- помощник;
- смотровая яма или эстакада;
- регулируемый по высоте упор (например, винтовой домкрат);
- подъемное устройство (таль, тельфер или лебедка грузоподъемностью не менее 100 кг) или второй регулируемый упор.
Примечание. Если подъемного устройства нет, двигатель с автомобиля можно снять вместе с двумя помощниками. Для этого потребуются стальная труба диаметром 50-60 мм и длиной 2-2,5 м, а также трос.
Снятие
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. 5, п. 2б и 4 "Подготовка автомобиля к ТО и ремонту").
2. Снимаем переднее правое колесо (см. п. 2-8 "Колесо - замена") и устанавливаем автомобиль на надежный упор.
3. Снимаем защиту двигателя (см. "Защита двигателя - снятие и установка").
4. Сливаем охлаждающую жидкость (см. п. 3-7 "Замена охлаждающей жидкости").
5. Сливаем из двигателя масло (см. п. 2-7 "Замена масла и масляного фильтра").
6. Снимаем поддон картера (см. п. 4-6 "Поддон картера двигателя - снятие").
7. Снимаем маслоприемник (см. п. 2-3 "Маслоприемник - снятие").
8. Снимаем головку блока цилиндров (см. "Головка блока цилиндров - снятие").
9. Снимаем генератор (см. "Генератор - снятие и установка").
10. Снимаем масляный насос (см. "Масляный насос - разборка, сборка и установка").
11. Снимаем насос охлаждающей жидкости (см. "Насос охлаждающей жидкости - снятие и установка").
12. Отсоединяем разъем жгута проводов от датчика детонации (см. "Датчик детонации (ДД) - проверка").
13. Отсоединяем штангу переднего крепления двигателя от поперечины передней подвески (см. "Опоры и штанги силового агрегата - снятие и установка").
14. Торцовым ключом на 17 мм отворачиваем три болта крепления нижнего кронштейна генератора.
15. Снимаем кронштейн в сборе со штангой.
16. Ослабив затяжку хомута, снимаем шланг вентиляции картера с патрубка блока цилиндров.
17. Ключом на 10 мм отворачиваем два болта крепления подводящей трубы к блоку цилиндров.
18. Отсоединяем подводящую трубу от блока.
Примечание. Соединение уплотнено прокладкой.
19. Отворачиваем и снимаем масляный фильтр (см. "Замена масла и масляного фильтра").
20. Снимаем стартер (см. "Стартер - снятие и установка").
21. Устанавливаем регулируемый упор под коробку передач и подвешиваем блок цилиндров к подъемному устройству или устанавливаем регулируемый упор под блок цилиндров. Слегка приподнимаем блок цилиндров, разгружая правую опору силового агрегата.
22. Отворачиваем болты крепления коробки передач к блоку (см. п. 18 "Коробка передач - снятие и установка").
23. Отворачиваем верхнюю гайку болта подушки правой опоры (см. п. 4 "Опоры и штанги силового агрегата - снятие и установка").
24. Торцовым ключом на 13 мм отворачиваем три болта крепления кронштейна правой опоры двигателя к блоку цилиндров.
25. Снимаем кронштейн опоры двигателя в сборе с верхним кронштейном крепления генератора.
26. Торцовым ключом на 15 мм под правым передним крылом автомобиля отворачиваем три болта крепления кронштейна опоры к правому лонжерону.
27. Снимаем кронштейн вместе с правой опорой двигателя.
28. Слегка покачивая блок цилиндров, отсоединяем его от коробки передач и вынимаем из моторного отсека.
Установка
Устанавливаем на автомобиль блок цилиндров и все снятые детали в последовательности, обратной снятию, после чего устанавливаем на него снятые узлы и агрегаты.