Предупреждения!
- Не открывайте крышку расширительного бачка на горячем двигателе, так как выходящие пары могут привести к сильным ожогам. Не оставляйте открытыми емкости с охлаждающей жидкостью, так как жидкость ядовита.
- Избегайте попадания охлаждающей жидкости на окрашенные поверхности кузова и одежду. В противном случае, промойте место, куда попала охлаждающая жидкость, обильным количеством воды.
Слив охлаждающей жидкости
1. После полного остывания двигателя снимите крышку с расширительного бачка. Поверните крышку против часовой стрелки пока она не достигнет первого ограничителя. Подождите, пока не будет снято давление, оставшееся в системе охлаждения, затем поверните крышку против часовой стрелки до второго ограничителя и снимите ее.
2. Установите под левой нижней частью радиатора соответствующий контейнер.
3. Ослабьте сливную пробку (не требуется полное снятие пробки) и слейте охлаждающую жидкость в контейнер. При необходимости наденьте на наконечник пробки длинный резиновый шланг, второй конец которого опустите в контейнер.
4. Для ускорения слива охлаждающей жидкости выверните винты, предназначенные для удаления воздуха из системы охлаждения, которые расположены в левой части радиатора, соединительной муфте шланга выхода охлаждающей жидкости из сердечника радиатора отопителя на перегородке моторного отсека и на верхней части корпуса термостата (рис. 1.71, 1.72). На автомобилях с бензиновыми двигателями 1,8 л с 8 клапанами и дизельными двигателями может быть дополнительный винт в канале, смежном с корпусом термостата.
Рис. 1.71. Расположение винта (стрелка) для удаления воздуха из системы охлаждения на радиаторе автомобиля с бензиновым двигателем 1,4 л | Рис. 1.72. Расположение винта (стрелка) для удаления воздуха из системы охлаждения на шланге отопителя автомобиля с бензиновым двигателем 1,4 л |
5. Для слива охлаждающей жидкости с блока цилиндров установите контейнер под сливной пробкой, расположенной в передней левой части блока цилиндров на бензиновых двигателях 1,4 и 1,6 л и в задней левой части блока цилиндров на дизельных двигателях. Выверните пробку и слейте охлаждающую жидкость с блока цилиндров
6. Для слива охлаждающей жидкости с блока цилиндров бензиновых двигателей 1,8 и 2,0 л затяните стояночный тормоз, затем поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках. Снимите нижний брызговик моторного отсека и установите контейнер под местом соединения шланга нижнего бачка радиатора с правой задней частью блока цилиндров. Отсоедините шланг от блока цилиндров и слейте охлаждающую жидкость в контейнер.
7. Если охлаждающая жидкость сливается по любой другой причине, кроме ее замены, а также если она чистая со сроком эксплуатации менее 5 лет, ее можно использовать повторно, хотя это делать не рекомендуется.
8. Вверните сливные пробки радиатора и блока цилиндров или подсоедините шланг нижнего бачка радиатора к блоку цилиндров. При наличии установите нижний брызговик моторного отсека и опустите автомобиль.
Промывка системы охлаждения
9. Систему охлаждения необходимо промыть, так как в каналах системы образуется ржавчина и скапливается грязь, что затрудняет прохождение охлаждающей жидкости. Эффективность системы охлаждения может быть восстановлена промывкой системы струей чистой воды.
10. Для исключения избыточного загрязнения радиатор необходимо промывать отдельно от двигателя.
Промывка радиатора
11. Отсоедините от радиатора все шланги.
12. Вставьте садовый шланг в патрубок верхнего бачка радиатора. Направьте поток чистой воды через радиатор и промывайте радиатор до появления чистой воды из нижнего бачка радиатора.
13. Если промывка радиатора водой не дает положительных результатов, промойте радиатор очищающим средством, предназначенным для очистки пластмассовых и алюминиевых элементов радиатора. При наличии сильного загрязнения промойте радиатор в обратном направлении, вставив шланг в отверстие нижнего бачка радиатора.
Промывка двигателя
14. Для промывки двигателя затяните винты, предназначенные для удаления воздуха, и снимите термостат. Временно установите крышку термостата без термостата.
Рис. 1.73. Расположение винта для удаления воздуха из системы охлаждения на шланге отопителя автомобиля с дизельным двигателем
15. Отсоедините верхний и нижний шланги от радиатора и вставьте садовый шланг в шланг верхнего бачка радиатора Промывайте двигатель до появления чистой воды из шланга нижнего бачка радиатора.
Рис. 1.74. Расположение винта для удаления воздуха из системы охлаждения на кожухе термостата автомобиля с дизельным двигателем
16. После окончания промывки установите на место термостат и подсоедините шланги к радиатору.
Заполнение системы охлаждения
17. Перед заполнением системы охлаждения убедитесь что все шланги и хомуты находятся в хорошем состоянии, при этом хомуты надежно затянуты. Обратите внимание, что для предотвращения коррозии смесь антифриза должна использоваться круглый год. Также проверьте что сливные пробки на радиаторе и блоке цилиндров находятся на месте и надежно затянуты.
18. Снимите крышку с расширительного бачка.
19. Отверните все винты предназначенные для удаления воздуха из системы охлаждения.
20. Некоторые из шлангов системы охлаждения расположены выше, чем верхняя часть расширительного бачка Поэтому при заполнении системы охлаждения или доливке охлаждающей жидкости необходимо использовать дополнительный резервуар, что позволит удалить воздух, находящийся в системе охлаждения. Дилеры Citroen используют специальный резервуар, однако такого же эффекта можно достичь при использовании соответствующей бутылки без дна с дополнительным уплотнением между бутылкой и расширительным бачком (рис. 1.75). Уплотнение должно быть таким, чтобы исключить попадание воздуха настолько, насколько это возможно.
Рис. 1.75. Использование бутылки от антифриза в качестве специального резервуара с дополнительным уплотнением (стрелка) между бутылкой и расширительным бачком
21. Установите бутылку с дополнительным уплотнением на расширительный бачок и медленно заполните систему. Охлаждающая жидкость начнет вытекать через винты, предназначенные для удаления воздуха, начиная с самого нижнего винта. Как только охлаждающая жидкость без пузырьков воздуха начнет вытекать из самого нижнего винта, затяните этот винт и наблюдайте за следующим винтом. Повторяйте эту операцию, пока охлаждающая жидкость не начнет вытекать из самого верхнего винта, после чего затяните этот винт и проверьте надежность затягивания всех винтов.
22. Убедитесь, что дополнительный резервуар (бутылка) полный или в нем находится не менее 0,5 л охлаждающей жидкости. Пустите двигатель и увеличьте частоту вращения коленчатого вала до 2000 мин-1, пока не включится и выключится вентилятор радиатора. Остановите двигатель.
23. Подождите до полного охлаждения двигателя и снимите дополнительный резервуар (бутылку).
24. После охлаждения двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. При необходимости долейте жидкость и установите на место пробку расширительного бачка.
Охлаждающая жидкость
25. Охлаждающая жидкость должна заменяться строго через предписанные интервалы. Это необходимо для сохранения свойств охлаждающей жидкости, а также для исключения появления коррозии, возникновение которой возможно с потерей эффективности ингибиторов коррозии.
26. Охлаждающая жидкость представляет собой смесь дистиллированной воды с концентратом этиленгликоля.
27. Не используйте охлаждающую жидкость в омывателе стекол, так как она может повредить лакокрасочное покрытие автомобиля.