Примечание. Хотя некоторые современные фрикционные материалы могут не содержать асбест, все-таки надежнее предположить, что асбест есть, и соблюдать соответствующие меры предосторожности.
Внимание! Пыль, образующаяся в результате износа сцепления и отлагающаяся на элементах сцепления, может содержать асбест, который опасен для здоровья. НЕ выдувайте ее с помощью сжатого воздуха, это чревато ее попаданием внутрь при дыхании. НЕ используйте для удаления пыли бензин или растворители на нефтяной основе. Для смывания пыли в подходящую емкость следует использовать средство для очистки тормозов или денатурированный спирт. После протирания элементов сцепления чистой ветошью поместите грязную ветошь и чистящее средство в герметичную емкость, имеющую соответствующую маркировку.
Снятие
1. Если вы не собираетесь снять с автомобиля и разделить для капитального ремонта весь двигатель в сборе с коробкой передач (см. соответствующую часть главы 2), то до сцепления можно добраться после снятия коробки передач, как описано в главе 7.
2. Перед тем как разбирать сцепление, возьмите мел или маркер и отметьте положение кожуха сцепления относительно маховика.
3. Работая в перекрестной последовательности, отпустите болты кожуха сцепления по пол-оборота за один подход настолько, пока усилие пружины не ослабнет настолько, что болты будет возможно вывернуть рукой.
4. Снимите кожух сцепления в сборе с нажимным диском с установочных штифтов и за ним снимите ведомый диск, отметив для себя, как он установлен (рис. 4.4).
Рис. 4.4, а. Снимите кожух сцепления с установочных штифтов...
Рис. 4.4, б. ...затем снимите ведомый диск, отметив для себя, как он установлен
Осмотр
Примечание: Так как снятие и установка элементов сцепления занимает значительное время, обычно практикуется замена ведомого диска, нажимного диска в сборе и подшипника выключения сцепления в виде единого комплекта, даже в том случае, если фактически изношен и требует замены только один из них. Рекомендуется выполнять замену элементов сцепления в качестве профилактической меры, которую можно выполнить при снятии двигателя и/или коробки передач по любой другой причине.
5. Снимите сцепление в сборе.
6. При очистке элементов сцепления сначала прочитайте предупреждение, данное в начале этого параграфа. Удалите пыль, используя чистую сухую ткань. Работайте в хорошо вентилируемой зоне.
7. Проверьте поверхности ведомого диска на наличие признаков износа, повреждений или загрязнения маслом. Если на фрикционных накладках имеются трещины, следы пригорания, царапины или другие повреждения или ведомый диск загрязнен маслом или смазкой (видно по блестящим черным пятнам), диск следует заменить.
8. Если фрикционный материал все еще пригоден к эксплуатации, убедитесь в том, что шлицы ступицы диска не изношены, пружины кручения находятся в хорошем состоянии и надежно закреплены, а все заклепки сидят плотно. При наличии износа или повреждений ведомый диск следует заменить.
9. Если фрикционный материал загрязнен маслом, это может быть следствием утечки масла через левую манжету коленчатого вала, через стык между поддоном двигателя и блоком цилиндров или от первичного вала коробки передач. Перед установкой нового ведомого диска замените манжету или восстановите герметичность соответствующего стыка, как описано в соответствующей части главы 2 или в главе 7.
10. Проверьте кожух сцепления в сборе с нажимным диском на наличие очевидных признаков износа или повреждений; потрясите его, чтобы проверить, не расшатались ли заклепки, не изношены и не повреждены ли опорные кольца диафрагменной пружины. Убедитесь в том, что пластины соединения нажимного диска с кожухом не имеют признаков перегрева (таких, как изменение цвета на темно-желтый или синий). Если пальцы диафрагменной пружины имеют признаки износа или повреждений или под сомнением создаваемое пружиной усилие, нажимной диск в сборе следует заменить
11. Осмотрите механически обработанные рабочие поверхности нажимного диска и маховика; они должны быть чистыми, абсолютно плоскими, не иметь царапин или задиров. Если их цвет изменился вследствие перегрева или на них имеются трещины, диск следует заменить — хотя незначительное повреждение такого характера иногда можно устранить полированием с помощью наждачной бумаги.
12. Проверьте, вращается ли контактная сторона подшипника выключения сцепления плавно и легко, без шума и заеданий. Также убедитесь в том, что сама поверхность гладкая и неизношенная, на ней нет трещин, следов точечной коррозии или задиров. При наличии каких-либо сомнений по поводу состояния подшипник следует заменить.
Установка
13. При сборке убедитесь в том, что фрикционные поверхности маховика и нажимного диска абсолютно чистые, гладкие и не замаслены. С помощью растворителя удалите с новых элементов защитную смазку.
14. Установите ведомый диск таким образом, чтобы его ступица с пружинами была обращена в сторону от маховика. На диске может иметься маркировка, показывающая. как он должен быть установлен (рис. 4.14).
Рис. 4.14. Установите ведомый диск так, чтобы его подпружиненная ступица (В) была обращена в сторону от маховика (А)
15. Установите кожух сцепления в сборе с нажимным диском, ориентируясь по трем установочным штифтам и совмещая метки, сделанные при разборке (если повторно используется оригинальный узел). Вверните болты крепления узла нажимного диска, но затяните их только от руки так чтобы ведомый диск можно было перемещать.
16. Теперь следует сцентрировать ведомый диск таким образом, чтобы при установке коробки передач ее первичный вал вошел в шлицевое отверстие в центре диска.
17. Для центрирования ведомого диска можно использовать отвертку или другой длинный стержень. Вставьте инструмент через отверстие в ведомом диске в отверстие центрирующего подшипника коленчатого вала и перемещайте ведомый диск, пока он не встанет соосно с отверстием на торце коленчатого вала. В качестве альтернативы можно использовать инструмент для центрирования сцепления, который можно приобрести во многих магазинах автозапчастей (рис. 4.17)
Рис. 4.17. Сцентрируйте ведомый диск, используя центрирующий инструмент
Совет. Инструмент для выверки положения сцепления можно изготовить самостоятельно из куска металлического прутка или деревянного стержня, который плотно вставляется в отверстие на торце коленчатого вала. Для того чтобы обеспечить соответствие диаметру шлицевого отверстия ведомого диска, намотайте на стержень необходимое количество изоляционной ленты.
18. Когда ведомый диск сцентрирован, равномерно, работая в перекрестной последовательности, затяните болты крепления кожуха сцепления в сборе с нажимным диском предписанным усилием.
19. Нанесите тонкий слой дисульфид-молибденовой смазки (компания Peugeot/ Citroen рекомендует использовать смазку Molykote BR2 Plus, которую можно приобрести у дилера) на шлицы ведомого диска и первичного вала коробки передач, а также в отверстие подшипника выключения сцепления и на вал вилки выключения сцепления.
20. Установите коробку передач, как описано в главе 7.