Снятие
Головку блока цилиндров можно снимать без демонтажа двигателя с автомобиля. Однако нужно учитывать, что зубчатый ремень придется частично снимать. Нужно также учитывать, что новая прокладка головки должна быть такой же толщины, что и прежняя. Если же снятие головки блока цилиндров вызвано необходимостью замены клапанов, предварительных камер или иных деталей, то мы рекомендуем поручить выполнение работ мастерской. Работы по разборке и переборке газораспределительного механизма, указанные для бензиновых двигателей, в целом применимы и данному типу дизельных двигателей.
Все двигатели
1. Отсоедините клемму провода «массы (-) от аккумулятора.
2. Установите перед автомобиля на козлы и снимите брызговик двигателя.
3. Снимите ручейковый ремень, чтобы обеспечить лучший доступ к двигателю Особо это касается двигателей объемом 2,1 литра.
4. Снимите воздушный фильтр вместе со шлангами (см. иллюстрацию).
20.4 Снимите воздушный фильтр и нижеперечисленные детали. 1 - воздушный фильтр; 2 - расширительный бачок охлаждающей жидкости; 3 - рукав воздухозаборника; 4 - крышка головки блока цилиндров
Рядом со шлангом находится проушина 3 для подъема двигателя (двигатель объемом 1,9 литра), которую надлежит отсоединить (см. иллюстрацию 20.5).
20.5 Извлеките сменный фильтрующий элемент 1 топливного фильтра и выверните болт, которым крепится нижняя часть фильтра
5. Извлеките сменный фильтрующий элемент топливного фильтра и отверните болт, которым крепится нижняя часть фильтра (см. иллюстрацию)
6. Снимите крышку головки блока цилиндров.
7. Выверните болты крепления и отсоедините выпускной патрубок вместе с прокладкой.
8. Отсоедините от головки блока цилиндров все провода, шланги и трубопроводы.
9. Слейте охлаждающую жидкость.
10. Отсоедините приемную трубу глушителей от турбонагнетателя.
11. Высвободите провод питания системы рециркуляции ОГ, отверните гайки, которыми крепится газотурбинный нагнетатель и снимите его.
12. Отсоедините впускной коллектор и снимите его, подав вверх (см. иллюстрацию)
20.12 Высвободите провод питания системы рециркуляции ОГ, отверните гайки, которыми крепится газотурбинный нагнетатель и снимите его, а также отсоедините и снимите впускной коллектор. На иллюстрации показан двигатель объемом 1,9 литра
13. Высвободите опоры двигателя изподушек, чтобы переложить вес двигателя на переднюю опору. После этого отсоедините кронштейн правой опоры двигателя.
14. Снимите оба защитных кожуха зубчатого ремня.
15. Зафиксируйте от проворачивания коленчатый вал с помощью стержня, если разбирается двигатель объемом 1,9 литра, установив его как показано на иллюстрации 17.77. Перед этим коленчатый вал необходимо провернуть, чтобы установить двигатель в ВМТ.
16. Приготовьте три болта М8х1,5 мм, длиной 40 мм. Один болт вставьте в отверстие 4 на шестерне распределительного вала, а два оставшихся - в отверстия 6 и 7 на шестерне ТНВД (см. иллюстрацию).
20.16 Передняя сторона двигателя после снятия защитных кожухов зубчатого ремня. 1 - отверстие под четырехгранник на натяжителе зубчатого ремня; 2 - болт натяжителя зубчатого ремня; 3 - болт натяжителя зубчатого ремня; 4 - упорный болт в отверстии шестерни распределительного вала; 5 - болт кронштейна опоры двигателя; 6 - упорный болт в отверстии шестерни ТНВД; 7 - упорный болт в отверстии шестерни ТНВД
Эти болты устанавливаются достаточно легко, если коленчатый вал установлен должным образом. Установка болтов позволяет зафиксировать газораспределительный механизм.
17. Выверните оба болта 2 и 3 крепления натяжителя зубчатого ремня и, вставив четырехгранный ключ на 3/8 дюйма в отверстие 1 натяжителя, отожмите ролик натяжения во вне, чтобы ослабить натяжение зубчатого ремня. Болт 2 снова затяните, чтобы зафиксировать натяжитель в его новом положении (см. иллюстрацию 20.16).
18. Снимите зубчатый ремень с шестерен, подавая его вперед.
19. Ослабьте болт крепления шестерни зубчатого ремня на распределительном валу и снимите шестерню с вала. Шестерню удерживайте при этом от проворачивания.
20. Выверните за несколько проходов в последовательности обратной ввинчиванию болты крепления головки блока цилиндров. Длину болтов перед их последующей установкой при сборке необходимо измерить. Растянутые болты подлежат замене на новые (см. иллюстрацию).
20.20 Последовательность ввинчивания и затяжки болтов крепления головки блока цилиндров. При снятии головки болты выворачиваются в обратной последовательности
Ввиду того, что головка блока цилиндров устанавливается на центрирующий штифт, то отделить головку от блока цилиндров достаточно трудно. В мастерских для снятия головки пользуются монтировками с загнутыми под углом 90° концами. Обе монтировки, загнутые концы которых вставляются в отверстия для болтов крепления, поднимают одновременно. Поднятую головку блока цилиндров смещают немного в сторону, чтобы вывести распределительный вал из опоры. Убедитесь, что центрирующий штифт остался в блоке цилиндров. Если штифт извлечен вместе с головкой блока, то его необходимо вытащить из головки и вставить в блок цилиндров (см. иллюстрацию 20.20а).
20.20а Для снятия головки блока цилиндров пользуются монтировками с загнутыми под углом 90° концами.
21. Почистите сопрягаемые поверхности головки и блока цилиндров с помощью соответствующего чистящего средства. Поверхности нельзя чистить жестким скребком или с помощью шлифовальной шкурки. Шлифовка головки блока цилиндров также не допускается. Если распределительный вал вращается свободно, то его дорабатывать не нужно.
После демонтажа головки блока цилиндров снимите соответствующие детали и извлеките клапаны (см. соответствующую главу).
Установка
22. Почистите отверстия под болты крепления головки блока цилиндров. В отверстиях не должно быть масла, а резьба должна быть в хорошем состоянии. При необходимости резьбу можно обновить соответствующим метчиком (резьба М12х150). Поверхности соприкосновения головки блока цилиндров и блока цилиндров должны быть тщательно зачищены.
23. Установите распределительный вал в ВМТ. Это значит, что клапаны цилиндров №1 и №4 должны находиться в закрытом положении.
24. Установите в левом углу (если смотреть с передней стороны) блока цилиндров центрующий штифт. В противоположном углу блока вверните центрирующий палец. Этот палец после установки головки блока цилиндров вывинчивается с помощью отвертки.
25. Выберите уплотнительную прокладку такой же толщины, что и прежняя. Уложите прокладку на блок цилиндров так, чтобы язычок с маркировкой прокладки был обращен в нужную сторону. При приобретении новой уплотнительной прокладки рекомендуется предъявить прежнюю.
26. Измерьте длину болтов крепления головки блока цилиндров. Головка болтов крепления головки блока цилиндров двигателя XUD9 рассчитана на торцевой ключ. На других двигателях могут использоваться болты с головкой под специальный ключ. Измерение длины болтов выполняется на отрезке X (см. иллюстрацию).
20.26 Измерение длины болтов выполняется на отрезке X. Верхний болт без уступа используется на двигателях объемом 1,9 литра, а нижний - на двигателях 2,1 литра
При измерении болтов необходимо учитывать, что могут использоваться болты без уступа на нижнем конце (двигатели XUD9 и XUD11) или с уступом (XUD11). Если длина болтов без уступа больше чем 146,8 мм (см. иллюстрацию 20.26), то такие болты подлежат замене на новые.
То же самое относится и к болтам с уступом, если их длина свыше 151,5 мм (см. иллюстрацию 20.26).
27. Установите головку блока цилиндров. Головку ставьте немного под углом, чтобы центрирующий штифт попал в соответствующее отверстие в головке блока цилиндров. После этого головку полностью отпустите, чтобы она установилась на блоке цилиндров. Вспомогательный центрирующий палец теперь необходимо вывернуть отверткой.
28. Смажьте маслом резьбу болтов и подкладочные шайбы и вверните болты в отверстия. Для ввинчивания болтов головки блока цилиндров используется торцевой ключ (двигатели XUD9) или специальный ключ (двигатели XUD11). Кроме этого, для затяжки болтов понадобится угломер.
29. Затяните болты в последовательности, как показано на (иллюстрации 20.29).
20.29 Затяните болты крепления головки блока цилиндров, соблюдая указанную последовательность
Порядок действий при этом следующий.
30. Вверните в показанной последовательности все болты с моментом 20 Нм, а затем подтяните их с моментом 60 Нм.
31. Доверните все болты под углом 180°, т.е. на пол-оборота. Доворот можно выполнить с помощью воротка.
Последующая затяжка болтов головки блока цилиндров не нужна.
32. Установите шестерню зубчатого ремня на распределительный вал. Закрепите шестерню на валу болтом с моментом затяжки 45 Нм, удерживая шестерню при этом от проворачивания.
33. Отрегулируйте зазор клапанов (см. соответствующую главу). Зазор клапанов регулируется только у двигателей объемом 1,9 литра.
34. Установите на место зубчатый ремень.
Все остальные детали устанавливаются на место в последовательности, обратной снятию.