Сборка двигателя выполняется в последовательности, обратной разборке, идентично сборке двигателя объемом 1,9 литра. После установки кривошипно-шатунного механизма и масляного насоса необходимо действовать в следующем порядке.
Масляный насос - установка
1. Установите новую сухую уплотнительную прокладку, если автомобиль не оборудован кондиционером.
2. Вверните 23 болта крепления масляного поддона, соблюдая маркировку, нанесенную при снятии, и равномерно затяните их с моментом 16 Нм (см. иллюстрацию 17.59). Четыре болта крепления поддона со стороны маховика имеют головку под торцовый ключ.
3. Вверните датчик указателя уровня моторного масла с моментом затяжки 10 Нм.
Установка масляного поддона, выполненного из алюминия, которым комплектуются автомобили с кондиционером, выполняется с помощью установочного штифта на картере. Уплотнительная прокладка для поддона не нужна, однако сопрягаемые поверхности смазываются уплотнительной массой. Болты крепления поддона ввинчиваются в соответствии с метками, нанесенными при снятии, и затягиваются с моментом 16 Нм (см. иллюстрацию 17.0).
4. Установите маховик на коленчатый вал.
5. Закрепите на маховике ведомый и прижимной диски сцепления. Момент затяжки болтов крепления составляет 20 Нм.
6. Установите масляный радиатор, чтобы штуцеры для шлангов охлаждающей жидкости были обращены вверх. Навинтите накидные гайки и затяните их с моментом 58 Нм. Вверните также датчик указателя уровня масла с моментом 39 Нм.
7. Смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо масляного фильтра и закрепите масляный фильтр на масляном радиаторе. После этого фильтр доверните на четверть оборота.
8. Установите новую прокладку между корпусом термостата и водяным насосом и затяните болты их крепления с моментом 20 Нм. Нанесите на плоскую поверхность корпуса термостата уплотнительную массу и установите термостат в корпус. Закройте термостат крышкой, ввернув три болта крепления, и затяните их с моментом 20 Нм (см. иллюстрацию).
19.8 Выпускной патрубок и корпус термостата. 1 - крышка корпуса термостата; 2 - болты крепления крышки; 3 - термостат; 4 - корпус термостата
9. Закрепите корпус термостата на блоке цилиндров и закрепите болтами с моментом 20 Нм.
10. Установите водяной насос, затянув шесть болтов крепления с моментом 10 Нм.
11. У становите на место крышки головки блока цилиндров (см. соответствующую главу).
Внимание! Прокладки головки блока цилиндров выпускаются разной толщины. Толщина прокладки зависит от высоты выступа поршней над поверхностью блока цилиндров. Для определения высоты выступа поршней их необходимо по порядку выставить в ВМТ и измерить выступ. Порядок действий в данном случае такой же, как и для двигателя объемом 1,9 литра. Номинальные значения выступа поршней и обозначение прокладок также совпадают (см. соответствующую главу).
12. Смажьте рабочую поверхность нового сальника и, надев его на распределительный вал, запрессуйте его в отверстие на головке блока цилиндров. После запрессовки сальника установите шестерню зубчатого ремня на распределительный вал. При этом не допустите смещения шпонки, которой крепится шестерня на валу.
13. Вверните болт крепления шестерни и, удерживая её от проворачивания, затяните болт с моментом 50 Нм.
14. Установите ролик натяжения зубчатого ремня и затяните болт его крепления с моментом 37 Нм.
15. Установите шпонку в отверстие на коленчатом валу и наденьте распределительную шестерню.
16. Уложите зубчатый ремень и натяните его.
17. Установите ТНВД. Вверните болты крепления ТНВД, а также кронштейна, но пока их не затягивайте.
18. Установите головку блока цилиндра и затяните 11 болтов крепления с моментом 8 Нм.
19. Наденьте приводную шестерню на вал ТНВД и закрепите её болтом. При затяжке болта удерживайте шестерню от проворачивания (см. иллюстрацию 18.21). Момент затяжки равен 50 Нм.
20. Установите ременный шкив на коленчатый вал. Резьбу болта крепления шкива смажьте защитной смазкой «Loctite» и затяните болт с моментом 70 Нм. После этого болт доверните на 60°. Коленчатый вал удерживайте от проворачивания, застопорив маховик.
21. Вверните свечи накаливания. Момент затяжки свечей составляет 22 Нм. Токоподводящую шину закрепите на четырех контактных штифтах свечей и зафиксируйте гайками, затянув их с моментом 4 Нм.
22. Вверните форсунки (момент затяжки 90 Нм) и подсоедините к ним топливопроводы высокого давления, навинтив накидные гайки с моментом 20 Нм.
23. Установите защитные кожухи зубчатого ремня.
Установка оставшихся деталей производится в последовательности, обратной разборке. Момент затяжки гаек выпускного коллектора равен 20 Нм, впускного - 23 Нм.