Перед началом этой операции соберите вместе все необходимые инструменты и материалы. Необходимо, чтобы двигатель был теплым для того, чтобы масло лучше стекало вместе с основной массой загрязнивших его веществ.
Расположение скобы (1) крепления уплотнителя к коробке моторного отсека
Расположение трубопровода возврата масла
Расположение гаек крепления крышки масляного фильтра
Расположение пробки слива масла с двигателя
Извлечение фильтрующего элемента из кожуха масляного фильтра
Отверстие у основания трубопровода возврата масла
Прочистите маленькое отверстие у основания трубопровода возврата масла.
Установка нового уплотнительного кольца круглого сечения на крышку масляного фильтра
1. Поднимите автомобиль таким образом, чтобы пробка для слива масла с двигателя находилась в самой нижней точке.
2. Кожух масляного фильтра расположен в левом заднем углу моторного отсека за выпускным коллектором.
3. При наличии снимите скобу крепления или вывинтите винт и снимите резиновое уплотнение с верхней части перегородки моторного отсека для улучшения доступа к кожуху масляного фильтра (см. рис. Расположение скобы (1) крепления уплотнителя к коробке моторного отсека).
4. На моделях с трубопроводом возврата масла, крепящимся к центру крышки кожуха масляного фильтра, отвинтите трубопровод возврата масла и снимите его с крышки (см. рис. Расположение трубопровода возврата масла ).
5. Отвинтите две гайки и снимите крышку с кожуха масляного фильтра (см. рис. Расположение гаек крепления крышки масляного фильтра).
6. Ослабьте сливную пробку примерно на половину оборота. Поместите контейнер для слива масла под сливной пробкой и отвинтите пробку полностью. Если необходимо, нажимайте на пробку, когда отвинчиваете, чтобы масло не протекало преждевременно. Снимите кольцевое уплотнение с маслосливной пробки (см. рис. Расположение пробки слива масла с двигателя).
7. Когда масло полностью стечет, вытрите все вокруг сливного отверстия тряпкой и надежно завинтите пробку на место.
8. Удалите все инструменты из-под автомобиля и опустите автомобиль.
9. Извлеките фильтрующий элемент из кожуха масляного фильтра (см. рис. Извлечение фильтрующего элемента из кожуха масляного фильтра).
10. Протрите кожух и крышку масляного фильтра. Проверьте проходимость трубопровода возврата масла. Трубопровод должен свободно продуваться. При необходимости очистите маленькое отверстие у основания трубопровода (см. рис. Отверстие у основания трубопровода возврата масла).
11. Установите новое уплотнительное кольцо круглого сечения на крышку масляного фильтра (см. рис. Установка нового уплотнительного кольца круглого сечения на крышку масляного фильтра).
12. Установите новый фильтрующий элемент масляного фильтра в кожух и крышку и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
13. Установите новое уплотнительное кольцо круглого сечения к верхней части возвратного маслопровода, затем установите трубу возврата масла.
14. Извлеките щуп для измерения уровня масла и снимите пробку с маслозаливной горловины. Залейте масло в двигатель, используя соответствующий сорт масла. Залейте половину необходимого количества масла и подождите несколько минут, чтобы масло стекло в поддон. Затем продолжите наливать масло маленькими порциями, пока уровень масла не достигнет минимального уровня на щупе. При добавлении еще примерно 1 литра уровень масла поднимется до максимального на щупе. Вставьте щуп для измерения уровня масла и закройте крышку маслозаливной горловины.
15. Запустите двигатель и дайте ему поработать несколько минут. Проверьте его на предмет утечек масла вокруг фильтра и сливной пробки на масляном поддоне. Имейте в виду, что аварийная лампочка давления масла может гореть несколько секунд, поскольку масло должно заполнить все каналы и масляные емкости в двигателе.
16. Выключите двигатель и подождите несколько минут, чтобы масло стекло в поддон. Проверьте уровень масла и долейте, если необходимо.
Проверка элементов системы самовыравнивающейся задней подвески
Извлечение щупа из бачка системы самовыравнивающейся задней подвески
Уровень жидкости в системе самовыравнивающейся задней подвески
Уровень жидкости в системе самовыравнивающейся задней подвески должен находиться между метками MIN и MAX на щупе.
Ниже изложен порядок выполнения работ на моделях с кузовом Универсал.
1. Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке и откройте капот. Проверьте уровень жидкости в системе самовыравнивающейся задней подвески на ненагруженном автомобиле.
2. Извлеките щуп для измерения уровня жидкости и, используя чистую ветошь, вытрите со щупа жидкость. Вставьте чистый щуп в бачок и извлеките его повторно. Проверьте уровень жидкости, который должен находиться между метками MAX и MIN на щупе (см. рис. Извлечение щупа из бачка системы самовыравнивающейся задней подвески, Уровень жидкости в системе самовыравнивающейся задней подвески). Если проверка уровня жидкости производится в нагруженном автомобиле, уровень жидкости может быть ниже метки MIN.
3. Если необходимо, долейте требуемое количество указанной жидкости через отверстие для щупа.
Проверка уровня масла в автоматической коробке передач
Проверку уровня масла в автоматической коробке передач производите на прогретой коробке передач (температура масла 80°С).
Извлечение щупа для измерения уровня масла в автоматической коробке передач
Использование ветоши для протирки щупа измерения уровня масла в автоматической коробке передач
Расположение меток на щупе для измерения уровня масла в автоматической коробке передач
1. Установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке.
2. Запустите двигатель на оборотах холостого хода и установите рычаг селектора в положение Р и затяните ручной тормоз.
3.Освободите стопорный рычаг, извлеките щуп для измерения уровня масла из коробки передач, протрите его и повторно установите на место (см. рис. Извлечение щупа для измерения уровня масла в автоматической коробке передач, Использование ветоши для протирки щупа измерения уровня масла в автоматической коробке передач).
4. Извлеките щуп для измерения уровня масла и проверьте, что уровень масла находится между метками MIN и MAX (см. рис. Расположение меток на щупе для измерения уровня масла в автоматической коробке передач).
5. Если уровень масла ниже метки MIN, то добавьте масло через отверстие для щупа.
6. Если возникает необходимость часто доливать масло, то, значит, имеет место утечка, которую необходимо найти и устранить до тех пор, пока это не привело к серьезным последствиям.
Проверка герметичности шлангов и вытекания жидкости
1. Утечки в системе охлаждения обычно обнаруживаются по белому или цвета ржавчины налету в области, примыкающей к утечке.
2. Тщательно проверьте радиатор и шланги охлаждающей жидкости по всей длине. Замените шланги с трещинами, разрывами и признаками старения. Трещины легче обнаружить, если пережать шланг. Обратите особое внимание на хомуты, которые прикрепляют шланги к элементам системы охлаждения. Хомуты крепления шланга, которые были сильно затянуты, могут вызвать разрыв или прокол шланга, результатом чего будут утечки в системе охлаждения. Осмотрите все шланги и поверхности подсоединения шлангов на предмет утечек. Если обнаружены какие-либо проблемы подобного характера с утечками, то замените этот компонент или прокладку.
3. Утечки топлива точно определить трудно, пока утечка не станет существенной и, следовательно, легко видимой. Топливо имеет тенденцию быстро испаряться, как только оно входит в контакт с воздухом, особенно в горячем моторном отсеке. Маленькие капли могут исчезать прежде, чем вы сможете определить место утечки. Если вы подозреваете, что имеет место утечка топлива в области моторного отсека, тогда охладите двигатель и запустите его, пока он холодный, при открытом капоте. Металлические предметы имеют тенденцию сжиматься в холодном состоянии, и резиновые шланги имеют тенденцию ослабляться, так что любые утечки будут более очевидны, пока двигатель нагревается от запуска и холодного состояния.
4. Если имеются признаки, что имеется утечка какой-либо жидкости, но вы не можете распознать тип жидкости или точное происхождение, то следует оставить автомобиль на долгое время и положить большой кусок бумаги или тряпки под автомобиль. Это поможет найти место протекания жидкости, а также поможет идентифицировать вытекаемую жидкость по цвету. Но имейте в виду, что некоторые утечки могут проявляться только при работающем двигателе.
5. Утечка в вакуумном шланге означает, что воздух засасывается в шланг (а не выходит из шланга), и это делает утечку очень трудной для обнаружения. Метод обнаружения состоит в том, чтобы использовать старый вакуумный шланг как своего рода стетоскоп. Держите один конец шланга близко к уху (но не в ухе), а другой конец используйте, чтобы исследовать область вокруг предполагаемой утечки. Когда конец шланга будет находиться непосредственно над местом утечки, шипящий звук будет отчетливо слышен через шланг. Необходимо избегать контакта с горячими и движущимися деталями, так как двигатель при проверке должен работать.
Проверка и замена вспомогательного приводного ремня
Проверка
1. При выключенном двигателе осмотрите состояние вспомогательного приводного ремня по всей его длине. Проверьте шкивы вспомогательного ремня на наличие зарубок, трещин, деформации и коррозии.
Замена
Установка вспомогательного приводного ремня на холостой шкив и шкив коленчатого вала
Элементы механизма натяжения вспомогательного приводного ремня
1 – гайка крепления рычага механизма натяжения; 2 – болт крепления рычага механизма натяжения; 3 – рычаг механизма натяжения; 4 – пружина рычага механизма натяжения
Перемещение вспомогательного приводного ремня между шкивами водяного насоса и коленчатого вала
Установка вспомогательного приводного ремня в канавку шкива
Расположение вспомогательного приводного ремня на моделях без системы кондиционирования воздуха
Последовательность установки вспомогательного приводного ремня на шкивы: 1 – шкив механизма натяжения; 2 – шкив коленчатого вала; 3 – шкив генератора; 4 – шкив насоса усилителя рулевого управления; 5 – шкив водяного насоса
Расположение вспомогательного приводного ремня на моделях с системой кондиционирования воздуха, но без холостого шкива
Последовательность установки вспомогательного приводного ремня на шкивы: 1 – шкив механизма натяжения; 2 – шкив коленчатого вала; 3 – шкив компрессора системы кондиционирования воздуха; 4 – шкив генератора; 5 – шкив насоса усилителя рулевого управления; 6 – шкив водяного насоса
Расположение вспомогательного приводного ремня на моделях с системой кондиционирования воздуха и холостым шкивом
Последовательность установки вспомогательного приводного ремня на шкивы: 1 – шкив механизма натяжения; 2 – шкив коленчатого вала; 3 – шкив компрессора системы кондиционирования воздуха; 4 – шкив генератора; 5 – шкив насоса усилителя рулевого управления; 6 – холостой шкив; 7 – шкив водяного насоса
1. Снимите крыльчатку вентилятора и кожух.
2. Отвинтите гайку, крепящую рычаг механизма натяжения (см. рис. Элементы механизма натяжения вспомогательного приводного ремня).
3. Вставьте рычаг (диаметром 12 мм и длиной 300 мм) в отверстие в рычаге механизма натяжения и нажмите рычаг против часовой стрелки настолько, чтобы можно было переместить болт рычага к впускному коллектору.
4. Поверните рычаг по часовой стрелке и снимите пружину механизма натяжения.
5. Переместите холостой шкив назад и снимите вспомогательный приводной ремень со шкивов.
6. Установите новый вспомогательный приводной ремень следующим образом.
7. Незначительно поднимите холостой шкив и удерживайте его в этом положении в течение следующих действий.
8. Сожмите вспомогательный приводной ремень петлей и продвиньте его между шкивами водяного насоса и коленчатого вала (см. рис. Перемещение вспомогательного приводного ремня между шкивами водяного насоса и коленчатого вала).
9. Левой рукой вдавите вспомогательный приводной ремень в канавку шкива водяного насоса и поверните шкив водяного насоса против часовой стрелки и оденьте приводной ремень на холостой шкив (см. рис. Установка вспомогательного приводного ремня в канавку шкива).
10. Установите вспомогательный приводной ремень на шкив коленчатого вала и далее в последовательности, показанной на рисунках Расположение вспомогательного приводного ремня на моделях без системы кондиционирования воздуха , Расположение вспомогательного приводного ремня на моделях с системой кондиционирования воздуха, но без холостого шкива, Расположение вспомогательного приводного ремня на моделях с системой кондиционирования воздуха и холостым шкивом.
11. Освободите холостой шкив.
12. Нажмите рычаг механизма натяжения и вставьте болт крепления рычага.
13. Установите пружину механизма натяжения.
14. Закрепите рычаг механизма натяжения, навинтив гайку на болт и затянув ее требуемым моментом.
15. Установите крыльчатку вентилятора и кожух.
Проверка системы кондиционирования воздуха
Расположение смотрового окна для проверки уровня жидкости в системе кондиционирования воздуха
1. Датчик давления системы кондиционирования воздуха расположен сбоку питательного бачка.
2. Выключите зажигание и отсоедините электрический разъем от верхней части датчика давления.
3. Запустите двигатель в режиме холостого хода и включите систему кондициониро вания на панели приборов.
4. Протрите смотровое окно, расположенное сбоку питательного бачка (см. рисунок).
5. Подсоедините электрический разъем к датчику давления и наблюдайте за смотровым окном. В результате этого включится электромагнитная муфта и уровень хладагента в смотровом окне должен повыситься. Хладагент, видимый в смотровом окне должен быть без пузырьков воздуха.
6. Если уровень хладагента в системе кондиционирования воздуха слишком низкий или слишком низкое давление в системе датчик давления предотвратит включение системы кондиционирования воздуха. В этом случае необходимо произвести ремонт системы кондиционирования воздуха в специализированной мастерской.
Проверка и регулировка оборотов холостого хода
Проверка
1. Проверьте и, при необходимости отрегулируйте трос акселератора (см. подраздел 9.8).
2. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры. Выключите все электрические потребители.
3. Используя тахометр для дизельных двигателей, проверьте обороты холостого хода.
Регулировка
Двигатели с пневматической регулировкой оборотов холостого хода
1. Ослабьте контргайку на верхней части вакуумной камеры оборотов холостого хода, которая закреплена на задней части топливного насоса.
2. Поворачивая вакуумную камеру гаечным ключом, установите требуемые обороты холостого хода. Затяните контргайку.
Двигатели с ELR-управлением оборотами холостого хода
1. Отсоедините электрический разъем от электромагнитного исполнительного механизма, который прикреплен на задней части топливного насоса.
2. Винт регулировки оборотов холостого хода расположен над корпусом электромагнитного исполнительного механизма. Ослабьте контргайку и, вращая регулировочный винт, установите требуемые обороты холостого хода. Затяните контргайку и подсоедините электрический разъем.
Двигатели с EDS-управлением оборотами холостого хода
1. Отсоедините электрический разъем от электромагнитного исполнительного механизма, который прикреплен на задней части топливного насоса.
2. Винт регулировки оборотов холостого хода расположен над корпусом электромагнитного исполнительного механизма. Ослабьте контргайку и, вращая регулировочный винт, установите требуемые обороты холостого хода. Затяните контргайку и подсоедините электрический разъем.
3. Обороты холостого хода можно также изменять путем перестановки перемычки в специальном гнезде.
4. Гнездо установлено в отделении принадлежностей в задней правой стороне моторного отсека.
5. Для изменения положения перемычки извлеките ее из гнезда и установите в новое положение, которое обозначено цифрами от 1 до 7 на задней части гнезда.
6. Положение № 1 соответствует 600 об/мин, а положение № 7 соответствует 700 об/мин.
Проверка передней подвески и рулевого управления
Проверка на износ подшипников ступицы переднего колеса
1. Поднимите переднюю часть автомобиля и надежно закрепите на подставках.
2. Визуально осмотрите противопылевые чехлы шаровых шарниров и защитные чехлы реечной рулевой передачи на наличие трещин, потертостей и старения. Любой износ этих чехлов приведет к потере смазочного материала и попаданию воды и грязи, заканчивающийся быстрым износом шаровых шарниров или рулевой передачи.
3. Проверьте шланги механизма усилителя рулевого управления на истирание или старение, а также трубы и соединения шлангов на утечки. Также проверьте на признаки утечки под давлением защитные резиновые чехлы рулевой передачи, которые указывают на повреждение уплотнения рулевого управления.
4. Поднимите автомобиль домкратом, возьмите колесо руками в положение 6 и 12 часов и попытайтесь покачать его в вертикальной плоскости. Очень небольшой люфт колеса допустим, но если люфт достаточно большой, то необходима дальнейшая проверка, чтобы установить источник. Продолжайте качать колесо, в то время как помощник нажимает ножной тормоз. Если люфт устранен или значительно уменьшен то, вероятно, что повреждены подшипники ступицы. Если люфт все еще значителен с нажатым тормозом, значит имеется износ в соединении и креплении подвески (см. рисунок).
5. Теперь возьмите колесо в положение 9 и 3 часа и попробуйте его покачать в горизонтальной плоскости. Наличие люфта в горизонтальной плоскости может быть вызвано износом подшипника ступицы или шаровых шарниров рулевой тяги. Если внешнее или внутреннее шаровое шарнирное соединение изношено, люфт будет очевиден.
6. Используя большую отвертку как рычаг, проверьте износ во втулках крепления подвески между элементом подвески и точкой приложения. Некоторое движение должно наблюдаться, поскольку втулки крепления изготовлены из резины, но чрезмерный износ должен быть очевиден. Также проверьте состояние любых видимых частей резиновых втулок на трещины, износ и деформацию.
Проверка амортизатора
Проверьте амортизатор на любые признаки жидких утечек. Если обнаружена утечка, следовательно, амортизатор поврежден и требует замены.
Внимание! Амортизаторы необходимо менять попарно на одной оси.
Эффективность амортизатора также проверяется путем нажатия на угол кузова и резкого отпускания. Кузов должен возвратиться в исходное положение после его отпускания. Если кузов поднимается выше исходного положения и продолжает раскачиваться то, вероятно, амортизатор, расположенный с этой стороны, вышел из строя и подлежит замене. Также проверьте крепление амортизатора на износ.
Проверка защитного чехла приводного вала
Проверка состояния защитного чехла шарнира равных угловых скоростей приводного вала
1. Поднимите заднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках.
2. Вращая заднее колесо, осмотрите резиновые защитные чехлы шарниров равных угловых скоростей, сжимая их для раскрытия сгибов. Проверьте их на наличие трещин, которые могут привести к утечке смазки, а также к проникновению внутрь воды и грязи (см. рисунок).
3. Также проверьте состояние крепежных хомутов, осмотрите чехлы внутренних шарниров и кожухи с другой стороны. Если найдено какое-либо повреждение, то защитный чехол необходимо немедленно заменить.
4. В то же время проверьте общее состояние шарниров равных угловых скоростей, держа вал и одновременно пытаясь провернуть колеса. Повторите попытку, придерживая внутренний шарнир равных угловых скоростей и проворачивая вал. Любой заметный люфт указывает на износ шарнира, износ в пазах вала или отвинчивание стопорной гайки вала.
Проверка передних тормозных колодок
1. Затяните ручной тормоз, поднимите переднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках. Снимите передние колеса.
2. Проверьте толщину тормозных колодок через смотровое отверстие в передней части суппорта.
3. Если накладка тормозной колодки изношена до минимальной толщины, необходимо заменить все четыре тормозные колодки как комплект.
4. Установите колеса и опустите автомобиль.
Проверка задних тормозных колодок
1. Поднимите заднюю часть автомобиля и зафиксируйте на подставках. Снимите задние колеса.
2. Осмотр тормозных колодок может быть выполнен через смотровое отверстие в верхней части заднего суппорта. Если тормозная накладка изношена до минимальной толщины, необходимо заменить все тормозные колодки в комплекте.
3. Установите колеса и опустите автомобиль.
Проверка выхлопной системы
1. На холодном двигателе проверьте состояние выхлопной системы по всей ее длине.
2. Проверьте трубы и их соединения на утечки, следы коррозии и повреждения. Проверьте, что все кронштейны и элементы подвески выхлопной системы в хорошем состоянии и равномерно натянуты.
3. Перемещая в стороны выхлопную систему автомобиля, проверьте, чтобы она не касалась кузова автомобиля. В противном случае замените резиновые подвески выхлопной системы.
Проверка уровня масла в механической коробке передач
Отвинчивание пробки проверки уровня масла в механической коробке передач
1. Установите автомобиль в горизонтальном положении над смотровой ямой. Уровень масла проверяйте не ранее, чем через 5 минут после остановки двигателя.
2. Очистите область вокруг пробки уровня масла коробки передач. Пробка уровня масла расположена на передней правой стороне коробки передач. Отвинтите пробку и очистите ее (см. рисунок).
3. Уровень масла должен достигать нижнего края отверстия под пробку уровня масла.
4. При необходимости долейте масло в коробку передач через отверстие для пробки проверки уровня масла.
5. Завинтите пробку проверки уровня масла в коробке передач требуемым моментом.
Проверка уровня масла в главной задней передаче
Вывинчивание пробки проверки уровня масла в главной задней передаче
1. Установите автомобиль над смотровой ямой или поднимите на подъемнике.
2. Очистите область вокруг пробки проверки уровня масла, расположенной на левой передней стороне главной задней передачи. Вывинтите пробку (см. рисунок).
3. Уровень масла должен достигать нижнего края отверстия для проверки уровня масла.
4. При необходимости долейте масло в коробку передач через отверстие для пробки проверки уровня масла.
5. Завинтите пробку проверки уровня масла в главную заднюю передачу и затяните ее требуемым моментом.
6. Опустите автомобиль.