Распорные шайбы «X» отличаются по толщине
14. Чтобы снять ось коромысел выверните болты из шарнирных кронштейнов и снимите отдельные части с вала. Пометьте детали по порядку, как они снимались. При сборке руководствуйтесь иллюстрацией 5.13 и соблюдайте следующие пункты:
15. Левый и правый вал не одинаковые. Они подходят только к соответствующей им головке блока.
16. Ось коромысел должна быть установлена смазочными отверстиями вниз.
17. Толщина распорных шайб различна. Следите за тем, где они установлены.
18. Коромысла имеют болты для регулировки зазора в приводе клапана либо на левой стороне либо на правой. Рычаг перед разборкой нужно соответственно пометить.
19. Шарнирный кронштейн коромысла имеет на стороне плоский наплыв. Эта сторона должна стоять наружу, т.е. указывать в сторону пружинного стопорного кольца на конце оси.
20. После разборки все детали тщательно очистите и проверьте в соответствии с дальнейшим описанием.
Дизельный двигатель
21. Отсоединение кабель от свеч накаливания, отсоедините отводящий топливопровод и удалите форсунки вместе с уплотнительными шайбами из головки блока цилин
дров. Выньте огнеупорные шайбы, установленные между распылителями и головкой блока цилиндров. Запомните как они были установлены (см. иллюстрацию).
5.21 Компоненты головки цилиндров - дизельный двигатель с турбонаддувом
22. Выверните свечи накаливания.
23. Надлежащим образом заблокируйте звездочку распредвала и выверните болт из ее середины.
24. В случае необходимости выколотите предкамеры из головки блока цилиндров. Для этого вставьте малый пробойник в отверстие форсунки и выбейте предкамеру.
25. Снимите ось коромысел, распредвал, монтажные проушины и корпус термостата.
26. Клапаны снимите таким же образом, как это описывалось для бензинового 4-х цилиндрового двигателя. Съемник клапанов подходит также и для дизельных двигателей (см. иллюстрацию 5.5). На оси коромысел имеется масляный фильтр, который при снятии оси необходимо заменить. Коромысла в сборе показаны на иллюстрации. При разборке оси снимите заглушку (3) с конца оси и выньте фильтр. Поочередно снимите детали с оси, попутно помечая их. Обратите внимание на следующие пункты:
5.26 Ось коромысел в сборе - дизельный двигатель с турбонаддувом. Буквенные и цифровые обозначения указаны в тексте
27. Шарнирные кронштейны коромысел А, В, С и D похожи, поэтому для последующего монтажа их необходимо пометить. Они имеют смазочные отверстия (2, см. иллюстрацию) к каналу смазки подшипников распредвала и сменные элементы (1) и (3); последний - со стороны маховика.
5.27 Шарнирные кронштейны оси коромысел. Цифровые обозначения указаны в тексте
28. Шарнирный кронштейн «Е» имеет два дополнительные резьбовых отверстия (5, см. иллюстрацию 5.27) для крепления пластины распредвала (она регулирует осевой зазор) и резьбовое отверстие (4) для фиксации оси коромысел. Смазочные отверстия оси коромысел должны быть направлены к распредвалу.
29. Коромысла впускных и выпускных клапанов одинаковы и должны быть помечены- надлежащим образом. Все коромысла имеют в нижней поверхности канал для смазки кулачка распредвала. Очистите все детали и внимательно осмотрите их.