Снятие и установка поршней с шатунами
1. Поместить автомобиль на двустоечный подъемник.
2. Отсоединить отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
3. Снять защитный поддон двигателя.
4. Слить охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя.
5. Слить моторное масло с двигателя.
6. Снять ремень привода навесного оборудования.
7. Снять шкив коленчатого вала.
8. Снять зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
9. Снять блок воздушного фильтра.
10. Снять крышку коромысел.
11. Снять головку блока цилиндров с двигателя (см. выше).
12. Снять масляный поддон с двигателя (см. главу "Система смазки").
13. Снять масляный насос (см. главу "Система смазки").
14. Пометить шатуны и шатунные крышки относительно цилиндров двигателя с помощью маркера (цилиндр №1 находится со стороны моховика).
Внимание: Не помечать шатуны и шатунные крышки кернением или гравировкой, поскольку это может привести к возникновению трещин. Использовать только маркер.
15.Отвернуть гайки шатунных крышек.
16. Снять шатунные крышки и извлечь шатунные вкладыши, предварительно пометив их расположение относительно крышек.
Примечание: При выполнении работы использовать рабочие перчатки.
17. Извлечь поршни с шатунами в сборе со стороны головки блока цилиндров.
18. Извлечь верхние шатунные вкладыши пометив их маркером относительно шатунов.
Разборка поршней с шатунами
Примечание:
- Снятие поршневых колец должно производиться только при необходимости замены деталей или проверки шатунов или поршней.
- Соблюдать осторожность, чтобы не повредить поршень при снятии поршневых колец. Не расширять поршневые кольца слишком широко, поскольку они могут лопнуть.
- В случае повторного использования чип пометить поршневые кольца относительно поршней.
1. С помощью специального приспособления снять поршневые кольца с поршня.
2. Поместить поршень на основание (1) комплекта для замены поршневого пальца (Mot. 574-22).
3. С помощью пресса и бородка (2) извлечь поршневой палец из поршня, совместив поршневой палец с отверстием основания.
4. Аналогичным образом разобрать все остальные поршни с шатунами.
Примечание: В некоторых версиях поршневой палец установлен таким образом, что может свободно вращаться в поршне и шатуне. В этом случае необходимо просто удалить стопорное кольцо, расположенное под меткой "V" на днище поршня, и извлечь поршневой палец из поршня и шатуна.
Проверка поршней и шатунов
Подготовка к проверке
1. Поместить автомобиль на двустоечный подъемник.
2. Отсоединись отрицательную клемму аккумуляторной батареи.
3. Снять поршни с шатунами в сборе.
4. Отсоединигь шатуны от поршней.
5. Тщательно очистить детали перед проверкой чистящим средством и просуши гь сжатым воздухом.
6. Убедиться в том, что детали не имени царапин, следов ударов или ненормального износа (при обнаружении дефектов, заменить деталь новой).
Поршни
Первая модель:
1. Направление установки поршня (стрелка в сторону маховика). 2. Класс поршня (А-В-С). 3. Используется только поставщиком. 4. Тип двигателя. 5. Ось поршневого пальца. 6. Ось симметрии поршня. 7. Смещение оси поршневого пальца относительно оси симметрии поршня (0.8+0.15 мм). 8. Выступ на днище поршня (кроме двигателей К7М710, 410).
Вторая модель:
1. Направление установки поршня (стрелка в сторону маховика). 2. Класс поршня (А-В-С). 3. Используется только поставщиком. 4. Ось поршневого пальца. 5. Ось симметрии поршня. 6. Смещенио оси поршневого пальца относительно оси симметрии поршня (0.810.15 мм). 7. Выступ на днище поршня (кроме двигателей К7М 710, 410).
Третья модель:
1. Направление установки поршня (стрелка в сторону маховика). 2. Класс поршня (А-В-С). 3. Используется только поставщиком. 4. Ось поршневого пальца. 5. Ось симметрии поршня. 6. Смещение оси поршневого пальца относительно оси симметрии поршня (0.8±0.15 мм).
1. Микрометром измерить диаметр поршня (Х1).
Примечание: Перед проверкой убедиться в том, что поршневой палец свободно вращается в поршне.
2. Штангенциркулем измерить размеры поршневого пальца.
Наружный диаметр: 18.990—18.994 мм
Внутренний диаметр: 10.7—11 мм
Длина: 61.7-62 мм
3. Микрометром измерить толщину поршневых колец.
а. Верхнее компрессионное кольцо. b. Второе компрессионное кольцо, с. Маслосъемное кольцо.
Поршневые кольца | Толщина, мм |
Верхнее компрессионное кольцо | 1.478-1.49 |
Второе компрессионное кольцо | 1.478-1.49 |
Маслосъемное кольцо | 2.5 |
4. Измерить боковой зазор между канавкой поршня и поршневым кольцом с помощью набора плоских щупов (9) (измерять в трех точках по окружности - через 120°).
А. Неправильное положение плоского щупа.В. Правильное положение плоского щупа.
Поршневые кольца | Зазор между канавкой поршня и поршневым кольцом, мм |
Верхнее компрессионное кольцо | 0.05-0.06 |
Второе компрессионное кольцо | 0.04-0.052 |
Маслосъемное кольцо | 0.02-0.05 |
5. Поместить поршневое кольцо (10) в цилиндр.
6. Поршнем (11) протолкнуть кольцо до середины цилиндра.
7. Измерить зазор в замке поршневого кольца с помощью набора плоских щупов (12).
Поршневые кольца | Зазор в замке поршневого кольца, мм |
Верхнее компрессионное кольцо | 0.20-0.35 |
Второе компрессионное кольцо | 0.40-0.60 |
Маслосъемное кольцо | 0.38-1.40 |
Шатуны
Внимание: Не использовать острые инструменты для нанесения меток на шатунных крышках, поскольку это может стать причиной развития трещины. Использовать для нанесения меток маркер.
Примечание: Каждому шатуну соответствует только одна единственная шатунная крышка. Не заменять и не путать шатунные крышки между собой. Необходимо помечать шатунные крышки перед снятием.
1. Максимальная разница в массе поршней с шатунами в сборе не должна превышать 6 г.
2. Межцентровое расстояние между верхней и нижней головками шатуна составляет 128+0.035 мм.
3. Установить шатунную крышку и затянуть болты и гайки шатуна моментом 43 Н·м.
4. С помощью нутромера или штангенциркуля измерить диаметр отверстия нижней головки шатуна без шатунных вкладышей. Диаметр отверстия нижней головки шатуна должен составлять 47.612-47.625 мм.
5. С помощью нутромера или штангенциркуля измерить диаметр отверстия верхней головки шатуна. Диаметр отверстия верхней головки шатуна должен составлять 18.953—18.966 мм.
6. Удалить масло с шатунной шейки коленчатого вала и с шатунных вкладышей.
7. Поместить отрезок круглого щупа (калиброванной проволоки) (13) параллельно оси шатунной шейки коленчатого вала (не располагать над масляным отверстием)
Примечание: Не проворачивать шатун или коленчатый вал во время выполнения проверки.
8. Установить шатун с поршнем в сборе.
9. Снять шатун с поршнем в сборе.
10. Измерить ширину наиболее расплющенной части круглого щупа с помощью шкалы (14), напечатанной на упаковке круглого щупа. Величина зазора должна составлять 0.022—0.045 мм.
11. Удалить остатки круглого щупа с шатунной шейки коленчатого вала и вкладышей.
12. Установить поршень с шатуном в двигатель.
13. Поместить поршень с шатуном соответствующего цилиндра в положение нижней мертвой точки.
14. Установить магнитный кронштейн на установочную поверхность масляного поддона на блоке цилиндров.
15. Установить индикатор часового типа на магнитный кронштейн, поместив его щуп на плоскую поверхность шатунной крышки.
16. Не прилагая чрезмерных усилий, вручную переместить шатун от упора до упора.
17. Отметить максимальное и минимальное значения продольного перемещения шатуна, для определения зазора между шатуном и коленчатым валом.
Двигатель | К7М |
Продольный люфт шатуна | 0.310—0.604 мм |
18 .Аналогичным образом проверить все остальные поршни с шатунами.
Завершающие операции
1. Установить поршневые кольца (если снимались).
2. Собрать поршни с шатунами (если разбирались).
3. Установить поршни с шатунами в сборе в двигатель.
Сборка и установка поршней с шатунами
Внимание: Обязательно заменять шатунные болты новыми.
Примечание: Не наносить ударов и не перекашивать контактные поверхности шатунной крышки и шатуна для предотвращения их повреждений.
Внимание: При чистке поршней с шатунами использовать очки с боковой защитой.
1. Очистить поршни и шатуны чистящим средством.
2. Просушить поршни и шатуны сжатым воздухом.
Примечание:
- Шатунные вкладыши не имеют каких-либо установочных выступов или пазов.
- Для установки шатунных вкладышей использовать специальное приспособление (Mot. 1492) и комплект переходников (Mot. 1492)
3. Подобрать опору вкладыша подшипника (3) для соответствующей версии двигателя (обозначение типа двигателя (4) отмечено на опоре).
4. Сдвинуть опору вкладыша подшипника в канавке(5) приспособления для установки вкладышей подшипников (Mot. 1492).
5. Поместить шатун на основание приспособления.
6. Убедиться в том, что нижняя часть (6) верхней головки шатуна упирается в центрирующий штифт.
7. Поместить вкладыш подшипника (7) на опору.
8. Протолкнуть опору вкладыша подшипника (в направлении стрелки), чтобы полностью вставить вкладыш в шатун.
9. Снять опору вкладыша подшипника и повторить операцию для остальных шатунов.
10. Упереть шатунную крышку в штифты (8) основания приспособления.
11. Поместить вкладыш подшипника (9) на опору.
12. Протолкнуть опору вкладыша подшипника (в направлении стрелки), чтобы полностью вставить вкладыш в шатунную крышку.
13. Снять шатунную крышку с приспособления и аналогичным образом установить вкладыши в остальные шатунные крышки.
14. Визуально проверить состояние шатунов (изгиб и кручение).
15. Очистить контактные поверхности между шатуном и шатунной крышкой.
16. Поместить верхние головки шатунов на электроплитку, убедившись, что втулки верхних головок шатуна полностью касаются поверхности плиты.
Примечание: Для того, чтобы избежать перегрева, поместить на каждую верхнюю головку шатунов по кусочку припоя (10), температура плавления которого составляет примерно 250°.
17. Нагреть верхние головки шатунов до плавления кусочков припоя.
18. Убедиться в том, что поршневые пальцы свободно входят в отверстия новых поршней.
Примечание: Использовать установочный штифт А19 (12) и центрирующее приспособление С19 (13) из комплекта для замены поршневых пальцев (Mot. 574-22).
19. Вставить поршневой палец (11) на установочный штифт (12).
20. Вкрутить центрирующее приспособление (13) до упора.
21. Ослабить установочный штифт (12) на четверть оборота.
Внимание: Шатуны симметричны и могут устанавливаться в двух направлениях. Однако необходимо устанавливать все шатуны в одном направлении.
Примечание: В двигателях К7М 710, 410 отсутствуют выступы на днищах поршней. Ориентироваться нужно только по выгравированной стрелке на днище поршня.
22. Подобрать направление установки поршней и шатунов.
Первое направление установки:
Цилиндры 1-2:
- Поместить стрелку (14), выгравированную на днище поршня, так, чтобы она располагалась сверху и справа от вертикальной оси, а выступ (15) - снизу и слева от вертикальной оси.
- Канавка фиксатора (16) шатуна должна располагаться снизу и справа от вертикальной оси.
Цилиндры 3-4:
- Поместить стрелку (14), выгравированную на днище поршня, так, чтобы она располагалась сверху и справа от вертикальной оси, а выступ (15) - сверху и слева от вертикальной оси.
- Канавка фиксатора (16) шатуна должна располагаться снизу и справа от вертикальной оси.
Второе направление установки:
- Поместить стрелку (14), выгравированную на днище поршня, так, чтобы она располагалась снизу и слева от вертикальной оси, а выступ (15) сверху и справа от вертикальной оси.
- Канавка фиксатора (16) шатуна должна располагаться снизу и справа от вертикальной оси.
Цилиндры 3-4:
- Поместить стрелку (14), выгравированную на днище поршня, так, чтобы она располагалась снизу и слева от вертикальной оси, а выступ (15) - снизу и справа от вертикальной оси.
- Канавка фиксатора (16) шатуна должна располагаться снизу и справа от вертикальной оси.
Версии без канавки фиксатора в шатуне
- Поместить стрелку (14), выгравированную на днище поршня снизу и справа от вертикальной оси.
- Метка шатуна (16) должна располагаться слева от вертикальной оси.
23. Поместить поршень с шатуном на приспособление:
Поршни со старой маркировкой:
- Поместить на основание приспособления кольцо В18 (17) с V-образным элементом V18 (18), и, плотно прижав поршень к кольцу (под прямым углом), зафиксировать всю сборку фиксатором (19).
- Убедиться в том, что отверстия под установку поршневого пальца совпадают с кольцом В18.
Поршни с новой маркировкой:
- В зависимости от версии поместить на основание кольцо В10 или кольцо В18 с V-образным элементом V18 (Mot. 574-23) (двигатель К7М) на основание (20), после чего, плотно прижав поршень к кольцу (под прямым углом), зафиксировать всю сборку фиксатором (21).
- Убедиться в том, что отверстия под установку поршневого пальца совпадают с кольцом В18.
24. Смазать центрирующее устройство и поршневой палец моторным маслом.
25. Вставить поршневой палец в сборку, чтобы убедиться, что он входит свободно. Если это не так, перерасположить поршень.
Примечание: Следующую операцию необходимо выполнить максимально быстро во избежание раннего остывания шатуна.
Внимание: Во избежание получения ожогов выполнять работу в перчатках.
26. После достаточного нагрева шатунов (кусочки припоя на них должны расплавиться), удалить припой с шатуна и вставить направляющую в шатун, а затем вставить шатун в поршень на специальном приспособлении.
27. Быстро запрессовать поршневой палец так, чтобы направляющая из шатуна достигла края основания приспособления.
28. Убедиться в том, что поршневой палец не выступает за края юбки поршня.
Примечание:
В версии с плавающим поршневым пальцем:
- Вставить стопорное кольцо в поршень, провернув его относительно установочной канавки на ±45°.
- Смазать его моторным маслом и вручную вставить в поршень, после чего зафиксировать вторым стопорнымкольцом.
- Провернуть второе стопорное кольцо относительно установочной канавки на ±45°.
- Стрелка на днище поршня (22) должна быть направлена вниз, а наплыв (23) шатуна должен располагаться сверху.
29. Почистить канавки в поршне.
30. Установить поршневые кольца на свои места, обращая внимание на то, чтобы метка "ТОР" на поверхности поршневых колец была направлена вверх.
Примечание: Расположить замки поршневых колец под различными углами друг к другу, как показано на рисунке.
31. Смазать поршень моторным маслом и сжать поршневые кольца приспособлением для установки поршней в цилиндры двигателя.
32. Смазать моторным маслом цилиндры двигателя и шатунные шейки коленчатого вала.
33. Установить поршень с шатуном в сборе и убедиться в том, что номер поршня соответствует номеру цилиндра двигателя (цилиндр №1 находится со стороны маховика), а также в том, что все установочные метки на днище поршня расположены верно (стрелка на днище должна быть направлена в сторону маховика).
34. Аналогичным образом установить в цилиндры остальные поршни.
35. Установить нижние головки шатунов на шейки коленчатого вала.
36. Установить шатунные крышки в соответствии шатунам по ранее нанесенным меткам.
37. Наживить шатунные гайки моментом 10 Н·м.
38. Затянуть шатунные гайки моментом 43 Н·м.
39. Убедиться в том, что коленчатый вал вращается свободно и без подклиниваний.
40. Затянуть шатунные болты моментом 25 Н·м, после чего дотянуть еще на 45+5°.
41. Дотянуть шатунные болты еще на 110+2°.
42. Установить масляный насос (см. главу "Система смазки").
43. Установить масляный поддон (см. главу "Система смазки").
44. Установить головку блока цилиндров.
45. Установить крышку коромысел.
46. Установить блок воздушного фильтра.
47. Установить зубчатый ремень привода газораспределительного механизма.
48. Установить шкив коленчатого вала.
49. Установить ремень привода навесного оборудования.
50. Заправить двигатель моторным маслом.
51. Заправить систему охлаждения.
52. Подсоединить аккумуляторную батарею.
53. Прокачать систему охлаждения.
54. Проверить наличие утечек.
55. Установить защитный поддон двигателя.