Противокоррозионные составы
Коррозии больше всего подвергаются несущие пустотелые (скрытые) полости кузова, днище, нижние части дверей, стоек, а также соединения деталей кузова, в том числе места точечной сварки. В связи с этим в процессе эксплуатации автомобиля требуется дополнительная защита скрытых полостей кузова нанесением специальных противокоррозионных составов, а соединений деталей — нанесением уплотнительных мастик. Применяемые материалы для противокоррозионной обработки показаны в табл. 30.
Защитный смазочный материал НГМ-МЛ применяется для обработки скрытых полостей. Этим материалом обработаны скрытые полости всех новых автомобилей.
Автоконсервант Мовиль используется также для обработки скрытых полостей в процессе эксплуатации автомобиля. Рекомендуется обрабатывать полости через каждые 2 года.
Защитное пленочное покрытие НГ-216Б используется для покрытия частей автомобиля под кузовом на период транспортировки.
Пластизоль Д-4А применяется для герметизации сварных швов и стыков деталей на внешних и внутренних поверхностях кузова.
Мастика 51-Г-7 используется для герметизации сочленений кузова, угловых стыков и зазоров.
Пластизоль Д-11А применяется для защиты низа кузова от коррозии, абразивного износа и шумоизоляции новых автомобилей. Толщина покрытия 1—1,5 мм.
Мастика противошумная битумная БПМ-1 используется для защиты от коррозии днища кузова в процессе эксплуатации автомобиля. Мастика наносится толщиной 1—1,5 мм.
В скрытые полости кузова противокоррозионное вещество напиливают способом воздушного или безвоздушного распыления. При воздушном распылении требуется сжатый воздух с давлением 5—8 кг/см2, краскораспылитель-пистолет с бачком, шланги и удлиненные распыляющие насадки. Лучшее качество покрытия достигается при безвоздушном распылении под давлением 90—120 кг/см2, которое позволяет распыливать материалы значительной вязкости.
Подготовка и противокоррозионная обработка скрытых полостей
Ввиду применения сложного технологического оборудования и необходимости высококачественного выполнения работ обработку скрытых полостей рекомендуется выполнять только на станциях технического обслуживания автомобилей.
Последовательность выполнения работ следующая:
- устанавливают автомобиль на подъемник, вскрывают отверстия, закрытые пробками, снимают детали и обивку, препятствующие доступу в скрытые полости;
- промывают теплой водой (40—50°C) через технологические и дренажные отверстия скрытые полости (табл. 31), низ кузова, арки колес до вытекания чистой воды. При этом опускные стекла дверей должны быть подняты;
- удаляют попавшую в салон влагу, продувают сжатым воздухом все скрытые полости и другие места нанесения противокоррозионного состава. Выдерживают автомобиль в естественных условиях до полного высыхания;
- перегоняют автомобиль в камеру для нанесения противокоррозионного состава и устанавливают на подъемник. Наносят распылением противокоррозионный состав в места, указанные на рис. 179—182. Обработку выполняют при температуре не ниже 15°C;
- снимают автомобиль с подъемника, очищают от загрязнений лицевые поверхности кузова ветошью, смоченной в уайт-спирите.
Рис. 179. Скрытые полости кузова — вид спереди
Рис. 180. Скрытые полости кузова — вид сзади
Рис. 181. Скрытые полости кузова — вид снизу спереди
Рис. 182. Скрытые полости кузова — вид снизу сзади
Восстановление защитного покрытия днища кузова и арок колес
В процессе эксплуатации автомобиля покрытие на днище кузова от воздействия гравия, песка, соли, влаги разрушается и истирается. Оголенный металл подвергается коррозии. На автозаводе для защиты и шумоизоляции на днище, лонжероны и арки колес наносится полихлорвиниловый пластикат пластизоль Д-11А толщиной 1—1,5 мм. При повреждениях защитного покрытия днища без нарушения слоя грунта очищают поврежденные участки от грязи, обезжиривают смоченной в уайт-спирите ветошью и на сухую поверхность наносят кистью мастику БПМ-1 толщиной 1—1,5 мм. Сушат покрытие в естественных условиях в течение суток или при температуре 100—110°C в течение 30 мин.
При значительном повреждении защитного покрытия с повреждением слоя грунта очищают от грязи и ржавчины поврежденные участки поверхности до металла и на сухую обезжиренную поверхность наносят грунт ГФ-073. На загрунтованные участки поверхности наносят кистью мастику БПМ-1.
Если срок эксплуатации автомобиля не превышает 1,5 года, перекрытие нового слоя мастики по старому Д-11А должно быть минимальным. При более длительной эксплуатации автомобиля мастику наносят по всей поверхности днища и арок колес.
В холодное время года мастику перед употреблением выдерживают в теплом помещении до температуры не ниже 20°C. Загустевшую мастику разбавляют ксилолом (до 3% по объему). Лакокрасочные покрытия, загрязненные мастикой, очищают ветошью, смоченной в уайт-спирите.