Проверка рулевого управления
Применение. За подробными иллюстративными материалами по элементам системы рулевого управления и подвески обратитесь к главе 10.
1. На автомобиле, опирающемся не колеса, направьте передние колеса прямо вперед. Аккуратно покачайте рулевое колесо в обоих направлениях. Если люфт чрезмерен, значит, изношены подшипники передних колес, вилка главного рулевого вала, вилка промежуточного вала, шаровые шарниры нижних рычагов или шарнир рулевого вала или же нарушена регулировка или возникла поломка рулевого механизма. Люфт рулевого колеса — это величина перемещения (измаранная по ободу рулевого колеса) между началом перемещения рулевого колеса и моментом, в который передние колеса начинают поворачиваться (это можно почувствовать по легкому сопротивлению). За описанием соответствующей процедуры ремонта обратитесь к главе 10.
2. Другие признаки неисправности, такие как повышенное перемещение кузова при движении автомобиля по неровной дороге, колебания в поперечном направлении и заедание рулевого колеса при его повороте, могут указывать на неисправность рулевого управления и/или элементов подвески.
Проверка подвески
3. Проверьте амортизаторы, несколько раз нажав на каждый угол автомобиля и отпустив его. Если автомобиль не возвращается в горизонтальное положение за один или два «качка», амортизаторы/стойки изношены и требуют замены. При ходе кузова автомобиля вверх и вниз прислушайтесь к наличию скрипов и шумов, исходящих от элементов подвески. Дополнительные сведения по элементам подвески можно найти в главе 10.
4. Поднимите автомобиль с помощью домкрата и установите под него надежные опоры. Правильные маета для установки домкрата указаны в параграфе «Подъем, установка автомобиля на опоры и буксировка» в начале этого Руководства.
5. Проверьте шины на наличие нормального износа и измерьте давление в шинах. За сведениями по износу протектора обратитесь к параграфу 5 в этой главе, а за описанием процедур замены подшипников колес — к главе 10.
6. Осмотрите карданный шарнир между рулевым валом и картером рулевого механизма. Проверьте картер рулевого механизма на наличие утечек рабочей жидкости. Убедитесь в том, что пылезащитные уплотнения и чехлы не поражены и крепление хомутов чехлов не ослабло. Проверьте рулевой привод на наличие ослабления затяжки элементов или повреждений. Проверьте наконечники рулевых тяг на наличие повышенного зазора. Выявите незатянутые болты, сломанные или отсоединенные элементы и некондиционные резиновые втулки на всех элементах подвески и рулевого управления. Попросите помощника повернуть рулевое колесо от упора до упора и проверьте элементы рулевого управления на наличие свободы перемещения, перетирания и заедания. Если кажется, что элементы рулевого управления не реагируют должным образом на поворот рулевого колеса, постарайтесь определить, где кроется слабина.
7. Проверьте шаровые шарниры на наличие износа, попытавшись с помощью монтировки переместить каждый нижний рычаг вверх и вниз (рис. 13.7), чтобы выявить, нет ли в шаровом шарнире непредусмотренного зазора. Если в шаровом шарнире имеется люфт, замените его. За описанием процедуры замены переднего шарового шарнира обратитесь к главе 10.
Рис. 13.7. Для проверки шаровых шарниров попытайтесь с помощью монтировки подвигать нижний рычаг вперед и вниз, чтобы убедиться в отсутствии зазора в шаровом шарнире (при наличии зазора замените его)
8. Осмотрите чехлы шаровых шарниров на наличие повреждений и вытекания смазки (рис. 13.8). Если шаровые шарниры повреждены, замените их новыми (см. главу 10).
Ряс. 13.8. Нажмите на чехол шарового шарнира, чтобы проверять ого на наличие утечки смазки и разрывов
Проверка чехла полуоси
9. Чехлы играют очень важную роль в предотвращении проникновения грязи, воды или инородного материала и повреждений шарниров равных угловых скоростей. Масло и смазка могут привести к преждевременному ухудшению состояния материала чехла, поэтому рекомендуется мыть чехлы водой с мылом.
10. Осмотрите чехлы на наличие разрывов и трещин, а также на наличие незатянутых хомутов (рис. 13.10). При наличии каких-либо признаков трещин или утечки смазки чехлы следует заменить, как описано в главе 8.
Рис. 13.10. Разведите гофры чехла, чтобы проверить его на наличие разрыва, трещин или вытекания смазки