Датчики скорости вращения колес выдают сигналы на ЭБУ как только колеса изменяют скорость вращения или скользят. В зависимости от скорости вращения каждого колеса ЭБУ определяет текущую опорную скорость и. сравнивая ее со скоростью, записанной в запоминающее устройство, выбирает оптимальную величину замедления вращения колес и выдает соответствующий сигнал на гидроблок.
Если разность скоростей вращения колес вызвана такими факторами, как аквапланирование или неровности дороги, а рабочая тормозная система при этом не задействована, АБС не срабатывает, поскольку ЭБУ системы не получает сигнала торможения от выключателя стоп-сигнала.
![](https://autoinstruction.ru/img/fiat/172/448866.jpg)
Рис. 7-8. Антиблокировочная система тормозов: 1 - ЭБУ; 2 - главный тормозной цилиндр; 3 - гидроблок; 4 - датчики скорости вращения передних колес; 5 - датчики скорости вращения задних колес
Величина давления в тормозных механизмах задних колес одинакова и определяется тормозным механизмом того колеса, которое имеет наименьшее сцепление с дорогой. Действие антиблокировочной системы прекращается при скорости движения менее 5 км/ч для обеспечения полной остановки автомобиля.
Во время повышения давления в тормозном приводе на электромагнитные клапаны гидроблока не поступает сигнал и давление в колесных цилиндрах тормозных механизмов определяется нажатием на педаль тормоза водителем.
Давление на выходе трубопровода «Б» (рис. 7-9) главного тормозного цилиндра передается в колесные цилиндры левого переднего и правого заднего колес через электромагнитные клапаны 2 и 4, тогда как с выхода трубопровода «В» давление передается на колесные цилиндры правого переднего и левого заднего колес через электромагнитный клапан 3 и через уравновешивающий клапан 9.
![](https://autoinstruction.ru/img/fiat/172/448867.jpg)
Рис. 7-9. Фаза повышения давления в тормозном приводе: 1 - главный тормозной цилиндр; 2, 3, 4 - электромагнитные клапаны; 5 - электронасос; 6 - аккумулятор давления; 7, 8 - датчики скорости вращения колес; 9 - уравновешивающий клапан; 10, 11 - поршни; 12 - шток; 13 - пружина; 14 - клапан; А - ЭБУ; Б, В - трубопроводы
Клапан 9 передает давление тормозной жидкости, так как поршень 10 под действием пружины 13 удерживает клапан 14 в открытом положении, а на поршень 11 воздействует с обеих сторон одинаковое давление и он удерживается на месте. Давление в тормозном приводе увеличивается и, следовательно, вращение колес замедляется и их окружная скорость становится меньше, чем скорость движения автомобиля (скольжение увеличивается). Если одно из задних колес начинает самоблокироваться, после поступления соответствующего сигнала ЭБУ через гидроблок уменьшает давление в колесном цилиндре данного колеса.
В течение фазы поддержания давления в тормозном приводе скорость вращения и ускорение колеса увеличиваются (рис. 7-10). В обмотке электромагнитного клапана 4 проходит ток приблизительно 2 А. Главный тормозной цилиндр по-прежнему не сообщается с цилиндрами тормозов задних колес (положение ожидания).
![](https://autoinstruction.ru/img/fiat/172/448868.jpg)
Рис. 7-10. Фаза поддержания давления в тормозном приводе. Легенду см. рис. 7-9
Давление в тормозной жидкости медленно растет в цилиндрах тормозов задних колес в результате перемещения электромагнитного клапана, затем оно стабилизируется на постоянном уровне.
Сила торможения обеспечивает постоянное замедление, если даже окружная скорость колес приближается к скорости движения автомобиля. При достижении пороговой величины возникает необходимость увеличения силы торможения.
Цикл повторяется до снижения скорости движения автомобиля примерно до 5 км/ч, при которой система АБС отключается для обеспечения полной остановки автомобиля.
Во время фазы снижения давления в тормозном приводе (рис. 7-11) на основе информации от датчиков ЭБУ определяет, есть ли тенденция блокировки одного или нескольких колес и, если она имеет место, блок подает соответствующие сигналы на исполнительные органы.
![](https://autoinstruction.ru/img/fiat/172/448869.jpg)
Рис. 7-11. Фаза снижения давления в тормозном приводе. Легенду см. рис. 7-9
В обмотке электромагнитного клапана 4 проходит ток 5 А, клапан закрывается, связь главного тормозного цилиндра с колесным цилиндром правого заднего колеса прерывается. Одновременно открывается магистраль между колесным цилиндром правого заднего колеса и электронасосом 5, который включается одновременно с электромагнитным клапаном 4.
При этом давление тормозной жидкости в цилиндре тормоза правого заднего колеса и в камере поршня 11, соединенной с цилиндром, уменьшается. Вытесненная тормозная жидкость поступает в главную магистраль через электронасос 5. Это вызывает гидравлические толчки на педаль тормоза, которые ощущает водитель.
Роль аккумулятора 6 в системе заключается в накапливании тормозной жидкости, вытесненной из тормозного цилиндра, кроме того он выполняет функцию амортизационной камеры при перепадах давления во время фазы восстановления тормозного давления в тормозном приводе.
Действие разного давления на поршень 11 вызывает перемещение штока 12, который через поршень 10 перемещает поршень 11 и перекрывает клапан 14. В результате чего происходит уменьшение давления в цилиндре тормоза левого заднего колеса из-за увеличения объема камеры поршня 10.
Таким образом, при одинаковом давлении жидкости в цилиндрах тормозов задних колес силы, действующие на поршни 10 и 11, вновь уравновешиваются.
Система самодиагностики АБС сигнализирует путем загорания контрольной лампы в комбинации приборов только о неисправности в системе, но не указывает саму неисправность или ее причину. Для проведения более полной диагностики необходимо использовать тестер фирмы «Fiat-Lancia».