Осевой люфт коленчатого вала регулируется установкой упорных полуколец во втором подшипнике коленчатого вала.
Коленчатый вал уплотнен с передней и задней сторон сальниками. Передний сальник располагается в приворачиваемой крышке, а задний сальник запрессовывается в картер двигателя и крышку заднего коренного подшипника.
Перед снятием коленчатого вала следует определить величину его осевого люфта, чтобы при необходимости приобрести упорные полукольца повышенного размера. Порядок измерения осевого перемещения коленчатого вала следующий.
1. У становите на передней стороне блока цилиндров стрелочный индикатор, как показано на иллюстрации 17.42, и отожмите коленчатый вал в противоположную сторону отверткой. Обнулите шкалу стрелочного индикатора.
2. Надавите на коленчатый вал отверткой с противоположной стороны и считайте показание стрелочного индикатора. Значение осевого смещения должно находиться в пределах от 0,07 до 0,32 мм. Результат измерения запишите. Если он превышает допустимый предел износа, то при сборке должны устанавливаться упорные полукольца повышенного размера (иногда изнашиваются только упорные полукольца).
3. Снимите стрелочный индикатор.
4. Снимите коленчатый вал, руководствуясь порядком работ, касающимся разборки двигателя.
Внимание! Проточку шеек и установку новых вкладышей мы рекомендуем поручать специализированной мастерской.
Порядок действий по установке коленчатого вала указан в главе, касающейся сборки двигателя.
Обязательно устанавливайте оба упорных полукольца одинаковой толщины. Соблюдайте номинальные значения моментов затяжки. Не забывайте проворачивать коленчатый вал, чтобы при выполнении определенного этапа сборки установить его возможное заклинивание.
Задний сальник коленчатого вала - замена
Задний сальник можно извлечь при снятом маховике. Это может потребоваться, когда начинается проскальзывание сцепления из-за проникновения масла из картера.
5. Извлеките сальник с помощью отвертки из картера кривошипно-шатунного механизма. Действуйте аккуратно, чтобы не повредить картер или фланец картера. Для облегчения работы можно ввернуть с обеих сторон сальника два самонарезающих винта, а затем, поддевая их попеременно за головки, извлечь сальник.
Проверьте поверхность коленчатого вала, сопрягающуюся с рабочей кромкой сальника. Если в результате трения на поверхности заметны следы износа, то новый сальник надо будет установить немного глубже в картер кривошипно-шатунного механизма.
6. Запрессуйте новый сальник с помощью подходящей оправки в картер кривошипно-шатунного механизма. Смажьте наружную поверхность сальника моторным маслом, а рабочую - универсальной смазкой. Если поверхность коленчатого вала, на которой стоит сальник, в норме, то сальник запрессуйте вровень с поверхностью блока цилиндров. В противном случае сальник запрессуйте в картер глубже и убедитесь, что сальник плотно прилегает по всей поверхности.
Передний сальник коленчатого вала - замена
Передний сальник находится во фланце перед масляным насосом и может сниматься без снятия двигателя, но требуется снятие зубчатого ремня. Для снятия лучше ввернуть в сальник два самонарезающих винта и извлечь его с помощью отвертки и плоскогубцев. Смажьте новый сальник снаружи моторным маслом, а рабочую поверхность - универсальной смазкой. Запрессуйте сальник вровень с поверхностью блока, соблюдая осторожность, чтобы не деформировать его.
24. Привод газораспределительного механизма
Детали привода газораспределительного механизма могут заменяться без снятия двигателя.
При выполнении следующих работ требуется только частичное снятие зубчатого ремня, то есть ремень снимается только с зубчатого шкива распределительного вала:
- снятие и установка головки цилиндров;
- снятие и установка распределительного вала и регулировка зазоров клапанов (двигатель объемом 1,9 литра);
- снятие и установка ТНВД.
- Полное снятие зубчатого ремня необходимо при выполнении следующих работ:
- снятие и установка привода масляного насоса и приводной цепи масляного насоса;
- замена переднего сальника коленчатого вала;
- снятие и установка водяного насоса.