а) Проворачивая коленчатый вал, последовательно установите поршни в ВМТ. Шабером очистите поверхности днищ поршней от углеродных отложений.
б) Шабером снимите остатки прокладки головки блока на поверхности разъема блока цилиндров.
в) Сжатым воздухом удалите углеродные отложения и остатки прокладки головки блока с поверхностей, отверстий под болты.
Примечание: используя сжатый воздух опасайтесь попадания в глаза частиц грязи.
2. Очистите головку блока цилиндров.
а) Очистите поверхность головки блока от остатков прокладки головки блока.
Примечание: будьте осторожны, чтобы не повредить поверхность головки блока, сопрягаемую с прокладкой.
б) Очистите поверхности камер сгорания головки блока металлической щеткой, удалив остатки углеродных отложений.
в) Очистите отверстия направляющих втулок головки блока щеткой и растворителем.
г) Очистите поверхность головки блока цилиндров (сопрягаемую с поверхностью блока цилиндров), используя мягкую щетку и растворитель.
3. Проверьте головку блока цилиндров.
а) Прецизионной линейкой и плоским щупом, как показано на рисунке, проверьте неплоскостность рабочих поверхностей головки блока цилиндров, сопрягаемых:
- с поверхностью блока цилиндров.
- с поверхностями впускного и выпускного трубопроводов.
Максимально допустимая неплоскостность поверхности:
газового стыка:
- 2С — 0,20 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 0,05мм
привалочной коллекторов:
- 2С — 0,20 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 0,08 мм
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 0,10 мм
Если величина неплоскостности превышает максимально допустимую, замените головку блока цилиндров или отшлифуйте ее.
б) Используя проникающий краситель, проверьте наличие трещин в камерах сгорания, впускных и выпускных каналах и на поверхности газового стыка. При наличии трещин, замените головку блока цилиндров или заварите ее (с последующей шлифовкой).
4. Очистите клапаны.
а) Шабером снимите налет углеродистых отложений с тарелки клапана.
б) Щеткой окончательно очистите клапан.
5. Проверьте диаметры стержней клапанов и внутренние диаметры направляющих втулок клапанов.
а) Нутромером измерьте внутренний диаметр направляющих втулок клапанов.
- Внутренний диаметр втулки: 2С — 8,010-8,030 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 6,010-6,030 мм
б) Микрометром измерите диаметр стержня клапана.
Диаметр стержня клапана:
впускной клапан
- 2С — 7,975-7,990 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE — 5,970-5,985 мм
выпускной клапан
- 2С — 7,960-7,975 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE — 5,965-5,980 мм
в) По разности измерений диаметра стержня клапана и внутреннего диаметра направляющей втулки найдите зазор между стержнем клапана и его направляющей, .
Номинальный масляный зазор:
впускной клапан:
- 2С — 0,020-0,055 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE — 0,025-0,060 мм
выпускной клапан:
- 2С — 0,035-0,070 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE — 0,030-0,065 мм
Максимальный масляный зазор:
- впускной клапан — 0,08 мм
- выпускной клапан — 0,10 мм
Если зазор больше максимально допустимого,, замените клапан и направляющую втулку.
6. Если необходимо, замените направляющие втулки клапанов.
а) Постепенно нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80-100°С.
б) Используя выколотку и молоток, выпрессуйте направляющую втулку.
в) Нутромером измерьте диаметр отверстия под направляющую втулку в корпусе головки блока цилиндров.
Номинальный диаметр отверстия:
- 2С — 13,000-13,027 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 10,985 -11,012 мм
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 11,000-11,027 мм
Если диаметр отверстия под направляющую в корпусе головки блока больше номинального, то расточите отверстие под направляющую до ремонтного диаметра:
- 2С — 13,050-13,077 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 11,035-11,062 мм
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 11,050-11,077 мм
г) Выберите новый размер (стандартный или ремонтный на 0,05 мм) наружного диаметра направляющей втулки.
Номинальный диаметр:
- 2С — 13,040-13,051 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 11,033-11,044 мм
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — номинальный
Ремонтный диаметр:
- 2С — 13,090-13,101 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 11,083-11,094 мм
- 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE — ремонтный (0,05)
Если диаметр отверстия под направляющую в корпусе головки блока превышает ремонтный размер, то замените головку блока цилиндров.
Примечание: на двигателе 2С направляющие втулки впускных и выпускных клапанов имеют разные размеры.
Направляющие втулки:
впускных клапанов:
- 2С — 46,0 мм
выпускных клапанов:
- 2С — 50,0 мм
д) Нагрейте головку блока цилиндров в водяной ванне до температуры 80-100°С.
е) Установите направляющую втулку клапана. Используя выколотку и молоток, установите новую направляющую втулку клапана, чтобы она выступала из головки блока цилиндров на:
- 3S-FE, 4S-FE — 8,0-8,8 мм
- 4A-FE, 7A-FE, 5A-FE — 12,7-13,1 мм
- 2С — 17,3-18,1 мм
3S-FE, 4S-FE
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE, 2C
ж) Используя развертку на 6 мм (3S-fer .FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE) или 8 мм (2С) разверните внутреннее от-вёрстие направляющей, чтобы обеспечить номинальный зазор между направляющей и стержнем клапана (см. пункт 5 (в)).
Проверьте и притрите клапаны.
а) Прошлифуйте клапаны до устра-нения следов нагара и царапин.
б) Убедитесь, что притертая фаска клапана образует угол 44,5° относи-тельно плоскости, перпендикулярной оси стержня.
Проверьте общую длину клапана.
Номинальная длина:
Впускной клапан:
- 2С — 105,70 мм
- 3S-FE — 97,60 мм
- 4S-FE — 100,60 мм
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 87,45 мм
Выпускной клапан:
- 2С — 105,35 мм
- 3S-FE — 98,45 мм
- 4S-FE — 100,45 мм
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 87,84 мм
Минимальная общая длина:
Впускной клапан:
- 2С — 105,20 мм
- 3S-FE — 97,10 мм
- 4S-FE — 100,10 мм
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 86,95 мм
Выпускной клапан:
- 2С — 104,85 мм
- 3S-FE — 98,00 мм
- 4S-FE — 99,95 мм
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 87,35 мм
Если общая длина меньше минимально допустимой, замените клапан.
г) Измерьте диаметр штока клапана.
Номинальный диаметр:
Впускной клапан:
- 2С — 7,975-7,990 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 5,970-5,985 мм
Выпускной клапан:
- 2С — 7,960-7,975 мм
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 5,965-5,980 мм
д) Проверьте состояние торцевой поверхности клапанов на предмет наличия износа.
Если торец клапана изношен, перешлифуйте торец или замените клапан.
Примечание: при перешлифовке не допускайте уменьшения общей длины клапана, выходящей за предел её минимально допустимого значения.
8. Проверьте и очистите седла клапанов.
а) Фрезой из твердого сплава с углом конуса 45° прошлифуйте седла клапанов, сняв минимальный слой металла только, для очистки рабочих фасок сёдел.
б) Проверьте правильность посадки клапана в седло.
б) Проверьте правильность посадки клапана в седло.
Нанесите тонкий слой белил на фаску клапана. Прижмите рабочую фаску клапана к седлу, но не вращайте клапан. Затем уберите клапан и осмотрите седло и фаску клапана.
Если краска проявляется по всей окружности (360°) седла клапана, направляющая (втулка) клапана и седло клапана концентричны. В противном случае перешлифуйте фаску.
Убедитесь, что пятно контакта находится в средней части рабочей фаски клапана и имеет ширину:
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 1,0-1,4 мм
- 2С — 1,2-1,6 мм
В противном случае скорректируйте фаску следующим образом:
Если пятно контакта расположено слишком высоко на фаске клапана, то для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса 30° и 45°.
Если пятно контакта расположено слишком низко на фаске клапана, то для перешлифовки седла используйте фрезы с углом конуса 60° и 45°, как показано на рисунке.
г) Вручную притрите клапан и седло клапана с использованием абразивной пасты.
д) После притирки очистите клапан и седло клапана.
9. Проверьте клапанные пружины.
а) Используя металлический угольник (90°), проверьте неперпендикулярность пружины клапана, как показано на рисунке.
- Максимально допустимая неперпендикулярность составляет — 2,0 мм
6) Штангенциркулем измерьте свободную длину пружины в свободном состоянии:
Длина пружины клапана:
- 2С — 47,50 мм
- 3S-FE — 41,96 мм
- 4S-FE — 45,40 мм
4A-FE, 7A-FE, 5A-FE
- кроме Lean burn — 38,57 мм
- с Lean burn — 42,40 мм
Если длина пружины отличается от номинальной, замените пружину клапана.
10. Проверьте распределительные валы и подшипники.
А. Проверьте распределительный вал на предмет наличия изгиба.
а) Уложите распределительный вал на призмы.
б) Стрелочным индикатором проверьте биение распределительного вала относительно средней шейки.
Максимальное биение:
- 3S-FE, 4S-FE, 4A-FE и 5A-FE, 7A-FE — 0,04 мм
- 2С — 0,06 мм
Если биение превышает допустимое значение, замените распределительный вал.
Б. Проверьте высоту кулачков распределительного вала, измерив ее микрометром.
2С:
Номинальная высота кулачков:
- впускные — 45,90 мм
- выпускные — 48,35 мм
3S-FE:
Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
- номинальная — 42,01-42,11 мм
- минимально допустимая — 41,86 мм
Высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
- номинальная — 40,06-40,16 мм
- минимально допустимая — 39,91 мм
4S-FE:
Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
- номинальная — 34,91-35,01 мм
- минимально допустимая — 34,76 мм
Высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
- номинальная — 34,81-34,91 мм
- минимально допустимая — 35,41 мм
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE:
Высота кулачков распределительного вала впускных клапанов:
- номинальная — 41,91-42,01 мм
- минимально допустимая — 41,50 мм
Высота кулачков распределительного вала выпускных клапанов:
- номинальная — 41,96-42,06 мм
- минимально допустимая — 41,55 мм
Если высота кулачка — меньше чем минимум, замените распределительный вал.
В. Проверьте размеры опорных шеек распределительного вала, измерив их диаметры микрометром.
Диаметр опорных шеек распределительных валов:
3S-FE, 4S-FE — 26,959-26,975 мм
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE:
- 1-й опорной — 24,949-24,965 мм
- остальных — 22,949-22,965 мм
2С — 27,979-27,995 мм
Если диаметры шеек выходят за пределы, указанные в технических условиях, проверьте масляный зазор между шейкой и подшипником.
Г. Проверьте состояние подшипников распределительного вала на предмет наличия выкрашивания и царапин на их поверхностях. При наличии перечисленных дефектов замените крышки подшипников или головку блока цилиндров в сборе.
Д. (3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE)
Проверьте состояние пластинчатой, разрезной пружины шестерни распределительного вала, измерив зазор её замка в свободном
Свободный зазор:
- двигатели серии S — 22,5-22,9 мм
- двигатели серии А — 17,0-17,6 мм
Если зазор замка в свободном состоянии выходит за указанные пределы, замените пластинчатую пружину шестерни.
Е. Проверьте радиальный масляный зазор в подшипниках распределительного вала.
а) Очистите рабочие поверхности шеек распределительного вала и крышек подшипников.
б) Уложите распределительные валы в постели головки блока цилиндров.
в) Положите по кусочку пластикового калибра на каждую шейку распределительного вала.
Примечание:
- - (4A-FE, 7A-FE) стрелки на крышках подшипников должны быть направлены к передней части двигателя.
- - (2С) затяните болты в три приёма, начиная с внутренней стороны.
г) Установите крышки подшипников. Затяните болты крышек.
Момент затяжки:
- двигатели серии S, С — 18 Нм
- двигатели серии А — 13 Нм
Примечание: не проворачивайте распределительный вал.
д) Снимите крышки подшипников.
е) Измерьте ширину сплющенных пластиковых калибров в наиболее широкой части и вычислите зазор.
Радиальный зазор в подшипниках распределительного вала:
Номинальный:
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 0,035-0,072 мм
- 2С — 0,037-0,073 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 0,025-0,062 мм
Максимально допустимый — 0,1 мм
Если зазор больше максимально допустимого, замените распределительный вал. При необходимости замените крышки подшипников и головку блока цилиндров.
ж) Удалите остатки пластиковых калибров.
Ж. Проверьте осевой зазор распределительного вала.
а) Установите распределительный вал в постели головки блока цилиндров.
б) Индикатором измерите осевой зазор при перемещении распределительных валов назад и вперед.
Осевой зазор распределительных валов:
2С:
- номинальный — 0,080-0,18 мм
- максимально допустимый — 0,25 мм
3S-FE, 4S-FE:
Номинальный:
- вал впускных клапанов — 0,045-0,100 мм
- вал выпускных клапанов — 0,030-0,085 мм
Максимально допустимый:
- вал впускных клапанов — 0,12 мм
- вал выпускных клапанов — 0,10 мм
4A-FE, 5A-FE, 7A-FE:
Номинальный:
- вал впускных клапанов — 0,030-0,085 мм
- вал выпускных клапанов — 0,035-0,090 мм
Максимально допустимый — 0,11 мм
Если осевой зазор больше максимально допустимого, замените распределительный вал. Если необходимо, замените крышки подшипника, и головку блока цилиндров.
3. (3S-FE, 4S-FE, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE). Измерьте зазор в зубчатом зацеплении распределительных валов.
а) Установите оба распределительных вала в головку блока, не устанавливая вспомогательную шестерню привода распределительного вала выпускных клапанов.
б) Часовым индикатором измерьте зазор в зубчатом зацеплении.
- Номинальный зазор — 0,02-0,20 мм
- Максимальный зазор — 0,30 мм
Если зазор больше максимального, замените распределительные валы.
11. Проверьте толкатели и расточки под толкатели в корпусе головки блока.
а) Индикатором-нутромером измерьте диаметры расточек под толкатели в головке блока цилиндров.
Диаметр расточки под толкатель е головке блока:
- 2С — 37,960-37,975 мм
- 3S-FE — 31,000-31,016 мм
- 4S-FE — 28,000-28,021 мм
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 31,000-31,025 мм
б) Микрометром измерьте диаметр толкателя.
Диаметр толкателя:
- 2С — 37,922-37,932 мм
- 3S-FE, 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 30,966-30,976мм
- 4S-FE — 27,975-27,985 мм
в) Проверьте масляный зазор. Вычтите значение диаметра толкателя из значения диаметра расточки под толкатель в корпусе головки и определите зазор.
Зазор между толкателем и стенкой расточки под толкатель:
Номинальный:
- 2С — 0,028-0,053 мм
- 3S-FE — 0,024-0,050 ММ
- 4S-FE, — 0,015-0,046 мм
- 4A-FE, 5A-FE, 7A-FE — 0,024-0,059 мм
Максимальный:
- 2С — 0,10мм
- Остальные — 0,07 мм
Если зазор превышает максимально допустимый, замените толкатель. При необходимости замените головку блока цилиндров.
12. (Кроме 4A-FE, 7A-FE) Используя прецизионную поверочную линейку и плоский щуп, проверьте контактные поверхности коллекторов на предмет неплоско-стности привалочных поверхностей. Максимальная неплоскостность:
- 2С — 0,40 мм
- 3S-FE, 4S-FE — 0,30 мм
3S-FE, 4S-FE