Рис. 10.6. Детали генератора: 1 – гайка крепления шкива; 2 – шкив; 3 – винт крепления прижимной пластины переднего подшипника; 4 – стяжной болт крышек генератора; 5 – крышка со стороны привода; 6 – передний подшипник ротора; 7 – прижимная пластина подшипника; 8 – дистанционное кольцо; 9 – ротор; 10 – контактные кольца; 11 – задний подшипник ротора; 12 – гайка контактного болта; 13 – клемма контактного болта; 14 – крышка со стороны контактных колец; 15 – выпрямительный блок; 16 – уплотнительная прокладка; 17 – щетки; 18 – щеткодержатель с регулятором напряжения; 19 – накладка; 20 – винты крепления щеткодержателя; 21 – статор.
На автомобили Ford Mondeo устанавливают трехфазные генераторы переменного тока с электромагнитным возбуждением, со встроенными выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения.
На валу генератора расположены крыльчатка вентилятора и приводной шкив. Вал установлен на подшипниках закрытого типа, не требующих дополнительной смазки в течение всего срока службы. Вал приводится во вращение от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем.
Помимо встроенного в генератор электронного регулятора, режимами работы генератора управляет также электронный блок управления двигателем. Он автоматически повышает выходное напряжение генератора при низкой температуре окружающего воздуха для более эффективной подзарядки аккумуляторной батареи, отключает генератор при пуске двигателя и повышает частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу при большой электрической нагрузке на генератор. При возникновении каких-либо неисправностей системы электроснабжения и при включении зажигания при неработающем двигателе блок управления двигателем включает сигнальную лампу разряда аккумуляторной батареи.
Крышки 5 (рис. 10.6), 14 и статор 21 стянуты четырьмя болтами 4. Вал ротора 9 вращается в шариковых подшипниках закрытого типа 6 и 11.
Статор генератора снабжен трехфазной обмоткой, выполненной по схеме «треугольник» (фазные обмотки крепятся в трех точках).
Обмотка возбуждения расположена на роторе 9. Выводы обмотки возбуждения припаяны к двум медным контактным кольцам 10, установленным на валу ротора 9.
Питание к обмотке возбуждения подается через две контактные щетки 17 и контактные кольца 10.
Контактные щетки расположены в щеткодержателе 18, скомбинированном в одном корпусе с регулятором напряжения.
Соединения генератора показаны на схемах электрооборудования.
В зависимости от модели двигателя на автомобиле могут быть установлены генераторы различной мощности, но сходные по конструкции.
Примечание: Коды возникающих неисправностей системы электроснабжения сохраняются в памяти электронного блока управления двигателем. Их можно считать с помощью сканера на сервисе.
Полезный совет: В последнее время появилось много фирм, специализирующихся на ремонте импортных стартеров и генераторов. Там можно провести диагностику неисправного узла, приобрести запчасти для любой модели генератора (стартера), получить квалифицированную консультацию. Если вы не уверены, что можете отремонтировать генератор (стартер) самостоятельно, есть смысл обратиться в такую фирму, где ремонт этих узлов выполнят быстро, качественно и, как правило, по доступной цене. Однако на автомобилях с большим пробегом часто бывает выгоднее заменить узел в сборе новым, чем заменять вышедшие из строя детали.