Примечание: Перед началом работы прочтите предостережения, данные в параграфе о безопасности и в параграфе 1 этой главы. Процедуры, описанные в этой главе, касаются только главных электрических цепей и не должны использоваться для проверки электронных цепей систем (таких как антиблокировочная тормозная система), и особенно тех, которые используются электронными блоками управления.
Общие сведения
1. Типичная электрическая цепь содержит некоторый электрический компонент, выключатели, реле, двигатели, плавкие предохранители, плавкие вставки или прерыватели цепи, относящиеся к данному компоненту, а также электропроводку и разъемы, которые соединяют компонент с аккумулятором и шасси. Для облегчения поиска неисправностей в электрических цепях, в конце этого руководства представлены схемы электропроводки.
2. Перед началом поиска неисправностей в электрической цепи изучите соответствующую схему электропроводки и получите полное представление о компонентах, входящих в данную цепь. Поиск возможных источников неисправности облегчается, если убедиться, что другие компоненты, входящие в данную цепь, исправны. Если одновременно выходят из строя несколько компонентов или цепей, то неисправность может быть связана с их общим плавким предохранителем или заземляющей связью.
3. Неисправности в электрических цепях обычно возникают из-за простых причин, таких как: ослабление или коррозия контактов соединений, ненадежное заземление, выход из строя плавкого предохранителя или плавкой вставки и ли же неисправность реле (подробное описание проверки реле см. в параграфе 3). Перед тем, как начать проверку деталей схемы, осмотрите состояние всех плавких предохранителей, проводов и разъемов в неисправной цепи. Пользуйтесь схемами электропроводки, чтобы определить, контакты каких соединений нужно проверять для выявления местоположения неисправности.
4. Перечень основных инструментов для поиска неисправностей в электрических цепях содержит тестер или вольтметр (для некоторых испытаний может также использоваться 12-вольтовая лампочка с проводами для контроля); индикатор с питанием от батарейки (называемый также индикатором обрыва); омметр (для измерения сопротивления); аккумулятор с набором проводов для контроля; провод-перемычка, предпочтительно с плавким предохранителем, который может использоваться, чтобы зашунтировать проверяемые провода или электрические компоненты. Перед началом выявления неисправности с помощью приборов определите точки для их подключения по электросхеме.
5. Для поиска источника нерегулярно проявляющейся неисправности электропроводки (обычно возникающей из-за плохого соединения, или поврежденной изоляции электропроводки), можно просто пошевелить провода. Если при этом контакт в цепи то появляется, то исчезает, значит источник неисправности находится в этом месте электропроводки. Такой метод проверки можно использовать наряду с любыми другими, описанными в следующих подпараграфах.
6. Кроме плохих контактов существуют еще два основных типа неисправности: разрыв цепи и короткое замыкание цепи.
7. При разрыве цепи в каком-либо ее месте прекращается питание компонента током и вследствие этого его работа, хотя разрыв цепи не приводит к выходу из строя предохранителя.
8. Короткое замыкание цепи обычно вызываются нарушением изоляции электропроводки, когда происходит взаимное касание проводов или провода с корпусом. Короткое замыкание обычно выводит из строя плавкий предохранитель соответствующей цепи.
Обнаружение разрывов цепи
9. Чтобы обнаружить разомкнутую цепь, подсоедините одну из клемм тестера или отрицательную клемму вольтметра к отрицательной клемме аккумулятора или к надежному заземлению.
10. Другую клемму контрольного прибора подсоедините к разъему в проверяемой цепи, предпочтительно самому близкому к аккумулятору или плавкому предохранителю.
11. Включите цепь, затем присоедините клемму тестера в месте, ближайшем к исследуемому участку. Учтите, что некоторые цепи замкнуты только тогда,когда выключатель зажигания находится в определенном положении.
12. Наличие напряжения (о чем свидетельствует свет контрольной лампочки или показания вольтметра), означает, что линия цепи между соответствующим разъемом и аккумулятором исправна.
13. Продолжайте проверку остальных частей цепи тем же способом.
14. Если точка, в который напряжение отсутствует, найдена, значит участок между этой точкой и предыдущей проверенной точкой неисправен. Проверьте его для обнаружения неисправности. Большинство неисправностей возникает по причине коррозии, поломки или ослабления контактов.
Обнаружение короткого замыкания цепи
15. Перед проверкой цепи на короткое замыкание отсоедините нагрузку от цепи (нагрузка - компоненты, которые потребляют мощность, типа лампочек, двигателей, нагревательных элементов, и т.д.).
16. Извлеките соответствующий плавкий предохранитель цепи и подсоедините провода тестера или вольтметра к его контактам.
17. Включите цепь, учитывая, что некоторые цепи замыкаются только тогда, когда выключатель зажигания находится в определенном положении.
18. Наличие напряжения (о чем свидетельствует свет контрольной лампочки или показания вольтметра) подтверждает короткое замыкание.
19. Если в процессе этого испытания напряжение отсутствует, но плавкий предохранитель при подключении нагрузки выходит из строя, это указывает на внутреннюю неисправность в нагрузке.
Обнаружение неисправности заземления
20. Отрицательная клемма аккумулятора связана с "заземлением" - блоком двигатель-трансмиссия-кузов. К большинству потребителей электроэнергии подходит только положительный провод, а отрицательным проводником является металл кузова. Это означает, что масса кузова представляет собой часть цепи. В связи с этим, незатянутые соединения могут приводить к частичному или полному разрыву цепи. А это может вызывать тусклое свечение приборов освещения (особенно, если включена другая цепь, использующая ту же точку заземления), замедление вращения двигателей (таких, как двигатель стеклоочистителя или двигатель вентилятора системы охлаждения) и влияние одной цепи на работу другой. Обратите внимание, что на многих транспортных средствах используются гибкие заземляющие шины для соединения с кузовом агрегатов, которые не имеют с ним непосредственного металлического контакта, как, например, блок двигатель-трансмиссия, установленный на резиновых подушках.
21. Для того, чтобы проверить надежность заземления компонента, отсоедините аккумулятор и подключите один провод омметра к точке с надежным заземлением. Второй провод омметра присоедините к проверяемой точке компонента. Омметр должен регистрировать нулевое сопротивление; в противном случае проверьте соединение компонента с массой следующим образом.
22. Если у Вас есть подозрение, что нарушено соединение с массой, разберите это соединение, зачистите как место контакта на кузове, так и наконечник провода (или установочную поверхность корпуса узла) до металла. Удалите все следы грязи и коррозии, ножом соскоблите краску так. чтобы обеспечить чистоту соединения металл-металл. Соберите соединение и тщательно затяните крепеж. Если на концах проводов имеются наконечники, то для обеспечения надежного соединения установите зазубренные шайбы между наконечником и корпусом. С целью предотвращения коррозии соединения после восстановления смажьте его снаружи техническим вазелином или силиконовой смазкой (или же периодически наносите на него распылением специальные влагозащитные средства).