Внимание! При работе с топливными форсунками предпримите специальные меры предосторожности. Никогда не подставляйте руки или другие части тела под струю топлива из форсунки, поскольку высокое рабочее давление может привести к проникновению топлива под кожу с возможностью летального исхода. Настоятельно рекомендуется поручить выполнение проверки форсунок, находящихся под давлением, дилеру или специалисту по топливным системам дизельных двигателей.
Модели с двигателем 1.9 л
Предостережение. Будьте внимательны, чтобы в процессе выполнения этой процедуры грязь не попала в топливный насос высокого давления или форсунки.
Снятие
1. Снимите верхнюю секцию впускного коллектора, как описано в параграфе 17.
2. Отсоедините возвратный трубопровод(-ы) от форсунки, подлежащей снятию (рис. 15.2).
Рис. 15.2. Отсоединение возвратного топливопровода от форсунки (модели с двигателем 1.9 л)
3. Тщательно удалите грязь со всех штуцеров трубопроводов форсунок. Отверните накидные гайки крепления топливопроводов форсунок к топливному насосу высокого давления и форсункам (рис. 15.3).
Рис.15.3 Отвинчивание накидной гайки на форсунке (модели с двигателем 1.9 л)
Придержите штуцеры на насосе при отвинчивании накидных гаек крепления трубопроводов к насосу. Снимите топливопроводы единым комплектом. Заглушите штуцеры на топливном насосе высокого давления/форсунках, чтобы предотвратить проникновение грязи.
4. На двигателях WJY, если снимается форсунка № 1. проследите электропроводку датчика подъема иглы от форсунки и рассоедините соответствующий электрический разъем на главном жгуте электропроводки.
5. Удалите все следы грязи из зоны вокруг форсунки, а затем выверните форсунку из головки цилиндров. Снимите пламеотражательную шайбу форсунки из головки цилиндров и выбросьте ее; при установке следует использовать новую.
Предостережение. Не допускайте падения форсунок и будьте осторожны, чтобы не повредить наконечники форсунок. Форсунки изготовлены с очень точными допусками и требуют бережного обращения. Например, ни в коем случае не зажимайте их в тисках.
Установка
6. Установите новую пламеотражательную шайбу таким образом, чтобы ее выпуклая поверхность была обращена вверх (к форсунке).
7. Аккуратно установите форсунку на головку цилиндров и затяните ее предписанным усилием.
8. Подсоедините возвратный трубопровод(-ы) к форсунке. При необходимости состыкуйте электрический разъем датчика подъема иглы.
9. Правильно установив все форсунки, установите и подсоедините топливопроводы форсунок. Предварительно затяните все накидные гайки, чтобы убедиться в правильности расположения всех топливопроводов, а затем в той же последовательности затяните их предписанным усилием. Придержите штуцеры на топливном насосе высокого давления при затягивании гаек на стороне насоса. Установите и подсоедините топливопроводы форсунок.
10. Установите впускной коллектор, как описано в параграфе 17.
11. Заполните топливную систему, как описано в параграфе 6. Перед установкой крышки двигателя запустите двигатель и проверьте его на наличие признаков утечек топлива.
Модели с двигателем 2.0 л
Внимание! Перед началом работы обратитесь к мерам предосторожности, описанным в параграфе 2.
Примечание. Следующая процедура описывает снятие и установку форсунок как единого комплекта, хотя при необходимости каждую форсунку можно снять по отдельности. При установке для каждой потревоженной форсунки потребуются новые медные шайбы, верхние уплотнения, гайки крепления зажимов форсунок и топливопроводы высокого давления.
Снятие
12. Выполните действия, описанные в п.п. 1—4 параграфа 16.
13. Рассоедините быстродействующие муфты питающего и возвратного топливных шлангов в верхней части топливного насоса, при этом используя отвертку для отпускания стопорного зажима. Подходящим образом заглушите открытые соединения во избежание проникновения грязи, затем высвободите топливные шланги (а на более поздних моделях и подкачивающий насос) из соответствующих зажимов.
14. Тщательно очистите все штуцеры топливопроводов высокого давления на топливных форсунках и топливной рампе. Используя два рожковых ключа, отверните накидные гайки крепления топливопроводов высокого давления к топливным форсункам и топливной рампе (рис. 15.14). Снимите топливопроводы высокого давления и заглушите открытые соединения на форсунках и топливной рампе во избежание проникновения грязи. Имейте в виду, что при установке потребуется новый топливопровод высокого давления для каждой снятой форсунки.
Рис. 15.14. Придержите переходники при отпускании накидных гаек, а затем снимите и выбросьте топливопровод высокого давления, идущий от форсунки к топливной рампе (модели с двигателем 2.0 л)
15. Снимите стопорное кольцо и отсоедините возвратный трубопровод от каждой топливной форсунки (рис. 15.15).
Рис. 15.15. Снимите зажим и отсоедините фитинг возвратного топливопровода от форсунки (модели с двигателем 2.0 л)
16. Отверните гайку и снимите шайбу крепления каждого зажима форсунки к его шпильке на головке цилиндров (рис. 15.16). Имейте в виду, что при установке потребуются новые гайки крепления зажимов.
Рис. 15.16. Отверните гайку крепления форсунки и снимите шайбу (отмечена стрелкой) (модели с двигателем 2.0 л)
17. Снимите форсунки вместе с их зажимами с головки цилиндров (рис. 15.17). Снимите зажим с форсунки после отведения его от опорной шпильки. Если форсунки плотно «сидят» в головке цилиндров и не могут быть высвобождены, выверните опорную шпильку с помощью съемника шпилек и выдвиньте зажим форсунки. Введя рожковый ключ в установочную секцию на корпусе форсунки, высвободите форсунку, поворачивая ее и одновременно вытягивая вверх.
Рис. 15.17. Снимите форсунку и зажим с головки цилиндров (модели с двигателем 2.0 л)
18. Извлеките установочный штифт зажима форсунки из головки цилиндров (рис. 15.18).
Рис. 15.18. Снимите установочный штифт зажима форсунки (модели с двигателем 2.0 л)
19. Снимите медную шайбу и верхнее уплотнение с каждой форсунки или извлеките из посадочного отверстия в головке цилиндров. если они остались там при снятии форсунки. При установке потребуются новые медные шайбы и верхние уплотнения.
20. Визуально осмотрите каждую форсунку на наличие очевидных признаков повреждений или ухудшения состояния. При наличии очевидных дефектов замените форсунку(-и).
Предостережение. Топливные форсунки изготовлены с очень жесткими допусками, и ни в коем случае не следует разбирать их. Не вывинчивайте штуцер топливопровода на боковой стороне форсунки и не отсоединяйте какие-либо элементы от корпуса форсунки. Не пытайтесь удалять отложения нагара с распылителя форсунки или выполнять какую-либо проверку с использованием ультразвука или давления.
21. Если форсунки находятся в удовлетворительном состоянии, заглушите штуцер топливопровода (если еще не сделали этого) и соответствующим образом заглушите электрический разъем и форсунку.
22. Перед установкой приобретите новую медную шайбу, верхнее уплотнение, гайку крепления зажима форсунки и топливопровод высокого давления для каждой снятой форсунки.
Установка
23. Установите новое верхнее уплотнение на корпус каждой форсунки и установите новую медную шайбу на форсунку (рис. 15.23, а, б).
Рис. 15.23, а. Наденьте новое верхнее уплотнение на форсунку...
Рис. 15.23, б. ...затем установите новую медную шайбу (модели с двигателем 2.0 л)
24. Установите установочные штифты зажимов форсунок на головку цилиндров.
25. Установите зажим форсунки в паз на корпусе каждой форсунки и установите форсунки в головку цилиндров. Направьте зажим на опорную шпильку и на установочный штифт при установке каждой форсунки.
26. Установите шайбу и наверните новую гайку крепления зажима форсунки на каждую опорную шпильку. На этой стадии затяните гайки только усилием руки.
27. Работая с одной топливной форсункой за подход, снимите заглушки со штуцеров на топливной рампе и соответствующей форсунке. Подстыкуйте новый топливопровод высокого давления к штуцерам и наверните накидные гайки. Будьте осторожны, чтобы не повредить резьбу на гайке и не деформировать топливопроводы при их установке. После «наживления» накидной гайки затяните ее на этой стадии только средним усилием.
28. После предварительного подсоединения всех топливопроводов затяните гайки крепления зажимов форсунок предписанным усилием.
29. Рожковым ключом придержите по очереди штуцер каждого топливопровода и затяните накидную гайку предписанным усилием, используя динамометрический ключ и специальный переходник. Аналогичным образом затяните все потревоженные накидные гайки.
30. Подсоедините возвратные трубопроводы к каждой топливной форсунке и зафиксируйте стопорными кольцами.
31. Снимите заглушки и состыкуйте быстродействующие муфты питающего и возвратного шлангов в верхней части топливного насоса. Закрепите шланги соответствующими хомутами.
32. Установите пластмассовую направляющую жгута электропроводки на две опорные шпильки и закрепите гайками.
33. Состыкуйте электрические разъемы топливных форсунок и переключателя отключения поршня насоса и подсоедините всю остальную электропроводку, отсоединенную для получения доступа.
34. Убедитесь в том, что все разъемы состыкованы и вся электропроводка закреплена соответствующими зажимами, а затем подсоедините провод «массы» к аккумулятору.
35. Соблюдая меры предосторожности, описанные в параграфе 2. заполните топливную систему, как описано в параграфе 6. Затем запустите двигатель и дайте ему возможность работать в режиме холостого хода. Проверьте соединения топливопроводов высокого давления на наличие утечек при работе двигателя в режиме холостого хода. Если все в порядке, увеличьте частоту вращения коленчатого вала двигателя до 4000 об/мин и снова выполните проверку на наличие утечек. Выполните короткое дорожное испытание автомобиля и после возвращения еще раз выполните проверку на наличие утечек. При обнаружении утечек приобретите и установите новые топливопроводы высокого давления. Не пытайтесь устранять даже самую незначительную утечку дополнительным затягиванием штуцерных соединений топливопроводов.
36. В заключение установите крышку двигателя.