Катализатор состоит из керамического сотового тела -А-, покрытого носителем. На этом носителе находятся соли благородных металлов, которые обеспечивают процесс преобразований. Изолирующий опорный слой -В- эластично удерживает керамическое сотовое тело в корпусе катализатора. Этот опорный слой выполнен из чрезвычайно термостойкого керамического нетканого материала.
Бензиновые двигатели
Система впрыска и кислородный датчик точно дозируют сжигаемое количество топлива для того, чтобы катализатор мог уменьшить содержание вредных веществ. Кислородный датчик расположен в передней выпускной трубе, мимо него проходит поток отработанных газов. Что касается кислородного датчика, то речь идет об электрическом датчике, который показывает остаточное содержание кислорода в выпускных газах на базе колебаний напряжения и позволяет сделать выводы о химическом составе топливно-воздушной смеси. Кислородный датчик в доли секунды может посылать на управляющий прибор системы впрыска соответствующие сигналы, в результате чего постоянно изменяется соотношение между количеством топлива и количеством воздуха. Во-первых, это необходимо потому, что постоянно изменяются условия эксплуатации (холостой ход, полный газ), во-вторых, оптимальная нейтрализация в катализаторе происходит в том случае, если в выпускных газах двигателя еще содержится достаточное количество бензина.
Чтобы в катализаторе вообще происходила нейтрализация при температурах 300-800°С, топливо-воздушная смесь должна содержать большее количество топлива, чем необходимо для простого сжигания.
Что касается катализатора, то речь идет о так называемом трехкомпонентном катализаторе. Это означает, что в этом катализаторе на базе регулирования с помощью кислородного датчика одновременно производится окисление моноокиси углерода (СО), углеводородов (НС) и уменьшение содержания окислов азота (NO2).
Катализатор в дизельном двигателе
В дизельных двигателях используются серийные катализаторы. Здесь невозможна регулировка состава топливо-воздушной смеси так, как это делается с помощью кислородного датчика в бензиновых двигателях. Катализатор уменьшает содержание ядовитых моноокислов углерода и углеводородов до того уровня, который достигается с помощью регулируемого катализатора в бензиновых двигателях. Кроме того, уменьшается залах, характерный для дизельных двигателей. Более высокое содержание окислов азота, присущее дизельным двигателям, уменьшается с помощью дополнительной системы рециркуляции выпускных газов, см. п. 7.
В автомобилях с катализаторами следует строго соблюдать определенные правила эксплуатации.