1. Трубка маслоизмерительного стержня; 2. Блок цилиндров; 3. Держатель заднего сальника коленчатого вала; 4. Задний сальник; 5. Задняя крышка; 6. Маховик; 7. Нижняя крышка; 8. Ведущий диск; 9. Сливная пробка рубашки охлаждения; 10. Буферная пластина; 11. Верхнее компрессионное кольцо; 12. Нижнее компрессионное кольцо (только для Европы двигатели GA14DE и GA16DE без VTC); 13. Маслосъемное кольцо; 14. Поршень; 15. Стопорные кольца; 16. Поршневой палец; 17. Шатун; 18. Вкладыши шатунного подшипника; 19. Крышка шатунного подшипника; 20. Шпонки; 21. Вкладыш коренного подшипника; 22. Упорные полукольца; 23. Коленчатый вал; 24. Крышка коренных подшипников
1. Держатель заднего сальника коленчатого вала; 2. Блок цилиндров; 3. Водяной насос; 4. Натяжная планка насоса гидроусилителя; 5. Передний картер с масляным насосом; 6. Маслоприемник; 7. Упорное полукольцо; 8. Коленчатый вал; 9. Втулка шатуна; 10. Поршневые кольца; 11. Поршень; 12. Поршневой палец; 13. Шатун; 14. Вкладыши шатунного подшипника; 15. Перегородка*; 16. Алюминиевый поддон; 17. Задняя крышка; 18. Сливная пробка; 19. Стальной поддон; 20. Перегородка; 21. Боковая перегородка*; 22. Лонжерон коренных подшипников*; 23. Крышка коренного подшипника; 24. Направляющая втулка; 25. Ведущий диск; 26. Усилительное кольцо; 27. Маховик; 28. Направляющая втулка; 29. Задняя крышка; 30. Вкладыши коренного подшипника
* Отсутствуют в двигателях SR20DE для Европы с 04.96
1. Поршневые кольца; 2. Поршень; 3. Поршневой палец; 4. Вкладыши шатунного подшипника; 5. Шатун; 6. Крышка коренного подшипника; 7. Задняя крышка; 8. Маховик; 9. Задний сальник коленчатого вала; 10. Держатель заднего сальника; 11. Поддерживающий кронштейн; 12. Блок цилиндров; 13. Вкладыши коренных подшипников; 14. Коленчатый вал; 15. Вкладыши коренных подшипников; 16. Поддерживающий кронштейн; 17. Сливная пробка рубашки охлаждения; 18. Направляющая втулка
Разборка
Коленчатый вал и шатунно-поршневая группа.
1. Установите двигатель на стенд для разборки.
2. Слейте охлаждающую жидкость и масло.
3. Снимите при водную цепь или зубчатый ремень (см. раздел «Привод газораспределительного механизма»).
4. Для двигателей СD снимите водяной и масляный насосы.
5. Снимите головку цилиндров (см. раздел «Привод газораспределительного механизма» для двигателей GA и SR или «Головка цилиндров» для двигателей CD).
6. Снимите масляный поддон (см. раздел «Масляный поддон»).
7. Снимите поршни с шатунами. Удалите стопорные кольца поршневых пальцев. Для вы прессовки поршневых пальцев нагрейте поршни до 60-70°С или используйте стенд для выпрессовки при комнатной темпера-туре.
8. Снимите держатель заднего сальника коленчатого вала.
9. Отверните болты крышек коренных подшипников в последовательности, указанной на рисунке, затем снимите коленчатый вал.
Перед снятием крышек коренных подшипников измерьте осевой свободный ход коленчатого вала.
Болты крышек должны ослабляться в два-три приема.
Вкладыши и крышки коренных подшипников при сборке должны устанавливаться на свои прежние места, поэтому следите за тем, чтобы не перепутать их после снятия.
10. Снимите поршневые кольца с помощью соответствующего съемника.
Проверка
Зазор между поршнем и поршневым пальцем. Измерьте внутренний диаметр отверстия в поршне и наружный диаметр поршневого пальца.
Номинальный диаметр отверстия поршня, мм:
- Двигатели GA — 18,987-18,999
- Двигатель SR — 21,987-21,999
- Двигатели CD — 24,991-24,999
Номинальный диаметр поршневого пальца, мм:
- Двигатели GA — 18,989-19,001
- Двигатель SR — 21,989-22,001
- Двигатели CD — 24,994-25,000
Вычислите зазор, вычтя из диаметра отверстия диаметр поршневого пальца. Результат должен лежать в диапазоне от -0,004 мм до 0 мм. Если зазор положителен, замените поршень в сборе с поршневым пальцем. Зазор по высоте между поршневыми кольцами и канавками. Измерьте указанный зазор с помощью щупа. Для получения правильного результата щуп должен входить в канавку до упора.
Предельно допустимый зазор составляет 0,2 мм для всех колец двигателей GA и SR, и 0,1 мм для всех колец двигателей CD.
Если зазор не лежит в указанных пределах, замените поршень и/или поршневые кольца.
Зазоры в замках поршневых колец. Вдавите поршневое кольцо в цилиндр, как показано на рисунке, и измерьте щупом зазор.
Предельно допустимый зазор в замках всех поршневых колец двигателей GA и SR составляет 1,0 мм.
В двигателях CD предельно допустимые зазоры имеют следующие значения:
- Верхнее компрессионное кольцо — 1,0 мм
- Нижнее компрессионное кольцо — 0,7 мм
- Маслосъемное кольцо — 0,6 мм
Если зазор не лежит в указанных пределах, замените поршневое кольцо. Если после этого зазор не пришел в норму, расточите цилиндр и установите поршень с кольцами ремонтного размера (см. раздел «Данные для регулировок и контроля»).
При необходимости замены поршня проверьте также состояние цилиндра. При наличии на стенках цилиндра царапин или задиров, отхонингуйте цилиндр или замените блок цилиндров.
Изгиб и кручение шатунов. Предельно допустимые величины изгиба и кручения на 100 мм длины следующие:
- Двигатели GA и SR: изгиб — 0,15 мм, кручение — 0,30 мм.
- Двигатели CD: изгиб и кручение — 0,025 мм.
Деформация блока цилиндров. Очистите привалочную плоскость блока цилиндров и измерьте ее неплоскостность, прикладывая металлическую линейку в шести направлениях.
Предельно допустимое отклонение от плоскостности составляет 0,1 мм для всех двигателей. Если это значение превышено, перешлифуйте привалочную плоскость или замените блок цилиндров.
Допустимое уменьшение высоты блока цилиндров после обработки определяется из условия А + В = 0,2 мм (0,1 мм для двигателя CD), где А — уменьшение высоты головки цилиндров после обработки; В — уменьшение высоты блока цилиндров.
Номинальная высота блока цилиндров (от оси коленчатого вала), мм:
- GA: 213,95-214,05
- SR: 211,25-211,35
- CD: 211,25-211,35
Зазор между поршнем и цилиндром. Используя нутромер, измерьте внутренний диаметр цилиндра, его овальность и конусность.
Измерения проводятся на глубине 20, 60 и 100 мм для двигателей GA; 10, 60 и 100 мм для двигателя SR; 20, 70 и 120 мм для двигателей CD.
- Номинальный диаметр цилиндра, мм:
- Двигатели GA14DE, 15DE — 73,600-73,630
- Двигатель GA16DE — 76,000-76,030
- Двигатель SR — 86,000-86,030
- Двигатели CD — 84,500-84,550
- Допустимая овальность (X-Y) — не более 0,015 мм
- Допустимая конусность (А-В) — не более 0,010 мм
Предельно допустимый износ составляет 0,2 мм для цилиндров всех двигателей.
Если износ хотя бы одного цилиндра превышает 0,2 мм, расточите все цилиндры. При необходимости замените блок цилиндров.
Если на поверхности цилиндра присутствуют царапины или задиры, отхонингуйте цилиндр.
При одновременной замене блока цилиндров и поршней, рахчерные группы поршней должны совпадать с рахчерными группами цилиндров, обозначенными на блоке цилиндров.
Для двигателей SR и CD номера групп нанесены на привалочной плоскости рядом с отверстиями соответствующих цилиндров, а для двигателей GA — в месте, показанном на рисунке.
Измерьте диаметр юбки поршня перпендикулярно поршневому пальцу. Расстояние (а) от края юбки до плоскости измерения, а также значения диаметров приведены в разделе «Данные для регулировок и контроля».
Допустимый зазор между поршнем и цилиндром, мм:
- Двигатели GA — 0,015-0,035 мм
- Двигатель SR — 0,010-0,030 мм
- Двигатели CD — 0,025-0,045 мм
Если зазор превышает указанное значение, подберите поршни ремонтного размера и расточите цилиндры (см. подраздел «Расточка цилиндров»).
Коленчатый вал. Проверьте состояние коренных и шатунных шеек. На них не должно быть задиров, признаков износа и трещин.
С помощью микрометра определите конусность и овальность шеек.
Овальность (X-Y) и конусность (A-В), мм:
- Двигатели С А — не более 0,005 (конусность не более 0,002)
- Двигатель SR:
- Коренные шейки — не более 0,005
- Шатунные шейки — не более 0,0025
- Двигатели CD — не более 0,005
Измерьте биение коленчатого вала, установив вал на призмы. За величину биения принимается разность показаний индикатора за один полный оборот вала.
- Радиальное биение — не более 0,005 мм
Зазоры в коренных и шатунных подшипниках. Измерять зазоры можно двумя способами: с помощью микрометра и нутромера, или с помощью пластиковой проволоки. Первый способ предпочтителен, т. к. он дает более точные результаты.
Коренные подшипники: Установите вкладыши подшипников на свои места в блоке цилиндров.
Установите крышки подшипников и затяните болты необходимым моментом в два-три приема. Соблюдайте последовательность затяжки.
Измерьте внутренние диаметры коренных подшипников и наружные диаметры коренных шеек коленчатого вала.
Номинальный зазор в коренных подшипниках, мм:
- Двигатели GA — 0,018-0,042
- Двигатель SR — 0,004-0,022
- Двигатели CD — 0,039-0,065
Предельно допустимый зазор составляет 0,1 мм для двигателей GA и 0.050 мм для двигателей SR. Для двигателей CD зазор должен лежат ь в указанных выше пределах.
Если зазор превышает указанные значения, замените вкладыши.
Если заменой вкладышей зазор невозможно привести в норму, или шейки имеют какие-либо повреждения (царапины, задиры), их необходимо перешлифовать до ближайшего ремонтного размера и установить вкладыши увеличенной толщины (см. раздел «Данные для регулировок и контроля»).
Переходы между шейками и щеками кривошипов должны обрабатываться определенным образом (см. рисунки).
Если коленчатый вал. блок цилиндров или вкладыши подшипников предполагается использовать повторно, измерьте зазор в коренных подшипниках. При замене всех перечисленных деталей толщина вкладышей подбирается следующим образом:
а) Номера размерных трупп корпусов коренных подшипников выбиты на блоке цилиндров арабскими или римскими цифрами.
b) Номера размерных групп коренных шеек коленчатого вала выбиты на противовесе коленчатого вала арабскими или римскими цифрами.
В двигателях SR на переднем противовесе коленчатого вала могут быть выбиты номера групп для коренных и шатунных шеек (как показано на рисунке) или только номера групп коренных шеек.
с) Толщина вкладышей определяется по таблицам. Цветовая маркировка нанесена на торцевую поверхность вкладышей.
Шатунные подшипники (нижняя головка шатуна). Вставьте вкладыши в шатун и крышку шатунного подшипника. Установите крышку и затяните болты требуемым моментом.
Измерьте внутренний диаметр каждого шатунного подшипника. Затем измерьте диаметр шатунных шеек коленчатого вала.
Номинальный зазор в шатунных подшипниках, мм:
- Двигатели GA — 0,014-0,039
- Двигатель SR — 0,020-0,045
- Двигатели CD — 0,031-0,055
Предельно допустимый зазор составляет 0,1 мм для двигателей GA и 0,065 мм для двигателей SR. Для двигателей CD зазор должен лежать в указанных выше пределах.
Если зазор превышает указанные значения, замените вкладыши.
Если заменой вкладышей зазор невозможно привести в норму, или шейки имеют какие-либо повреждения (царапины, задиры), их необходимо перешлифовать до ближайшего ремонтного размера и установить вкладыши увеличенного диаметра (см. раздел «Данные для регулировок и контроля»).
При шлифовке шатунных шеек учитывайте требования к обработке переходов между шейками и щеками кривошипов, аналогичные коренным шейкам.
Если коленчатый вал, шатуны или вкладыши подшипников заменяются, подберите тол шину вкладышей по таблицам.
Размерные группы шатунных шеек выбиты на противовесе коленчатого вала. Для двигателей SR они могут быть выбиты на заднем противовесе (см. рисунок) или на переднем вместе с номерами групп коренных шеек.
Зазор между втулкой верхней головки шатуна и поршневым пальцем. Измерьте внутренний диаметр в гулки и наружный диаметр поршневого пальца. Номинальный зазор, мм:
- Двигатели GA и SR — 0,005-0,017
- Двигатели CD — 0,025-0,044
Предельно допустимый зазор двигателей GA и SR составляет 0,023 мм. Для двигателей CD зазор должен лежать в указанных выше пределах.
Если зазор превышает указанные значения, замените шатун, втулку шалуна и/или поршень с поршневым пальцем.
Осевое биение маховика/ведущего диска. Измерьте биение маховика с помощью индикатора часового типа. За величину биения принимается разность показаний индикатора за один полный оборот маховика.
Осевое биение, мм:
- Двигатели GA и SR (маховик) — не более 0,15
- Двигатели GA и SR (ведущий диск) — не более 0,2*
- Двигатели CD (маховик) — не более 0,15
* На расстоянии около 115 мм от оси коленчатого вала.
Расточка цилиндров
1. На основании измеренного зазора между поршнем и цилиндром определите необходимый ремонтный размер поршня (см. раздел «Данные для регулировок и контроля»).
2. Рассчитайте диаметр цилиндра по формуле:
D = А — В + С, где:
D — диаметр цилиндра после расточки,
А — диаметр поршня,
В — требуемый зазор между поршнем и цилиндром.
С — припуск на хонинговапие (0,02 мм).
3. Установите крышки коренных подшипников и затяните болты необходимым моментом. Это предотвратит деформацию отверстий цилиндров.
4. Расточите цилиндры.
Если хотя бы один цилиндр требует расточки, должны растачиваться все цилиндры.
Производите расточку в несколько проходов, увеличивая диаметр каждый раз примерно на 0,05 мм.
5. Отхонингуйте цилиндры для получения требуемого зазора между поршнем и цилиндром.
6. Измерьте овальность и конусность цилиндра. Измерения необходимо проводить после полного остывания блока цилиндров.
Замена втулки верхней головки шатуна
1. Вы прессуйте старую втулку с помощью подходя шей оправки.
2. Запрессуйте новую втулку заподлицо с поверхностью головки шатуна. Убедитесь в совмещении масляных отверстий.
3. Разверните втулку для обеспечения зазора с поршневым пальцем 0,005-0,017 мм в двигателях GA и SR. В двигателях CD диаметр отверстия должен составить 25,025-25,038 мм (зазор 0,025-0,044 мм).
Сборка
1. Установите новое стопорное кольцо в одно из отверстий поршня.
2. Нагрейте поршень до 60-70°С и соедините его с шатуном. Установите второе стопорное кольцо (также новое).
Соблюдайте взаимную ориентацию поршня и шатуна.
На шатуне и крышке шатунного подшипника выбит номер соответствующего цилиндра.
После сборки убедитесь, что шатун поворачивается плавно, без заеданий.
3. Наденьте поршневые кольца, как показано на рисунке. Если на кольце выбита метка, она должна быть обращена вверх.
Если поршневые кольца не заменяются, они должны быть установлены в прежнее положение. Установка новых поршневых колец без выбитой метки допускается любой стороной.
При замене верхнего компрессионного кольца или блока цилиндров в двигателях CD, необходимо подобрать кольцо, имеющее необходимый зазор в замке. Для цилиндров размерных групп 1, 2 и 3 предназначены кольца без метки, а для цилиндров групп 4 и 5 — кольца с меткой S.
4. Установите на место вкладыши коренных подшипников и смажьте их новым моторным маслом, Верхние вкладыши (в блоке цилиндров) имеют масляные канавки и/или отверстия. Верхние вкладыши 3-го коренного подшипника в двигателях GA и SR устанавливаются с упорными полукольцами. В двигателях CD вместо полуколец используются фланцевые вкладыши.
5. Установите коленчатый вал и крышки коренных подшипников. На крышках нанесены номера подшипников.
Нанесите на резьбу и посадочные поверхности болтов коренных подшипников новое моторное масло. Перед затяжкой болтов установите крышки коренных подшипников в нормальное положение, сдвинув коленчатый вал вперед и назад в осевом направлении. В двигателях GA и CD затягивайте болты крышек в два-три приема, в последовательности, указанной на рисунку.
Для двигателей SR процедура затяжки следующая:
- а) Затяните все болты моментом 26-32 Нм (в двигателях SR20DE для Европы с 04.96 — моментом 7-13 Нм) в последовательности, указанной на рисунке (показан блок цилиндров для двигателей европейских моделей с 04.96).
- b) Доверните все болты на 75-80°.
- c) Полностью ослабьте все болты.
- d) Снова затяните все болты моментом 32-38 Нм.
- e) Доверните все болты на 45-50° (30-35° в двигателях SR20DE для Европы с 04.96). При отсутствии ключа с угломером можно использовать для измерения углов транспортир. Не рекомендуется выполнять эту операцию на глаз.
После окончания затяжки убедитесь, что коленчатый ваз плавно вращается от руки.
6. Измерьте осевой свободный ход коленчатого вала с помощью индикатора часового типа (по торцу вала) или щупа (в центральном подшипнике).
Номинальный свободный ход, мм:
- Двигатели GA — 0,060-0,180
- Двигатель SR — 0,10-0,26
- Двигатели CD — 0,05-0,18
Предельно допустимый свободный ход для всех двигателей составляет 0,30 мм.
7. Установите на свои места вкладыши шатунных подшипников.
Масляные отверстия во вкладыше шатуна и шатуне должны совпадать.
Нанесите новое моторное масло на резьбу и посадочные поверхности болтов.
8. Вставьте поршни с шату нами в соответствующие цилиндры, используя приспособление для сжатия поршневых колец. Метки на днищах поршней должны быть обращены в сторону передней части двигателя. Соблюдайте осторожность, чтобы не поцарапать шатунами стенки цилиндров.
Смажьте поршневые кольца и поверхности трения поршней моторным маслом.
9. Установите крышки шатунных подшипников. Крышки шатунных подшипников и шатуны должны иметь одинаковую маркировку (номер цилиндра). Затяните гайки шатунных подшипников, устанавливая поршни поочередно в НМТ.
a) Затяните гайки следующим моментом
- Двигатели GA — 13,8-15,7 Нм
- Двигатели SR — 14-16 Нм
- Двигатели CD — 15 Нм
b) Доверните гайки на указанный угол или затяните их указанным моментом:
- Двигатели GA — 35 40° (23-28 Нм)
- Двигатель SR — 60-65° (38-44 Нм)
- Двигатели CD — 60-65° (37-45 Нм)
10. Измерьте осевой зазор в шатунных подшипниках с помощью щупа.
Номинальный осевой зазор:
- Двигатели GA — 0,20-0,47 мм
- Двигатель SR — 0,20-0,35 мм
- Двигатели CD — не более 0,30 мм
Предельно допустимый зазор составляет 0,50 мм для двигателей GA и SR и 0,30 мм для двигателей CD.
11. Установите держатель заднего сальника. Предварительно удалите все следы старого герметика с установочных поверхностей держателя и блока цилиндров и нанесите непрерывный валик герметика, огибая отверстия для болтов изнутри.