При снятии опоры двигателя силовой блок необходимо закрепить на балке или тали.
Двигатели XUD9
1. Ослабьте гайки крепления правого переднего колеса.
2. Поддомкратьте правую переднюю сторону автомобиля и установите под кузов подставку.
3. Снимите правое колесо.
4. Отсоедините клемму провода «массы» (-) от аккумулятора.
5. Снимите из колесной ниши подкрылки и шумоизоляцию.
6. Включите передачу и выверните болт ременного шкива на коленчатом валу.
7. Снимите ременный шкив. Для этого используйте две монтировки или съемник.
8. Закрепите в проушине для подъема двигателя трос или цепь и приподнимите двигатель талью или идентичным приспособлением. Можно также установить под двигатель гаражный подъемник, положив на него деревянные бруски, и осторожно приподнять двигатель, чтобы разгрузить опоры.
9. Снимите защитный кожух зубчатого ремня. При этом верхнюю часть подайте сначала вперед, а затем вверх. Затем высвободите из штифтов вторую, нижнюю, часть кожуха и также снимите её. Снимите распорную втулку (см. иллюстрацию).
24.9 Крепление защитного кожуха зубчатого ремня. 1 - верхняя часть защитного кожуха; 2 - нижняя часть защитного кожуха; 3 - штифты крепления защитного кожуха; 4 - распорная втулка
10. Приготовьте два болта MX х 1,25 и длиной 40 мм. Один болт вставьте в шестерню распределительного вала в точке 1, а второй в приводную шестерню топливного насоса высокого давления в точке 2 (см. иллюстрацию).
24.10 Порядок блокировки газораспределительного механизма. Черными точками отмечены отверстия, в которые вставляются штифты. 1 - шестерня распределительного вала; 2 - приводная шестерня ТНВД
Таким образом блокируется механизм газораспределения. Общий вид газораспределительного механизма показан на иллюстрации 24.10а.
24.10а Детали газораспределительного механизма. 1 - шестерня зубчатого ремня на распределительном валу; 2 - приводная шестерня ТНВД; 3 - проушина для снятия двигателя; 4 - кронштейн опоры двигателя
11. Ослабьте болт 1 и гайку 2 натяжителя зубчатого ремня (см. иллюстрацию).
24.11 Натяжитель зубчатого ремня. Двигатель объемом 1,9 литра. 1 - болт; 2 - гайка; 3 - отверстие под четырехгранный ключ; 4 - нажимная пружина
Вставьте в отверстие 6 натяжителя четырехгранный ключ на 9,52 мм (3/8 дюйма) (удлиненная рукоятка с трещоткой) (см. иллюстрации 17.16 и 17.17). Поверните ключ, чтобы сжать пружину натяжителя.
12. Затяните болт 2, чтобы зафиксировать натяжитель зубчатого ремня в новом положении (см. иллюстрацию).
24.12 Устройство автоматического натяжения зубчатого ремня удерживается гайкой 1 и болтом 2
13. Снимите зубчатый ремень с шестерни распределительного вала, а затем с остальных шестерен. Если этот зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, то маркером отметьте направление его вращения. Если же будет устанавливаться новый ремень, то необходимо заменить также натяжитель зубчатого ремня и ролик натяжения (см. иллюстрацию).
24.13 Детали механизма газораспределения двигателя XUD9. 1 - натяжитель зубчатого ремня; 2 - шестерня зубчатого ремня распределительного вала; 3 - сальник распределительного вала; 4 - шпонка; 5 - распределительный вал; 6 - зубчатый ремень; 7 - ролик натяжения зубчатого ремня; 8 - тарельчатый толкатель; 9 - регулировочная шайба зазора клапана; 10 - сухарь клапана; 11 - тарелка пружины клапана; 12 - пружина клапана; 13 - опорная шайба пружины клапана; 14 - маслосъемный колпачок; 15 - направляющая втулка клапана; 16 - кольцо седла клапана; 17 - клапаны; 18 - прокладочная шайба
Все остальные детали меняются на новые в зависимости от потребности.
14. Убедитесь, что на деталях, контактирующих с зубчатым ремнем, нет масла или смазки. Упорные болты должны находиться в отверстиях шестерен распределительного вала и ТНВД. Если в ходе работ эти болты извлекались, то распределительный вал нужно провернуть, чтобы можно было вставить болт М8 в отверстие 7 (см. иллюстрацию).
24.14 Установка зубчатого ремня на двигатель объемом 1,9 литра. 1 - ролик натяжения; 2 - толкатель пружины натяжителя зубчатого ремня; 3 - направляющий ролик; 4 - зубчатый ремень; 5 - распределительная шестерня зубчатого ремня на коленчатом валу; 6 - болт крепления шестерни; 7 - упорный болт в отверстии шестерни распределительного вала
В этом положении шестерни можно накладывать зубчатый ремень.
15. Ослабьте болт 1 и гайку 2 (см. иллюстрацию 24.11) натяжителя зубчатого ремня, чтобы натяжной ролик отошел в исходное положение. Убедитесь, что натяжной ролик установился в нужное положение и затяните болт 1 и гайку 2.
16. Вставьте упорный болт в соответствующее отверстие на шестерне ТНВД. Это положение ТНВД соответствует моменту впрыска топлива в камеру цилиндра №1.
17. Зафиксируйте коленчатый вал в положении ВМТ, вставив упорный стержень в отверстие на маховике так, как показано на иллюстрации 17.77.
18. Установите зубчатый ремень. Он сначала укладывается на шестерню коленчатого вала, затем на направляющий ролик и на шестерню ТНВД, а после этого на шестерню распределительного вала. Сохраняя натяжение зубчатого ремня, закрепите его на шестерне водяного насоса и на ролике натяжения.
19. Убедитесь, что зубья ремня должным образом прилегают к шестерням.
20. Вверните болт крепления шестерни зубчатого ремня на коленчатом валу, установив на него подкладочную шайбу, и затяните болт.
21. Ослабьте болт 1 и гайку 2 (см. иллюстрацию 24.11), чтобы освободить ролик натяжителя.
22. Извлеките все болты, которыми фиксировались валы, а также стержень блокировки маховика.
23. Проверните коленчатый вал не менее чем на два оборота по направлению вращения двигателя, чтобы выровнять положение зубчатого ремня.
Снова ослабьте болт 1 и гайку 2 натяжителя зубчатого ремня (см. иллюстрацию 24.11). При этом натяжной ролик устанавливается в положение натягивания ремня. После этого болт и гайку затяните с моментом 18 Нм.
24. Проверните двигатель на несколько оборотов и опять вставьте болты блокировки привода газораспределительного механизма. Если болты трудно вставляются, то это означает, что нарушена регулировка фаз газораспределения и вся работа должна быть выполнена заново.
25. Выверните болт с шайбой, которым закреплена шестерня зубчатого ремня на коленчатом валу.
26. Установите три части защитного кожуха зубчатого ремня.
27. Установите ременный шкив на коленчатый вал и вверните болт с прокладочной шайбой. Резьбу болта смажьте защитным средством «Loctite». Удерживая коленчатый вал от проворачивания, затяните болт крепления ременного шкива с моментом 40 Нм. Из этого положения болт доверните еще на 60°.
Все остальные работы производятся в последовательности, обратной снятию.
28. Подтяните болт 1 и гайку 2 натяжителя зубчатого ремня (см. иллюстрацию) с моментом 20 Нм.
24.28 Подтяните болт 1 и гайку 2 натяжителя зубчатого ремня (см. иллюстрацию) с моментом 20 Нм
29. Установите опору двигателя, а также защитный кожух маховика и сцепления.
Двигатель объемом 2,1 литра
Для снятия зубчатого ремня на данном типе двигателя необходимо выполнить все работы, включая снятие защитного кожуха зубчатого ремня в той последовательности, как это указано для двигателя объемом 1,9 литра (см. иллюстрацию 24.0а).
24.0а Снимите защитный кожух зубчатого ремня, состоящий из трех частей (1-3), вывернув болты крепления, отмеченные стрелками. Двигатель объемом 2,1 литра
30. Закрепите на двигателе трос или цепь и приподнимите двигатель талью или идентичным приспособлением. Можно также установить под двигатель гаражный подъемник, положив на него деревянные бруски, и осторожно приподнять двигатель, чтобы разгрузить опоры.
31. Снимите правую опору подвески двигателя.
32. Приготовьте два болта М8х1,25 и длиной 40 мм. Один болт вставьте в шестерню распределительного вала в точке 1, а второй в приводную шестерню топливного насоса высокого давления в точке 2 (см. иллюстрацию).
24.32 Зафиксируйте упорными болтами шестерню 1 распределительного вала и шестерню 2 привода ТНВД от проворачивания
Таким образом блокируется механизм газораспределения.
33. Снимите защитный кожух с маховика и сцепления, а сам маховик застопорите соответствующим образом или включите передачу.
34. Выверните болт крепления ременного шкива на коленчатом валу и снимите шкив с помощью двух монтировок или съемника.
35. Ослабьте натяжение зубчатого ремня. Для этого отверните гайку 1 ролика натяжения, а также болт 2, воспользовавшись торцовым ключом на 5 мм (см. иллюстрацию).
24.35 Снятие и установка зубчатого ремня на двигателе объемом 2,1 литра. 1 - гайка ролика натяжения; 2 - болт натяжителя; 3 - торцовый ключ на 5 мм; 4 - эксцентрик натяжителя
36. Воспользуйтесь торцовым ключом на 10 мм и проверните им эксцентрик 4 (см. иллюстрацию 24.35) вправо, чтобы ослабить натяжение ремня и снять его. Если этот зубчатый ремень будет устанавливаться повторно, то маркером отметьте направление его вращения. Если же будет устанавливаться новый ремень, то необходимо заменить также натяжитель зубчатого ремня и ролик натяжения. Все остальные детали меняются на новые в зависимости от потребности.
37. Убедитесь, что на деталях, контактирующих с зубчатым ремнем, нет масла или смазки.
Если с коленчатого вала снималась распределительная шестерня зубчатого ремня, то её необходимо установить на место. Будьте внимательны, чтобы не сместилась шпонка, которой крепится шестерня.
Упорные болты должны находиться в отверстиях шестерен распределительного вала и ТНВД. Если в ходе работ эти болты извлекались, то распределительный вал нужно провернуть, чтобы можно было вставить болты М8 в отверстие 1 и 2 (см. иллюстрацию 24.32).
38. Установите зубчатый ремень. Если устанавливается прежний ремень, то руководствуйтесь меткой направления вращения ремня. Он сначала укладывается на шестерню ТНВД, затем на направляющий ролик, на шестерни коленчатого вала и водяного насоса, а после этого на шестерню распределительного вала и натяжной ролик.
39. Убедитесь, что зубья ремня должным образом прилегают к шестерням.
40. Извлеките все болты, которыми фиксировались валы, а также стержень блокировки маховика.
41. Ослабьте гайку 1 (см. иллюстрацию 24.35), чтобы ролик натяжителя отошел к ремню и натянул его.
42. Проверните коленчатый вал не менее чем на два оборота по направлению вращения двигателя, чтобы выровнять положение зубчатого ремня. При этом натяжной ролик устанавливается в положение натягивания ремня. После этого гайку 1 ролика натяжения затяните с моментом 10 Нм (см. иллюстрацию 24.35).
43. Проверните двигатель несколько раз и снова вставьте болты блокировки привода газораспределительного механизма. Если болты трудно вставляются, то это означает, что нарушена регулировка фаз газораспределения и вся работа должна быть выполнена заново.
44. Установите три части защитного кожуха зубчатого ремня.
45. Установите ременный шкив на коленчатый вал и вверните болт с прокладочной шайбой. Резьбу болта смажьте защитным средством «Loctite». Удерживая коленчатый вал от проворачивания, затяните болт крепления ременного шкива с моментом 40 Нм. Из этого положения болт доверните еще на 60°.
Все остальные работы производятся в последовательности, обратной снятию. Не забудьте установить на место защитный кожух маховика и дисков сцепления.