Признаками неисправной прокладки головки блока цилиндров являются: потеря мощности, потеря охлаждающей жидкости, потеря масла или наличие охлаждающей жидкости в моторном масле.
Кроме того, дефектную прокладку головки блока определяют по наличию пузырьков в охлаждающей жидкости. Для этого следует снять крышку с расширительного бочка и запустить двигатель. Бурлящая охлаждающая жидкость - признак дефектной прокладки головки блока цилиндров.
Снятие
Внимание: Снятие головки производить на холодном двигателе (при комнатной температуре приблизительно 20°С).
Отсоединить кабель массы от аккумуляторной батареи.
Снять воздушный фильтр со шлангом подогрева, см. п. 4.44.
Снять выпускной коллектор но головке цилиндров, отжать и привязать его.
Слить охлаждающую жидкость в сосуд подходящих размеров, см. п. 3.2.
Вывернуть пробку сливного отверстия охлаждающей жидкости но блоке цилиндров.
Внимание: Сразу же после сливания покрыть пробку герметиком (например, Curil), ввернуть и затянуть.
Пометить и снять все тросовые приводы и электрические кобели с карбюратора.
Снять карбюратор.
Снять впускную трубу.
Снять верхний и нижний шланги охлаждающей жидкости с корпуса термостата и водяного насоса.
Снять шланги отопителя на насосе охлаждающей жидкости и головке блока цилиндров.
Ослабить натяжную скобу генератора и снять клиновой ремень.
Снять крышку головки цилиндров.
Ослабить гайки коромысел, чтобы можно было вынуть стержни толкателей.
Внимание: Перед снятием головки блока цилиндров обязательно необходимо удалить стержни толкателей, потому что они могут упасть в поддон картера.
Вывернуть болты головки блока цилиндров по спирали изнутри-наружу, см. рисунок. Сначала отвернуть все болты на 1/2 оборота, затем вывернуть полностью.
Удалить болты.
Снять головку блока цилиндров.
Установка
Очистить сопрягаемые поверхности блока и головки блока цилиндров.
Проверить ровность поверхности блока цилиндров, см. п. 1.20.
Проверить ровность поверхности головки блока цилиндров, см. п. 1.19.
Изготовить два направляющих стержня (болты головки блока цилиндров с отрезанной головкой), см. рисунок.
Ввинтить направляющие стержни в блок цилиндров.
Наложить новую прокладку головки блока цилиндров без герметика, обращая внимание при этом на отметку "Oben" (верх), см. стрелку на рисунке.
Установить головку блока цилиндров.
Болты головки блока цилиндров закрутить вручную до прилегания головок болтов.
Внимание: При каждом ремонте использовать новые болты головки блока цилиндров.
Вывернуть направляющие стержни и заменить на болты головки блока цилиндров.
Затянуть болты головки по спирали изнутри-наружу с усилием 25 Нм, см. раздел «Снятие».
Затем затянуть болты головки блока цилиндров в три прохода по спирали изнутри-наружу.
На втором проходе довернуть болты ключом на 60° по спирали изнутри-наружу, см. рисунок А9217.
На третьем проходе - еще на 60° по спирали. Заранее нанести 60° отметку на крышке головки блока цилиндров. Для этого надеть ключ на болт и сделать отметку под углом 60°.
На четвертом проходе довернуть болты по спирали еще на 60°.
Внимание: Дальнейшее затягивание через 1000 км не требуется.
Вставить смазанные стержни толкателей.
Установить коромысло и вручную затянуть гайку.
Внимание: После установки головки блока цилиндров следует отрегулировать клапаны на холодном двигателе.
Зазоры клапанов: впускные 0,15 вам выпускные 0,25 мм.
Отрегулировать зазоры клапанов. Для этого установите поршень 1-го цилиндра в ВМТ.
Поршень первого цилиндра будет находиться в ВМТ тогда, когда выпуклая метка на крышке газораспределительного механизма будет находиться напротив шлица на шкиве коленчатого вала, и если бегунок распределителя зажигания показывает на отметку на корпусе распределителя зажигания.
Расположение клапанов видно на рисунке.
Если поршень 1-го цилиндра находится 8 положении зажигания, можно отрегулировать следующие клапаны:
- 1-ый цилиндр - впускной и выпускной клапан
- 2-ой цилиндр - впускной клапан 3-ий цилиндр - выпускной клапан.
Проверить зазор клапанов соответствующим щупом. Щуп с трудом должен двигаться, между коромыслом и торцом стержня клапана В противном случае, отрегулируйте зазор, см. п. 1.18.
Провернуть коленчатый вал на полный оборот (360°) с помощью ключа, за шкив коленчатого вала.
Теперь можно проверить и отрегулировать зазор следующих клапанов:
Установить зазор клапана:
- 4-ый цилиндр - впускной и выпускной клапан
- 3-ий цилиндр - впускной клапан
- 2-ой цилиндр - выпускной клапан
Внимание: После регулировки еще раз проверить зазоры клапанов но теплом двигателе и, при необходимости, отрегулировать, см. п. 1.18.
Привинтить впускной коллектор с новой прокладкой и затянуть с усилием 23 Нм.
Внимание: Обратить внимание на держатель проводов зажигания, см. стрелку на рисунке.
Привинтить выпускной коллектор с новой прокладкой к головке блока цилиндров и затянуть болты с усилием 23 Нм.
Привинтить держатель приемной трубы к задней опоре двигателя.
Установить и затянуть крышку распределительного механизма с новой прокладкой.
Установить карбюратор с новой прокладкой и затянуть с усилием 18 Нм.
Подключить все электрические провода к карбюратору.
Установить без натяжения все тросовые приводы, см. п. 4.
Подключить кобель зажигания.
Надеть и натянуть клиновой ремень, см. п. 22.2.
Подсоединить верхний и нижний шланги охлаждающей жидкости к корпусу термостата и корпусу водяного насоса.
Подсоединить шланг отопителя к водяному насосу.
Залить охлаждающую жидкость через расширительный бачок, пока она не пойдет из патрубка шланга отопителя, см. п. 3.2.
Закрепить воздушный фильтр, см. п. 4.44.
Подключить кабель массы к аккумулятору.
Запустить двигатель и проверить герметичность уплотнений.
Внимание: Еще раз проверить зазор клапанов но прогретом двигателе, см. п. 1.18.