Топливная система состоит из установленного в задней части автомобиля топливного бака с погружным подкачивающим топливным насосом, откуда топливо через фильтр поступает к топливному насосу высокого давления (ТНВД). ТНВД с приводом от впускного распредвала — тандемного типа: шестеренчатый насос (секция низкого давления) питает насос высокого давления поршневого типа (секция низкого давления), сохраняя давление на входе последнего постоянным. Далее топливо под высоким регулируемым давлением поступает в накопительную общую топливную рампу (Common Rail), откуда поступает ко всем форсункам. Топливная рампа представляет собой резервуар с топливом, которое находится в нем под давлением, обеспечивающим работу форсунок, распыляющих топливо непосредственно в камеру сгорания. Форсунки — электромагнитные, при срабатывании соленоида форсунка открывается, позволяя производить впрыск топлива. Соленоиды форсунок получают питание от модуля электронного управления. ТНВД обеспечивает только высокое давление топлива в рампе. Момент и длительность впрыска топлива контролируется модулем управления на основе информации, полученной от различных датчиков. Чтобы улучшить качество сгорания и снизить «дизельный» шум, перед впрыском основного топлива производится т. н. «пилотный» впрыск небольшой порции топлива. В топливном фильтре встроен подогревающий его электрический элемент с датчиком температуры — «задний» электронный модуль включает его при падении температуры ниже -3°С и отключает при увеличении ее свыше +5°С.
В дополнение модуль управления двигателем активирует систему разогрева запальных свечей (см. главу 5В) и систему рециркуляции отработавших газов (РОГ) (см. главу 4В).
Система в своей работе использует сигналы от следующих датчиков:
- а) Датчик положения и скорости вращения коленвала.
- б) Датчик температуры охлаждающей жидкости.
- в) Датчик массового расхода воздуха/ датчик температуры воздуха на впуске.
- г) Датчик скорости автомобиля.
- д) Датчик положения педали акселератора.
- е) Датчик высокого давления топлива в топливной рампе.
- ж) Датчик положения распредвала.
- з) Контактный датчик включения стоп-сигналов (на педали тормоза).
- и) Датчик абсолютного давления воздуха в коллекторе.
- к) Датчик давления в хладагентном контуре кондиционера — информирует модуль управления о включении кондиционера и необходимости соответственно повысить обороты холостого хода с увеличением нагрузки на двигатель.
На всех моделях используется датчик (потенциометр) положения педали акселератора. При этом педаль не связана непосредственно с рычагом подачи ТНВД (тросом или тягами), а управление подачей осуществляется из электронного модуля, который, в свою очередь, получает информацию о положении педали от потенциометра, закрепленного на ее оси.
Поступающие от различных датчиков сигналы обрабатываются в модуле управления, с тем чтобы обеспечить максимальную эффективность работы двигателя.
С целью снижения токсичности выхлопа в выпускной системе применены каталитический нейтрализатор и система рециркуляции отработавших газов. Детально эти системы описаны в главе 4В.
Если в системе появится неисправность, связанная с потерей одного из сигналов датчиков, модуль управления перейдет на работу по обходной программе («Ползком-К-Дому»). Это позволяет автомобилю двигаться, хотя работа двигателя будет ухудшена. При переходе системы на обходную программу на панели приборов загорается предупреждающая лампочка, в памяти модуля управления сохраняется соответствующий код неисправности.
Если предупреждающая лампочка зажглась, автомобиль следует откатить к дилеру, имеющему все необходимое специализированное оборудование для диагностики. Код неисправности можно считывать с помощью сканера, который подключается к диагностическому разъему. Разъем этот находится на лицевой панели, внизу, с водительской стороны (см. рис.).
Рис. 5.1. Код неисправности можно считывать с помощью сканера, который подключается к диагностическому разъему