Снятие
Примечание. Двигатель может быть снят с автомобиля только в сборе с трансмиссией, затем отделен от нее.
1. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
2. Заблокируйте задние колеса упорами, поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. Снимите передние колеса.
3. Отсоедините от капота стойки поддержки и закрепите капот в вертикальном положении.
4. Снимите воздушный фильтр и воздуховоды, как описано в разделе 4А.
5. Если двигатель будет разбираться, слейте с него моторное масло и снимите масляный фильтр. Очистите и вверните на место пробку слива моторного масла.
6. Слейте трансмиссионное масло из картера коробки передач, как описано в разделе 7А. Вверните на место пробки заливки/проверки уровня и слива трансмиссионной жидкости и затяните их требуемым моментом.
7. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения как описано в разделе 1.
8. Снимите генератор, как описано в разделе 5А, и насос усилителя рулевого управления, как описано в разделе 10.
9. На моделях с системой кондиционирования воздуха выверните болты крепления компрессора и, не отсоединяя от него шланги, переместите в сторону от двигателя и мягкой проволокой закрепите на кузове.
10. Снимите аккумуляторную батарею, опору батареи и верхнюю крепежную пластину, как описано в разделе 5А.
11. Используя информацию, приведенную в разделах 4А и 4С, выполните следующие действия:
- a) Разгерметизируйте топливную систему и отсоедините шланги подачи и возврата топлива.
- b) Отсоедините трос акселератора.
- c) Отсоедините разъемы топливной системы.
- d) Отсоедините от выпускного коллектора клапан очистки и/или вакуумные шланги сервопривода тормозной системы.
- e) Снимите приемную трубу системы выпуска отработавших газов.
12. Ослабьте зажимы и отсоедините шланги радиатора отопителя от патрубков на перегородке моторного отсека. Также отсоедините от двигателя шланг нижнего бачка радиатора и все остальные шланги системы охлаждения.
13. Снимите радиатор, как описано в разделе 3. Это не обязательное действие, однако, значительно увеличивается свободное пространство и уменьшается риск повреждения радиатора при снятии двигателя.
14. Отсоедините от коробки передач трос привода сцепления, как описано в разделе 6, и переместите его в сторону
15. Используя информацию, приведенную в разделах 7А, выполните следующие действия:
- a) Отсоедините от коробки передач шток переключения передач/тягу.
- b) Отсоедините разъем от датчика скорости автомобиля.
- c) Отсоедините трубу рулевого привода с усилителем от обратной стороны двигателя.
- d) Отсоедините разъем от переключателя фонаря заднего хода.
16. Снимите оба приводных вала, как описано в разделе 8.
17. Проследите жгут проводов от двигателя до главных разъемов жгута в блоке реле и предохранителей, расположенного за опорой аккумуляторной батареи. Вращая против часовой стрелки, освободите стопорные кольца и отсоедините разъемы. Также проследите жгут проводов от двигателя к коробке передач и отсоедините все разъемы и провода соединения с «массой». Убедитесь, что все уместные разъемы отсоединены, а жгут проводов освобожден из всех зажимов и может быть снят вместе с двигателем.
18. Закрепите захваты грузоподъемного механизма за подъемные проушины двигателя и поднимите настолько, чтобы вес двигателя воспринимался грузоподъемным механизмом.
19. Отверните центральную гайку крепления резинового элемента опоры, затем отверните две гайки и достаньте опору из моторного отсека. Выверните болты и снимите верхний кронштейн с кузова.
20. Снизу автомобиля выверните болт, крепящий тягу задней опоры к кронштейнy и нижней раме, и снимите тягу.
21. Выверните два болта крепящие искривленную удерживающую пластину к кузову, и снимите пластину. Отвинтите куполообразную буферную гайку, затем отверните гайку, крепящую верхний кронштейн к резиновому элементу. Снимите верхний кронштейн и буферную пластину со стойки, снимите шайбу, отверните верхний резиновый элемент от кузова и снимите его с автомобиля.
22. Еще раз убедитесь, что все детали, провода и шланги, которые могут помешать снятию силового агрегата, отсоединены или сняты. Убедитесь также в том, что при снятии агрегата не будут деформированы или повреждены другие детали автомобиля (например, тяга или и то к управления коробкой передач).
23. Поднимите двигатель/коробку передач из автомобиля, следя за тем, что-бы не повредить или не зацепить находящиеся рядом детали. Эту операцию целесообразно выполнять с помощником, так как потребуется немного наклонить силовой агрегат, чтобы не задеть панели кузова. На моделях, оборудованных антиблокировочной тормозной системой, проявите особую осторожность, чтобы при снятии двигателя не повредить блок ABS.
24. После поднятия двигателя на достаточную высоту переместите его вперед и опустите перед автомобилем.
Отделение коробки передач от двигателя
25. Зафиксируйте снятый силовой агрегат деревянными брусками, поставив его на верстак или на чистую ровную площадку в мастерской.
26. Выверните болты и снимите нижнюю пластину с картера коробки передач со стороны маховика.
27. На моделях с «типовым приводом» механизма выключения сцепления (для дополнительной информации см. раздел 3) выверните шпильку или болт и снизите рычаг с верхней части вала выключения сцепления. Это необходимо для обеспечения свободного вращения вала : вилкой выключения сцепления и отсоединения от подшипника выключения сцепления при отсоединении коробки передач от двигателя. Чертилкой или краской проведите линию через центр дела выключения сцепления и отметьте ее взаимное положение на картере коробки передач.
28. Выверните болты и снимите стартер.
29. Убедитесь, что силовой агрегат надежно зафиксирован и выверните болты крепления картера коробки передач к двигателю. Отметьте расположение болтов (а на некоторых автомобилях и соответствующих кронштейнов), чтобы при сборке установить их на прежние места.
30. Осторожно отделите коробку передач от двигателя, следя за тем, чтобы вес коробки передач не воспринимался первичным валом во время выхода его из ведомого диска сцепления.
31. Если направляющие штифты коробки передач свободно перемещаются, то достаньте их и храните так, чтобы впоследствии установить на прежнее место.
32. На моделях с «типовым приводом» механизма выключения сцепления после разъединения сцепления нанесите вторую линию на картере коробки передач, совмещенную с ранее нанесенной линией на валу. Это покажет угол, на который повернулся вал с вилкой выключения сцепления после снятия. Метки будут использоваться для установки вилки в исходное положение и зацепления с подшипником выключения сцепления при установке коробки передач.
Установка
33. Если коробка передач была отделена от двигателя, выполните действия, приведенные в пунктах 34-42. В противном случае, переходите к пункту 43.
34. На шлицы первичного вала коробки передач нанесите тонкий слой тугоплавкой смазки Molykote BR2 plus. Избыток смазки не допускается, в противном случае, возможно, замасливание фрикционного диска.
35. Если снимались, установите направляющие штифты на двигатель или коробку передач.
36. На моделях с «типовым приводом» механизма выключения сцепления установите подшипник выключения оцепления так, чтобы стрелка была направлена вверх, и совместите линию на валу со второй линией на картере коробки передач. Это будет гарантировать, что при установке коробки передач вилка выключения сцепления и подшипник совместятся правильно.
37. Осторожно установите коробку передач на двигатель по направляющим штифтам.
38. На моделях с «типовым приводом» механизма выключения сцепления после присоединения коробки передач к двигателю проверьте правильность соединения вилки и подшипника выключения сцепления. В этом случае линия на валу и первая линия на коробке передач должны совместиться.
39. Вверните болты крепления картера коробки передач, убедившись в правильности установки всех кронштейнов, затем затяните болты требуемым моментом.
40. Установите стартер и закрепите его болтами.
41. На моделях с «типовым приводом» механизма выключения сцепления установите рычаг выключения сцепления на вал и закрепите его шпилькой или болтом.
42. При необходимости установите нижнюю пластину на картер коробки передач со стороны маховика.
43. Закрепите захваты грузоподъемного механизма за подъемные проушины двигателя, поднимите двигатель и расположите его над моторным отсеком.
44. Работая с помощником, установите силовой агрегат в моторный отсек, следя за тем, чтобы не задеть расположенные поблизости детали.
45. Установите правую опору силового агрегата и закрепите болтами и гайками, затянув их от руки.
46. Установите верхний кронштейн левой опоры и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом. Установите резиновую подушку и закрепите гайками с шайбами, а также центральной гайкой с шайбой, затянув их незначительно.
47. Снизу автомобиля установите тягу задней опоры и закрепите ее болтами.
48. Покачайте двигатель, осадив его на опоры, затем затяните требуемым моментом болты и гайки крепления опор. Отсоедините от двигателя захваты грузоподъемного механизма.
49. Дальнейшая установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего:
- a) Убедитесь, что жгуты проводов правильно проложены и закреплены зажимами, а все разъемы надежно подсоединены.
- b) Перед подсоединением приводных валов к коробке передач замените сальники приводных валов, как описано в разделе 7А.
- c) Убедитесь, что все шланги для охлаждающей жидкости правильно подсоединены и надежно закреплены зажимами.
- d) Отрегулируйте трос акселератора, как описано в разделе 4А.
- e) Залейте в двигатель и коробку передач требуемое количество рекомендованного масла.
- f) Залейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения.
- g) Удалите воздух из гидравлического привода усилителя рулевого управления, как описано в разделе 10.