Описание
Турбонагнетатель увеличивает мощность двигателя и его тягу, увеличивая давление во впускном коллекторе выше атмосферного. Вместо того чтобы воздух всасывался во впускной коллектор двигателем, он подается туда под давлением. Тем самым в цилиндры закачивается большая масса воздуха, улучшая сгорание топлива, что приводит к увеличению отдачи двигателя. При этом в цилиндры подается также и большее количество топлива, пропорционально увеличению массы наддувочного воздуха.
Турбонагнетатель для своей работы использует энергию отработавших газов. Газы проходят через корпус особой формы (корпус турбины), приводя во вращение колесо турбины. Колесо турбины установлено на валу, на другом конце которого установлено другое колесо с лопатками, называемое компрессорным. Компрессорное колесо вращается в своем корпусе, сжимая воздух для закачивания его (наддува) во впускной коллектор.
Между турбонагнетателем и впускным коллектором сжатый воздух проходит через промежуточный охладитель (интеркулер). Это обычный воздушный теплообменник, смонтированный перед радиатором системы охлаждения, обдуваемый как набегающим воздухом, так и движением воздуха, создаваемым электрическими вентиляторами. Температура воздуха при его сжатии (под действием турбонагнетателя) возрастает и требует перед подачей в цилиндры дополнительного охлаждения, для чего интеркулер и служит. Поскольку холодный воздух плотнее горячего, это позволяет еще больше закачать его в цилиндры, тем самым увеличивая отдачу двигателя еще более.
Турбонагнетатель имеет регулируемые направляющие лопасти, что позволяет управлять поступлением выпускных газов в турбину. Лопасти эти разворачиваются посредством управляющего электромагнитного клапана (соленоида) наддува, который получает команды от модуля управления двигателем. Чем ниже обороты двигателя, тем меньше выпускных газов поступает на вход турбины и больше их скорость, что увеличивает давление наддува при малых оборотах двигателя. С ростом оборотов двигателя лопасти, разворачиваясь, открывают вход в турбину все больше, скорость движения газов падает, поддерживая разумное давление наддува. Это устройство называется VNT — Variable Nozzle Turbocharger (турбонагнетатель с переменным сечением патрубка).
Вал турбины смазывается под давлением через маслопровод от главной магистрали системы смазки двигателя. Вал «плавает» в масляной подушке и не имеет подвижных подшипников. Сливной маслопровод возвращает масло в поддон. Корпус турбины охлаждается жидкостью системы охлаждения двигателя, для чего предназначены питающий и возвратный шланги.
Меры предосторожности
Турбонагнетатель работает при очень высоких оборотах и температурах. Чтобы не допустить повреждения узла и не получить травм, следует соблюдать особые меры предосторожностей.
Не запускайте турбину, если открыт какой-либо из ее каналов или снят шланг. Попадание в лопатки турбины постороннего предмета может навсегда вывести ее из строя и привести к травме.
Не развивайте больших оборотов двигателя сразу после запуска, особенно в холодную погоду. Дайте несколько секунд для циркуляции масла в системе.
Перед остановкой двигателя дайте ему поработать на холостом ходу, не открывайте дроссель перед выключением зажигания, чтобы не оставить турбину без смазки и охлаждения.
После движения с большой скоростью дайте двигателю несколько минут поработать на холостых оборотах, тем самым остудив турбину до остановки циркуляции охлаждающей жидкости под возросшим давлением.
Следите за интервалами смены моторного масла и фильтра, используйте масло известных производителей и предписанного качества. Работа двигателя на старом выработанном масле может привести к отложению нагара на валу турбины, что неминуемо приведет к ее повреждению.