Снятие
Замену поршней и шатунов можно выполнять только на демонтированном двигателе с отсоединенной коробкой передач.
Все поршни имеют по два компрессионных и одному маслосъемному кольцу. Поршневые кольца имеют маркировку, которая при установленном кольце должна быть обращена вверх (см. иллюстрацию 22.0).
22.0 Поршневые кольца и их расположение на поршне. а - верхнее компрессионное кольцо; b - среднее компрессионное кольцо; с - нижнее (маслосъемное) кольцо
У дизельных двигателей поршни цилиндров должны немного выступать над поверхностью блока цилиндров, поэтому прокладки головки блока цилиндров имеют разную толщину.
Для разборки поршней и шатунов не требуется специальный инструмент. Шатунно-поршневая группа у всех двигателей одинаковая. Поршни в разных моделях двигателей отличаются лишь размерами (см. иллюстрацию 22.0а).
22.0а Детали шатунно-поршневой группы. 1 - верхнее компрессионное кольцо; 2 - среднее компрессионное кольцо; 3 - маслосъемное кольцо; 4 - стопорный кольца поршневого пальца; 5 - поршень; 6 - поршневой палец; 7 - шатун; 8 - втулка шатуна; 9 - шатунный болт; 10 - вкладыши шатунного подшипника; 11 - крышка шатуна; 12 - гайка крепления крышки шатуна
1. Снимите поршневые кольца по порядку сиять с помощью щипцов для установки поршневых колец. В случае, если эти же кольца будут устанавливаться повторно, то их следует также промаркировать, чтобы поставить на прежние места. При отсутствии щипцов для установки поршневых колец последние снимаются посредством подкладывания под оба конца колец металлических пластинок.
2. Снимите упорные кольца с поршневого пальца. Для их снятия необходима небольшая отвертка, т.к. упорные кольца не имеет выступа. Упорные кольца можно снять и с помощью крючка, согнув нужным образом отрезок проволоки.
3. Уложите поршень с шатуном на подходящую опору и выбейте поршневой палец. Если палец «сидит» плотно, то поршень вместе с шатуном можно разогреть в кипящей воде.
Внимание! Отсоедините поршня и шатуна выполняется только в случаях, когда необходима замена поршня или шатуна.
4. Тщательно осмотрите все детали. При наличии задиров, царапин или износа они подлежат замене.
Сборка
Предполагается, что все детали проверены и неисправные заменены.
5. Проверьте отсутствие скручивания и прогиба шатунов на установке для проверки шатунов. Это лучше всего сделать в мастерской, так как погнутые или даже скрученные шатуны приведут к нарушению нормальной работы двигателя.
6. Смажьте моторным маслом все детали.
7. Расположите поршни и шатуны в порядке сборки, то есть полость камеры сгорания в днище поршня и выступ под вкладыш шатунного подшипника должны располагаться с одной стороны, как показано на (иллюстрации 22.7.)
22.7 Полость камеры сгорания в днище поршня и выступ под вкладыш шатунного подшипника должны располагаться с одной стороны
8. Установите шатун и поршень так,чтобы отверстие шатуна и отверстие поршня совпали. Установите с одной из сторон поршня стопорное кольцо поршневого пальца и убедитесь, что оно плотно сидит в отверстии.
9. Вставьте с противоположной стороны поршня поршневой палец и забейте его до упора. Если требуется, воспользуйтесь пластмассовым молотком. После этого установите второе стопорное кольцо.
10. Проверьте ход шатуна на поршневом пальце. Для этого, удерживая поршень в руках, перемещайте шатун в разные стороны. Шатун должен легко перемещаться.
11. Установите на поршни поршневые кольца (см. иллюстрацию 22.0). Помните, что заводская маркировка поршневых колец или надпись «ТОР» должна быть обращена вверх, а стык маслосъемного поршневого кольца должен располагаться по одной линии с отверстием под палец поршня. Стыки (замки) компрессионных колец должны быть смещены на 120° от стыка маслосъемного кольца (см. иллюстрацию 22.0). Обильно смажьте поршневые кольца моторным маслом.
12. Смажьте поршень моторным маслом и вставьте его в соответствующую рабочую гильзу цилиндра. Для сжатия поршневых колец при установке поршня требуется специальная оправка. Установите стяжную оправку вокруг поршня таким образом, чтобы верхний край поршня выступал из-под нее на 4-5 мм. Это обеспечивает равномерную установку поршня в отверстии цилиндра.
13. Установите крышки шатунных подшипников (см. соответствующую главу).