Двигатель V6
2. В дальнейшем впускной клапан будет обозначаться буквой «Е», а выпускной буквой «А».
3. Для регулировки клапанов левой головки блока цилиндров (см. иллюстрацию):
7.3 Положение впускных клапанов (Е) и выпускных клапанов (А) на обеих головках блоков цилиндров. Отсчет ведется от шкива двигателя
а) Поверните коленвал до перемещения клапанов первого цилиндра, т.е. один клапан закрывается а другой открывается. В этом положении двигателя можно регулировать клапаны «ЕЗ» и «А2».
b) Поверните коленвал до перемещения клапанов второго цилиндра и отрегулируйте клапаны «Е1» и «АЗ».
с) Поверните коленвал до перемещения клапанов третьего цилиндра и отрегулируйте клапаны «Е2» и «А1».
4. Теперь отрегулируйте зазоры клапанов правой головки блока цилиндров следующим образом (см. иллюстрацию 7.3):
а) Поверните коленвал до перемещения клапанов четвертого цилиндра и отрегулируйте клапаны «Е6» и «А5».
b) Поверните коленвал до перемещения клапанов пятого цилиндра и отрегулируйте клапаны «Е4» и «Аб».
с) Поверните коленвал до перемещения клапанов шестого цилиндра и отрегулируйте клапаны «Е5» и «А4».
5. Чтобы обеспечить работу двигателя, поддомкратьте одно из передних колес и включите 5-ую передачу. Таким образом, вращая колесо, можно установить поршень в необходимое положение. Чтобы облегчить проворачивание, выверните свечи зажигания. Зазор клапана- измеряется при помощи щупа соответствующей толщины, т.е. 0.10 или 0.25 мм, вставляемого между фаской стержня клапана и коромыслом. У измерительного щупа должен быть гладкий кончик.
6. Для регулировки используйте отвертку и кольцевой ключ. Болт при затяжке заблокируйте контргайкой, чтобы результаты регулировки не изменились. Необходимо также упомянуть, что для регулировки зазора клапана имеется специальный инструмент. Он держит натяжной болт, в то время как снимается контргайка (см. иллюстрацию).
7.6 Устройство для регулировки зазоров клапанов на двигателе V6
7. Существует второй метод регулировки зазора клапана:
а) Поршень первого цилиндра установите в ВМТ. Этого можно добиться, подвигав коромысла. Оба коромысла должны иметь небольшой зазор. Клапаны пятого цилиндра должны перемещаться.
b) В этом положении двигателя отрегулируйте следующие клапаны в соответствии, с иллюстрацией 7.3: «Е1», «Е2», «Е4» (впускные клапаны) а также «А 1», «АЗ» и «А6» (выпускные клапаны).
с) Проверните двигатель на пол-оборота. Теперь клапаны пятого цилиндра закрыты, а клапаны первого цилиндра переключились.
d) В этом положении двигателя регулируются следующие клапаны: «ЕЗ», «Е5» и «Е6» (впускные клапаны), а также «А2», «А4» и «А5» (выпускные клапаны).
Регулировка на 4-х цилиндровых двигателях
8. Хотя процесс регулировки клапанов для всех двигателей идентичен, между отдельными двигателями существуют некоторые различия, поскольку установочная метка ВМТ у одних двигателей находится на внешней стороне крышки привода распредвала, в то время как у других - на внутренней стороне картера рулевого механизма. z
Бензиновые 4-х цилиндровые двигатели (кроме JTT и J7R)
9. Прежде всего найдите установочную метку ВМТ. На некоторых не принадлежащих к упомянутой группе двигателях (см. правую иллюстрацию) имеется установочная метка распредвала. Если это случается, производите регулировку клапанов, как это описывается для двигателей «ПТ» и «J7R».
7.9 Слева - отметка на внешней стороне крышки привода распредвала. Справа - отметка для отдельных цилиндров
10. Поверните коленвал до установки клапанов первого цилиндра в ВМТ. Снимите крышку головки блока цилиндров и убедитесь, что клапаны четвертого цилиндра переместились. Для обеспечения работы двигателя поддомкратьте переднее колесо и включите пятую передачу. Поворачивайте колесо до тех пор, пока не добьетесь правильной установки. Для облегчения вращения можно вывернуть свечи зажигания.
11. В этом положении отрегулируйте впускной клапан третьего цилиндра и выпускной клапан четвертого цилиндра. Оба этих клапана закрыты.
12. Снова поверните двигатель, пока откроется следующий выпускной клапан, и проведите регулировку в соответствии со следующей таблицей:
13. Клапаны также можно регулировать, поворачивая двигатель пока оба клапана первого цилиндра закрыты, т.е. оба коромысла должны иметь небольшой зазор. Отрегулируйте впускной и выпускной клапаны этого цилиндра и поверните двигатель, чтобы открылась следующая пара клапанов. Клапаны закрываются в порядке зажигания и если это помнить, закрытые клапаны можно легко найти.
14. Измерьте зазор клапана. Для этого вставьте измерительный щуп соответствующей толщины (см. спецификации) между стержнем клапана и коромыслом. Измерительный щуп должен иметь гладкий кончик.
Двигатели J7R и J7T
15. Поверните коленвал до установления поршня первого цилиндра в ВМТ. Клапаны должны переместиться. Отметка ВМТ первого цилиндра находится на внешней стороне крышки привода распредвала, как это показано на иллюстрации 7.9 слева.
16. Поверните двигатель таким образом, чтобы первая установочная метка на шкиве распредвала, с внутренней стороны, находилась на одной линии с «выступом» в крышке шкива.
17. В этом положении отрегулируйте впускной клапан второго цилиндра и выпускной клапан четвертого цилиндра.
18. Снова поверните коленвал, до следующей установочной отметки на внутренней стороне крышки шкива. Порядок установки:
19. Также регулировку клапанов можно провести следующим образом. Проверните двигатель так, чтобы оба клапана первого цилиндра были закрыты, т.е. оба коромысла имели небольшой зазор. Отрегулируйте впускной и выпускной клапаны этого цилиндра и поверните двигатель, чтобы открылась следующая пара клапанов. Клапаны закрываются в порядке зажигания и если это помнить, можно легко найти закрытые клапаны. Выпускные и впускные клапаны, если смотреть со стороны привода, расположены в данной последовательности: впускной-выпускной-впускной-выпускной и т.д.
20. Зазор клапана измеряется как это описывалось ранее.
Дизельный двигатель с турбонаддувом
21. Регулировка клапанов турбодизельного двигателя проводится таким же образом, как это описывалось для бензиновых 4-х цилиндровых двигателей (кроме J7R и J7T).
22. С дизельного двигателя можно вывернуть свечи накаливания или форсунки, чтобы двигатель мог легче вращаться. Положение отдельных клапанов (см. иллюстрацию).
7.22 Расположение впускных клапанов (А) и выпускных клапанов (В) на дизельном двигателе. На бензиновом 4-х цилиндровом двигателе они расположены так же