Проверка уровня электролита
Уровень электролита дол жен находиться между метками «MIN» и «МАХ», нанесенными на полупрозрачный корпус аккумуляторной батареи. При эксплуатации батареи уровень электролита постепенно понижается, так как испаряется вода, входящая в его состав. Поэтому надо через каждые 4 мес проверять его уровень. Не допускается эксплуатация аккумуляторной батареи с уровнем электролита ниже метки «MIN». Для восстановления уровня электролита необходимо доливать только дистиллированную воду.
Если точно установлено, что причиной низкого уровня является выплескивание, то доливать необходимо электролит той же плотности, что и оставшийся в элементе батареи. Если уровень выше нормы, то электролит необходимо отобрать резиновой грушей.
Проверка степени разряженности батареи
Для определения степени разряженности при отказе батареи, а также через каждые 4 мес измеряют автомобильным денсиметром плотность электролита и сравнивают ее с данными табл. 18. Если батарея разряжена более чем на 25% зимой и на 50% летом, то ее следует снять с автомобиля и подзарядить.
Во время измерения плотности следят за тем, чтобы на поверхность батареи, кузов и на другие детали не попал электролит, вызывающий коррозию, утечку тока и т. п.
Плотность электролита зависит от температуры. С ее изменением на каждые 15°C плотность изменяется приблизительно на 0,01 г/см3. Поэтому, если температура электролита отличается от 25°C, то к показаниям денсиметра следует прибавить или отнять температурную поправку:
Чтобы не получить ошибочных результатов, не следует замерять плотность электролита в следующих случаях:
- если уровень его не соответствует норме;
- когда электролит слишком горячий или холодный. Оптимальная температура электролита при измерении плотности 15—25°C;
- сразу после доливки дистиллированной воды. Следует выждать, пока электролит перемешается. Если батарея разряжена, то для этого может потребоваться даже несколько часов;
- после нескольких включений стартера. Следует выждать, пока установится равномерная плотность электролита в элементах батареи;
- при «кипящем» электролите. Следует выждать, пока пузырьки в электролите, набранном в пипетку денсиметра, поднимутся на поверхность.
Если при измерении плотности электролита обнаружится, что она чрезмерно высокая (1,3 г/см3 и выше), то необходимо отобрать часть электролита из элемента, долить взамен дистиллированной воды, выждать, пока электролит перемешается, и снова замерить плотность.
Если плотность электролита низкая, то после отбора его из элемента долить электролит плотностью 1,40 г/см3.
Заряд аккумуляторной батареи
Снятую с автомобиля батарею необходимо аккуратно очистить, особенно ее верхнюю часть, и проверить уровень электролита. Батарея заряжается силой тока 2,75 А при вывернутых пробках. При заряде батареи необходимо периодически проверять температуру электролита и не допускать ее повышения выше 40°C. Если температура достигнет 40°C, то следует уменьшить наполовину зарядный ток или прервать заряд и охладить батарею до 27°C.
Заряд прекращается, когда начнется обильное выделение газа во всех отсеках батареи, а напряжение и плотность электролита в течение последних 3 ч заряда будут оставаться постоянными.
Плотность электролита заряженной батареи при 25°C должна быть (1,28±0,01) г/см3 для районов с умеренным климатом и (1,23±0,01) г/см3 для тропиков.
После корректирования плотности электролита продолжают зарядку батареи еще в течение 30 мин для перемешивания электролита. Затем отключают батарею и через 30 мин замеряют его уровень во всех элементах. Если уровень электролита отличается от нормы, то его доводят до рекомендуемой величины, как указано выше.