Если наблюдается отказ нескольких потребителей, то наиболее вероятной причиной является обрыв соединения с массой или перегорание предохранителя. Как правило, отказы электрооборудования обусловлены ослаблением контактов или их коррозией, перегоранием предохранителя или оплавлением перемычки. Поиск неисправностей, как правило, выполняется с помощью тестера (вольтметра) или контрольной лампы, которые подключаются между участком неисправной цепи и хорошо зачищенной массой.
Подключая тестер или лампу последовательно по контуру цепи можно выявить неисправный участок, который обнаруживается по пропаданию напряжения или погасанию лампы. Для поиска короткого замыкания в проводах следует достать предохранитель проверяемой цепи и в разрыв подключить лампу или вольтметр. На короткое замыкание с массой указывает загорание лампы при покачивании проводов из стороны в сторону (тестер должен показать напряжение). При проверке следует иметь в виду, что некоторые потребители получают питание при положении ключа зажигания Accessories или Run. Для проверки надежности соединения с массой соедините через омметр (или через контрольную лампу с батарейкой) проверяемое соединение провода с массой и хорошо зачищенный участок массы. Если омметр покажет цепь (или лампа загорится), то соединение с массой надежное. В противном случае контакт с массой нарушен. Имейте в виду, что в большинстве случаев масса служит обратным токопроводом, соединяющим цепь с отрицательным полюсом батареи. Поэтому нарушение соединения с массой, или разрыв в цепи обратного тока на батарею, может быть основной причиной отказа.
Отыскание источника неисправности в системе электрооборудования — общее описание
Типичная электрическая цепь состоит из элемента электрооборудования, выключателей, реле, двигателей, предохранителей, пережигаемых перемычек или автоматических выключателей и проводов и соединений, которые соединяют все элементы между собой и подключают их к аккумулятору и «массе» автомобиля. Для того чтобы упростить процесс поиска неисправности, в конце этой Главы приведены электрические схемы системы электрооборудования автомобиля.
Перед началом проверки неисправной цепи, вначале изучите принципиальную схему этой цепи для того, чтобы понять из каких элементов она состоит. Источник неисправности можно отыскать быстрее, если определить, какие из элементов этой цепи работают нормально. Если выходят из строя сразу несколько элементов или цепей, проблема, вероятно, заключается в перегоревшем предохранителе или плохом заземлении, так как, зачастую один предохранитель отвечает за несколько цепей.
Проблемы с работой системы электрооборудования обычно вызваны простыми причинами, такими как окислившиеся или ненадежные контакты, перегоревший предохранитель, перегоревшая пережигаемая перемычка или неисправное реле. Визуально проверьте состояние всех предохранителей, проводов и соединений в неисправной цепи перед началом проверки других элементов это» цепи. Если вы собираетесь использовать контрольно-измерительные приборы, используйте принципиальные схемы для того, чтобы определить, какие соединения необходимо проверить для обнаружения неисправности.
Основными приборами, необходимыми для отыскания неисправности в цепи электрооборудования, являются:
- а) Прибор для проверки схем или вольтметр (или лампочка на 12 Вольт с соединительными проводами).
- б) Контрольная лампочка с источником питания (или прибор для проверки целостности цепей).
- в) Омметр (для измерения сопротивления).
- г) Аккумулятор.
- д) Щупы с проводами.
- е) Накидной провод, желательно с автоматическим выключателем или предохранителем, который можно использовать для проверки проводов или элементов электрооборудования.
Перед началом отыскания неисправности с использованием контрольно-измерительного оборудования, изучите принципиальные схемы для того, чтобы определить точки подсоединения.
Для отыскания ненадежного соединения или точки короткого замыкания (обычно из-за плохого или загрязненного соединения, или поврежденной изоляции) провода можно потрясти рукой для того, чтобы увидеть, не выходит ли цепь из строя при движении провода. Таким путем можно отыскать точку с ненадежным соединением или точку, в которой происходит короткое замыкание. Этот метод проверки можно использовать наряду с остальными тестами, описанными в следующих подразделах.
Помимо проблем, связанных с плохим соединением, электрическая цепь может иметь две других основных неисправности — наличие разрыва в цепи или короткого замыкания.
Разрыв в цепи может быть вызван разрывом какого-либо провода или отсутствием соединения где-либо в цепи, что помешает течению тока. Разрыв в цепи вызовет отказ какого-либо элемента электрооборудования в работе, но не приведет к перегоранию предохранителя этой цепи.
Неисправности, связанные с коротким замыканием, вызваны замыканием где-либо в цепи, что приводит к тому, что ток, текущий по цепи, начинает течь по другой цепи, и чаще всего, уходит на «массу». Короткое замыкание обычно вызвано разрывом изоляции, что позволяет питающему проводу касаться либо другого провода, либо заземленного элемента, такого, как кузов. Короткое замыкание приводит к перегоранию предохранителя соответствующей цепи.
Перед отысканием источника неисправности или при проведении ремонта в системе электрооборудования, не забудьте, что различные типы проводов имеют различный цвет.
Отыскание разрыва цепи
Для отыскания разрыва цепи подсоедините один из щупов контрольной лампочки к отрицательной клемме аккумулятора или «массе» автомобиля.
Подсоедините второй щуп к соединению в проверяемой цепи, желательно расположенному как можно ближе к аккумулятору или предохранителю.
Подайте напряжение на цепь. Не забывайте, что в некоторых цепях напряжение присутствует только, если повернуть ключ в замке зажигания в определенное положение.
Если напряжение присутствует (о чем будет свидетельствовать загоревшаяся контрольная лампочка или показания вольтметра), это значит, что часть цепи между соединением и аккумулятором исправна.
Продолжайте проверку остальной части цепи таким же образом.
Когда вы найдете точку, где напряжение отсутствует, это значит, что источник неисправности лежит между этой точкой и последней точкой, где напряжение присутствовало. Большинство проблем вызвано плохим соединением.
Отыскание короткого замыкания
Для проверки цепи на наличие короткого замыкания, вначале отсоедините нагрузку цепи (нагрузка — это элементы электрооборудования, которые потребляют электроэнергию, такие, как лампочки, двигатели, нагревательные элементы и т.д.).
Снимите предохранитель соответствующей цепи и подсоедините контрольную лампочку или вольтметр к клеммам подключения предохранителя.
Подайте напряжение на цепь. Не забывайте, что в некоторых цепях напряжение присутствует только, если повернуть ключ в замке зажигания в определенное положение.
Если напряжение присутствует (о чем будет свидетельствовать загоревшаяся контрольная лампочка или показания вольтметра), это значит, что в цепи есть короткое замыкание.
Если напряжения нет, но предохранитель все же перегорает при подсоединении элементов нагрузки, значит, неисправен какой-либо из этих элементов.
Проверка надежности заземления
Отрицательная клемма аккумулятора подсоединена к «массе» автомобиля -металлу двигателя/коробки передач и кузову автомобиля - и большинство систем электрооборудования разработаны так, чтобы к элементу электрооборудования подходил только один питающий провод, а ток возвращался через металл кузова автомобиля. Это значит, что крепление элемента электрооборудования и кузов автомобиля являются частью электрической цепи, Поэтому, плохое или окислившееся крепление может явиться причиной большого числа неполадок в системе электрооборудования от полного выхода цепи из строя до ненадежной ее работы. В частности, лампочки могут гореть тускло (особенно, если включена другая цепь, использующая то же заземление), двигатели (например, двигатели стеклоочистителей или вентилятор охлаждения радиатора) могут работать медленно и включение какой-либо цепи может влиять на работу другой цепи. Заметьте, что на многих автомобилях используются соединительные заземляющие полоски между различными агрегатами автомобиля, например, между двигателем/коробкой передач и кузовом, обычно тогда, когда между элементами нет металлического контакта из-за использования резиновых креплений и т.д.
Для проверки надежности заземления отсоедините аккумулятор и подсоедините один из щупов омметра к «массе» автомобиля. Подсоедините второй щуп к проводу или точке заземления, которую необходимо проверить. Сопротивление, регистрируемое омметром, должно равняться нулю; если нет, проверьте соединение следующим образом.
Если вы считаете, что соединение не в порядке, разберите соединение и зачистите до чистого металла контактную поверхность и клемму провода или поверхность заземляемого элемента. Удалите полностью грязь и следы коррозии, затем, при помощи ножа удалите слой краски для того, чтобы получить надежное соединение металла с металлом. При сборке, надежно зафиксируйте соединение; при установке клеммы провода, используйте зубчатые шайбы между клеммой и кузовом. После подсоединения, для предотвращения образования коррозии нанесите на соединение слой вазелина или силиконовой смазки.
Разъемы
На рассматриваемых автомобилях применяются многоконтактные разъемы с пластмассовыми корпусами. Ответные части разъемов удерживаются защелками или центральным винтом (например в разъемах под панелью приборов). Защелки расцепляются тонким плоским инструментом. В некоторых разъемах защелок может быть больше двух. Для проверки цепи без отсоединения разъема щупы прибора вводятся с тыльной стороны разъема до упора в клемму.