Снятие
Внимание: Перед снятием распредвала можно проверить состояние клапанов, как это описано в пунктах с 10 по 18. При установке может потребоваться новое упорное полукольцо распредвала (см. главу 2Г).
1. Снимите звездочку привода распредвала, как это описано в параграфе 8.
2. Крышки подшипников коленвала должны быть пронумерованы в направлении от цепи привода к двигателю. Удостоверьтесь в наличии отметок с номером на крышках подшипников и, если требуется, нанесите соответствующие метки, пользуясь быстровысыхаюшим фломастером или керном.
3. Болты крепления крышек подшипников должны быть ослаблены в с учетом следующих замечаний.
Осторожно: Для того, чтобы избежать повреждения распределительного вала, абсолютно необходимо соблюдать правильную последовательность, в которой вы ослабляете болты крышек подшипников распредвала, 4-цилиндровый двигатель (см. рис. 9.3а).
Рис. 9.3а Последовательность отворачивания болтов крышек подшипников — 4-цилиндровый двигатель
Снимите крышки подшипников 1, 3 и 5 (светлые стрелки), затем ослабляйте, поворачивая на один оборот, болты крышек 2 и 4 (темные стрелки)
- а) Постепенно ослабьте и затем удалите болты с крышек подшипников 1, 3 и 5.
- б) Снимите верхние половинки подшипников 1, 3 и 5 и положите, сохраняя их взаимное расположение. Обратите внимание на штифты, на которые надеваются верхние половинки: если штифты застряли, их нужно извлечь, аккуратно постучав рихтовочным молотком с мягким наконечником.
- в) Постепенно ослабьте болты крышек подшипников 2 и 4, поворачивая их каждый раз только на один оборот, до тех пор, пока не будет полностью ослаблено давление на распределительный вал. Будьте внимательны, чтобы не создавать неравномерной нагрузки на распредвал при отворачивании болтов.
- г) Полностью выверните оставшиеся болты и снимите верхние половинки подшипников (2 и 4 ), также сохраняя их взаимное расположение.
- д) Поднимите распредвал с головки цилиндров.
5-цилиндровый двигатель (см. рис. 9.3б)
Рис. 9.3б Последовательность отворачивания болтов крышек подшипников — 5-цилиндровый двигатель
Снимите крышки подшипников 1, 2 и 3 (светлые стрелки), затем ослабляйте, поворачивая на один оборот, болты крышек 3, 4 и 5 (тёмные стрелки)
- а) Постепенно ослабьте и затем удалите болты с крышек подшипников 1, 2 и 6.
- б) Снимите крышки подшипников 1, 2 и 6 и положите, сохраняя их взаимное расположение. Обратите внимание на штифты, на которые надеваются крышки: если штифты застряли, их нужно извлечь, аккуратно постучав рихтовочным молотком с мягким наконечником.
- в) Постепенно ослабьте болты крышек подшипников 3, 4 и 5, выворачивая их каждый раз только на один оборот, до тех пор, пока не будет полностью ослаблено давление на распределительный вал. Будьте внимательны, чтобы не создавать неравномерной нагрузки на распредвал при отворачивании болтов.
- г) Полностью выверните оставшиеся болты и снимите крышки подшипников (3, 4 и 5), также сохраняя их взаимное расположение.
- д) Поднимите распредвал с головки цилиндров.
4. Снимите упорное полукольцо ограничения осевого люфта, расположенное на заднем подшипнике (см. рис. 9.4)
Рис. 9.4 Снимите упорное полукольцо ограничения осевого люфта (показана стрелкой)
5. Извлеките гидравлические толкатели клапанов из отверстий в головке цилиндров
Совет. Храните каждый толкатель клапана в наполненной маслом пластмассовой баночке с соответствующей надписью.
Осмотр
6. Проверьте подшипники и рабочие поверхности кулачков на наличие любых признаков задиров, царапин и питтинга, вызванных износом, и, в случае их обнаружения, замените распределительный вал. Любые разрушения подобной природы будут препятствовать нормальному протеканию масла в головке цилиндров, и тщательная проверка должна исключить возникновение таких препятствий.
Толкатели клапанов — проверка, которая проводится на снятых толкателях
7. Осмотрите толкатели клапанов и прокладки. При обнаружении признаков износа или разрушения замените их;
8. Нормальную работу толкателей клапанов можно проверить в следующем порядке.
- а) Нажимайте около 10 сек на верхнюю часть поршня каждого из толкателей. используя для этого какой-нибудь тупой предмет, например деревянную ручку молотка.
- б) Заметьте, насколько далеко продвигается поршень в сжатом состоянии.
- в) Повторите эту операцию с каждым из толкателей по очереди.
- г) Если какой-либо из поршней поддается сжатию более легко, чем остальные, то соответствующий толкатель замените.
9. Проверьте отверстия толкателей клапанов в головке цилиндров на наличие износа и коррозии. При наличии любого серьезного повреждения головка цилиндров должна быть заменена.
Толкатели клапанов — проверка, которая проводится без их снятия
10. Запустите двигатель, прогрейте до нормальной рабочей температуры.
11. Проверьте уровень моторного масла, убедитесь, что он не превышает норму.
12. Снимите крышку распределительного вала, в соответствии с параграфом 4 — будьте осторожны: двигатель горячий!
13. Проверните двигатель (по часовой стрелке), чтобы привести цилиндр №1 в положение ВМТ. Убедитесь, что установочные отметки на коленчатом и распределительном валах правильно совмещены, как это описано в параграфе 3.
14. Убедитесь, что клапаны полностью закрыты, т.е. кулачки распредвала подняты вверх, затем пользуясь стержнем из мягкого металла или твердых пород дерева, слегка надавите на верхнюю часть толкателя клапана №1 в передней части головки цилиндров (см. рис. 9.14).
Рис. 9.14 Надавите на верхнюю часть толкателя клапана вниз, чтобы проверить зазор между толкателем и кулачком распредвала
15. Удерживая толкатель клапана в сжатом состоянии, измерьте при помощи щупа зазор между толкателем клапана и кулачком распредвала.
16. Если зазор больше, чем указано в "Технических данных", толкатель должен быть заменен. Отметим, что дальнейшая разборка толкателя возможна, но будет лучше, если ее выполнит дилер Mersedes-Benz или инженер с соответствующей квалификацией.
17. Надев торцевой ключ на болт крепления шкива/демпфера, проворачивайте коленчатый вал и повторите проверку остальных толкателей клапанов. В каждом случае соответствующий клапан должен быть полностью закрыт, т. е. кулачок распредвала должен быть обращён вверх.
Внимание: Когда проворачиваете коленчатый вал, не используйте для этого болт крепления звёздочки распределительного вала, а также не проворачивайте двигатель в обратном направлении (т.е. против часовой стрелки).
18. Когда все толкатели клапанов будут проверены, установите крышку распредвала в соответствии с параграфом 4.
Установка
19. Смажьте внешние поверхности толкателей клапанов чистым моторным маслом, затем установите их на свои места в блоке цилиндров. Проверьте, чтобы толкатели свободно скользили в своих гнездах.
20. Проверьте состояние упорных полуколец и, при необходимости, замените их.
21. Смажьте распредвал и постели подшипников в головке цилиндров чистым моторным маслом, затем положите распредвал на свое место в головке цилиндров. Установочная риска на фланце спереди распредвала должна быть обращена вверх.
22. Положите крышки подшипников на свои места над распредвалом, убедившись, что каждая крышка встала именно на то место, с которого была снята, и затяните болты крепления.
Осторожно: Для того, чтобы не повредить распределительный вал, абсолютно необходимо соблюдать правильную последовательность затяжки болтов крышек подшипников распредвала.
4-цилиндровый двигатель (см. рис. 9.3а)
- а) Установите верхние крышки подшипников 3 и 4, вставьте болты и постепенно, поворачивая каждый раз на один оборот, затяните их с требуемым моментом затяжки. Будьте внимательны, чтобы не создать при затягивании болтов неравномерного давления на распредвал.
- б) Установите крышки подшипников 1, 3 и 5 и затяните болты.
5-цилиндровый двигатель (см. рис. 9.36)
- а) Установите верхние половинки вкладышей подшипников 3, 4 и 5, вставьте болты и постепенно, поворачивая каждый раз на один оборот, затяните их с требуемым моментом затяжки. Будьте внимательны, чтобы не создать при затягивании болтов неравномерного давления на распредвал.
- б) Установите верхние половинки вкладышей подшипников 1, 9 и 6 и затяните болты.
23. Установите звёздочку привода распределительного вала, как это описано в параграфе 8.