Внимание! Пыль, генерируемая тормозной системой, вредна для вашего здоровья. Никогда не выдувайте ее сжатым воздухом и не вдыхайте ее. При работе с тормозами следует использовать подходящую фильтрующую маску. Ни при каких обстоятельствах не используйте для очистки тормозов растворители не нефтяной основе. Используйте только средство для очистки тормозов!
Примечание. За иллюстративными материалами по тормозной системе обратитесь к главе 9.
1. В дополнение к предписанным интервалам тормоза следует осматривать при каждом снятии колес или при любом подозрении на появление неисправности.
2. На возможность неисправности тормозной системы может указывать любой из следующих признаков: автомобиль уводит в сторону при нажатии на педаль тормозе; тормоза издают визг или скрип при торможении; ход педали тормоза слишком велик; педаль вибрирует; имеется утечке тормозной жидкости, обычно на внутренней стороне колеса.
3. Отпустите гайки крепления колеса.
4. Приподнимите автомобиль и установите под него надежные опоры.
Внимание! Если автомобиль оснащен пневматической подвеской с электронным управлением, выключите переключатель управления высотой подвески.
5. Снимите колеса (при необходимости см. «Подъем, установка автомобиля на опоры и буксировка» или обратитесь к руководству по эксплуатации, прилагаемому к автомобилю).
Дисковые тормоза
6. В каждом суппорте имеются по две колодки (внешняя и внутренняя). Колодки становятся видны после снятия колес. Автомобили, описываемые в этом Руководстве, имеют дисковые тормоза спереди и сзади, а механизмы стояночного тормоза барабанного типе расположены внутри задних дисков.
7. Проверьте толщину колодок, для чего следует посмотреть на каждый конец суппорта и через смотровое окно в корпусе суппорта (рис. 12.7, а, б). Если толщина фрикционного материала меньше значения, указанного в «Технических данных» в начале этой главы, замените тормозные колодки.
Примечание. Имейте в виду, что фрикционные накладки приклепаны или приклеены к опорной металлической пластине, толщина которой не входит в этот размер.
Рис. 12.7,а. На каждом суппорте есть смотровое отверстие, через него можно осмотреть фрикционную накладку внутренней тормозной колодки
Рис. 12.7,6. Внешнюю колодку легче накренить к краю суп корта
8. Если трудно определить точную толщину остающегося фрикционного материала указанным выше способом или вы сомневаетесь по поводу состояния колодок, снимите суппорт(ы), затем извлеките колодки из суппорта с целью выполнения дальнейшего осмотра (обратитесь к главе 9).
9. После извлечения колодок из суппорта очистите их с помощью средств для очистки тормозов и снова измерьте их толщину линейкой или штангенциркулем.
10. Измерьте микрометром толщину диска, чтобы убедиться в том, что его все еще можно использовать. Если толщине какого-либо диска меньше предписанной минимальной толщины, замените этот диск (обратитесь к главе 9). Даже в том случае, если толокне диска позволяет использовать его дальше, проверьте его состояние. Осмотрите не наличие задиров, вмятин и пятен пригара. При наличии этих дефектов снимите диск и перешлифуйте его (см. главу 9).
11. Перед установкой колес проверьте все тормозные трубопроводы и шланги на наличие повреждений, износа, деформации, трещин, коррозии, утечек, изгиба и скручивания, особенно поблизости от резиновых шлангов не суппортах. Проверьте затяжку хомутов и соединения на наличие утечек. Убедитесь в том, что все шланги и трубопроводы проходят в стороне от острых краев элементов, движущихся частей и системы выпуска. Если присутствует какое-либо из указанных выше состояний, выполните необходимый ремонт, откорректируйте разводку или при необходимости замените магистрали и/или фитинги (см. главу 9).
Проверка вакуумного усилителя тормозов
12. Сядьте на сиденье водителя и выполните следующую последовательность проверок.
13. Полностью выжмите педаль тормоза и запустите двигатель. При запуске двигателя педаль должна слегка переместиться вниз.
14. При работающем двигателе несколько рез выжмите педаль тормоза. Ход педали не должен измениться.
15. Выжмите педаль тормоза, остановите двигатель и держите педаль нажатой в течение приблизительно 30 секунд — педаль не должна ни опускаться, ни подниматься.
16. Снова запустите двигатель, дайте ему возможность поработать несколько минут и выключите его. Затем несколько раз с усилием выжмите педаль тормоза. Ход педали должен уменьшаться при каждом нажатии.
17. Если тормоза не работают, как описано, неисправен вакуумный усилитель тормозов. За описанием процедуры замены обратитесь к главе 9.
Стояночный тормоз
18. Один метод проверки стояночного тормоза состоит в том, чтобы поставить автомобиль на уклоне с затянутым стояночным тормозом и включенным нейтральным положением коробки передач (не покидайте автомобиль при выполнении этой проверки). Если стояночный тормоз не может удержать автомобиль от качения, он требует внимания (см. главу 9).