Внимание: Выполнение замены шлангов рефрижераторных линий К/В должно быть оставлено специалистам мастерской автосервиса, располагающим необходимым оборудованием и обладающим должной квалификацией, позволяющими произвести безопасную разрядку системы. Ни в коем случае не отсоединяйте никакие рефрижераторные линии до тех пор, пока система не будет полностью разряжена!
Замечание: Подробная информация по проверке состояния шлангов систем охлаждения двигателя и отопления салона изложена в Разделе 10.
Общая информация
Внимание: Никогда не оставляйте без внимания случаи обнаружения утечек технических жидкостей, и появления даже мелких потеков под днищем автомобиля на стоянке! Сразу же проводите полную и тщательную проверку всех систем во избежание последующего дорогостоящего ремонта!
1. Шланги имеют свойство выходить из строя в самый неподходящий момент. Воздействие высоких температур в двигательном отсеке приводит к постепенному разрушению резиновых и пластиковых шлангов, используемых в различных системах. Металлические трубопроводы могут перетираться при трении о выступающие части кузова или агрегатов при вибрации, возникающей во время работы двигателя или при движении автомобиля. Во избежание неприятностей, связанных с разрывом шлангов следует регулярно производить их проверку на наличие трещин, ослабление крепления хомутов и штуцерных разъемов, потертостей, следов прогорания и признаков утечек.
2. Большинство шлангов (но не все) крепятся с помощью хомутов. Там, где используются хомуты, проверьте надежность их крепления, обеспечивающую отсутствие утечек. Если хомуты не используются, удостоверьтесь, что шланг в месте соединения со штуцером не раздулся и/или не затвердел, допуская утечки. Применение самодельных проволочных хомутов, равно как небрежное затягивание ленточных, может привести к постепенному перетиранию материала шланга — при первой же возможности замените такие хомуты на стандартные, желательно винтового типа.
3. Если имеются признаки утечки какой-либо жидкости, но распознать ее источник не удается то, следует подложить под автомобиль большой кусок бумаги или картона и выждать некоторое (достаточно продолжительное) время, это поможет идентифицировать источник утечки.
Замечание: Некоторые утечки могут проявляться только при работающем двигателе.
Вакуумные шланги
4. Понятие утечки в вакуумном шланге подразумевает, что воздух засасывается в шланг (а не выходит из него), и это делает утечку очень трудной для обнаружения. Для выявления потерь разряжения можно воспользоваться небольшим куском вакуумного шланга в качестве стетоскопа. Когда конец шланга будет находиться непосредственно над местом утечки, шипящий звук будет отчетливо слышен через шланг. Прослушайте все вакуумные шланги и соединения на наличие характерного шипения, свидетельствующего об утечке. Необходимо избегать контакта с горячими и движущимися деталями — двигатель при проверке должен работать.
5. Часто достоверная оценка состояния вакуумного шланга может быть произведена только при снятии его с автомобиля. Если приходится снимать более чем один шланг, предварительно позаботьтесь о четкой их маркировке с целью соблюдения правильности подсоединения при сборке.
6. В ходе проверки вакуумного шланга, не забывайте также оценить состояние его пластмассовых штуцерных соединений — осмотрите штуцер на наличие трещин и удостоверьтесь в плотности посадки на нем шланга. При натягивании на штуцер шланг не должен неравномерно деформироваться, вызывая потери разрежения.
Топливные шланги
Предупреждение! При осмотре или обслуживании компонентов топливной системы следует соблюдать определенные меры предосторожности. Все работы производите в хорошо проветриваемом помещении, не допускайте приближения открытого огня (например, зажженных сигарет) или незащищенных абажуром лампочек к месту проведения работ. Пролитое топливо немедленно собирайте ветошью, которую складывайте затем в место, где невозможно ее самовоспламенение. Старайтесь не допускать попадания топлива на открытые участки кожи — продолжительный контакт такого рода способен привести к развитию раковых заболеваний. При попадании топлива на кожу немедленно смывайте его обильным количеством воды с мылом. При проведении работ с топливной системой следует пользоваться защитными очками и всегда иметь под рукой огнетушитель.
7. Топливные трубки и шланги обычно находятся под давлением, поэтому при их отсоединении будьте готовы к тому, что топливо будет разбрызгиваться и его необходимо собирать.
Внимание: Прежде чем обслуживать топливные шланги, необходимо сбросить давление в системе питания топливом (см. Главу 4)! Демонтаж трубок топливной системы оборудованной впрыском может быть произведен только на сервисной станции!
Никогда, ни при каких обстоятельствах не используйте в качестве топливных неармированными вакуумными шлангами, прозрачными пластиковыми трубками или водяными шлангами.
8. Проверьте все резиновые топливные шланги на наличие признаков старения материала и прочих дефектов. Особое внимание уделяйте состоянию участков перегиба и областям, расположенным непосредственно перед надетыми на штуцеры концами. Обычно для фиксации топливных шлангов на штуцерах используются хомуты пружинного типа. Такие хомуты со временем утрачивают прочность своей посадки, кроме того, зачастую неожиданно соскакивают в момент отсоединения шланга. Разумно будет заменить такого рода хомуты более надежными и безопасными червячными или винтовыми.
9. Утечки топлива точно определить трудно, пока утечка не станет существенной и, следовательно, легко видимой. Топливо имеет тенденцию быстро испаряться, как только оно входит в контакт с воздухом, особенно в горячем двигательном отсеке. Маленькие капли могут исчезать прежде, чем Вы сможете определить место утечки. Если Вы подозреваете, что имеет место утечка топлива в области двигательного отсека, тогда охладите двигатель и запустите его, пока он холодный, при открытом капоте. Металлические предметы сжимаются при охлаждении, и резиновые шланги имеют тенденцию ослабляться, так что любые утечки будут более очевидны, пока двигатель нагревается при запуске из холодного состояния.
Металлические линии
10. В системах автомобиля, работающих под высоким давлением (например в системе впрыска топлива или тормозной системе) часто вставляются секции металлических трубок или вся система выполнена из них. Тщательно проверяйте эти трубки на наличие вмятин, скручиваний или трещин.
11. Если секцию металлической линии необходимо заменить, используйте только бесшовные трубки, рекомендованные производителем — нестандартные трубки могут не выдержать нагрузки от вибрации, вызванной работой двигателя.
12. Проверяйте металлические тормозные линии в местах их соединения с главным цилиндром и с регулятором давления или ABS на наличие трещин или ослабленных штуцерных соединений. Любые признаки утечки тормозной жидкости требуют немедленного тщательного осмотра всей тормозной системы.