Батарея всегда должна быть чистой и сухой. Следы электролита на поверхности батареи необходимо удалять чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или питьевой соды. Необходимо регулярно следить за чистотой вентиляционных отверстий в пробках.
Проверка уровня электролита
Уровень электролита должен находиться между метками «MIN» и «МАХ», нанесенными на полупрозрачный корпус аккумуляторной батареи. Если меток нет, то уровень должен быть на 5...10 мм выше края сепараторов и не подниматься выше нижнего края индикатора 7 (см. рис. 96). При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Для восстановления уровня электролита необходимо доливать только дистиллированную воду. Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то необходимо доливать электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, то следует отсосать электролит резиновой грушей с эбонитовым наконечником.
Проверка степени разряженности батареи
Для определения степени разряженности автомобильным ареометром измеряется плотность электролита. Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, то необходимо снять ее с автомобиля и подзарядить. Во время измерения плотности следить за тем, чтобы на поверхность батареи, кузов и другие детали с пипетки не падали капли электролита, содержащие серную кислоту, которая вызывает коррозию, утечку тока и т. д. Степень разряженности батареи определяется по табл. 4.
Плотность электролита зависит от температуры. С изменением ее на каждые 15°С плотность изменяется приблизительно на 0,01 г/см3. Поэтому, если температура электролита выше или ниже +25°С, то необходимо прибавить к показанию ареометра или отнять от него температурную поправку, указанную в табл. 5.
Чтобы избежать ошибочных результатов, не следует измерять плотность электролита:
- если его уровень не соответствует норме; если электролит слишком горячий или холодный (оптимальная температура электролита при измерении плотности 15...25°С);
- после доливки дистиллированной воды. Следует переждать, пока электролит перемешается (если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов);
- после нескольких включений стартера. Надо подождать, пока установится равномерная плотность электролита в элементе батареи;
- при «кипящем» электролите. Необходимо подождать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку ареометра, поднимутся на поверхность.
Если плотность электролита слишком низкая (менее 1,22 г/см3) и одновременно наблюдается сильный нагрев батареи в эксплуатации (более чем на 10°С выше температуры окружающей среды) или плотность электролита в различных элементах батареи отличается более чем на 0,2 г/см3, то необходимо подзарядить батарею током 2...3 А в течение 24 ч. Если после нодзаряда напряжение батареи будет меньше 12 В, то она непригодна к эксплуатации.
Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высока (1,3 г/см3 и выше), то ее доводят до нормы, как указано выше.
Заряд аккумуляторной батареи
Снятую с автомобиля батарею необходимо аккуратно очистить, особенно ее верхнюю часть, и проверить уровень электролита. Батарея заряжается током силой 5,5 А в продолжение нескольких часов, пока напряжение не станет постоянным, а плотность электролита неизменной.
В конце заряда плотность электролита иногда отличается от нормы. В этом случае доводят ее до рекомендуемой величины. При повышенной плотности следует отобрать часть электролита из элемента батареи резиновой грушей с эбонитовым наконечником, а затем долить дистиллированную воду, подождать, пока электролит перемешается, и снова замерить плотность. Если плотность электролита ниже нормы, то, частично отобрав его из элемента, доливают электролит повышенной плотности (1,40 г/см3).
При заряде необходимо периодически проверять температуру электролита. Начальная температура должна быть не более +27°С. В процессе заряда надо следить, чтобы температура не поднималась выше +40°С. При достижении ее следует уменьшить наполовину силу зарядного тока или прервать на время заряд и охладить батарею до +20°С.