Системы контроля эмиссии
Все двигатели спроектированы для удовлетворения жестких требований к составу выхлопных газов. Функциональные системы контроля в общих чертах можно разделить на три основные категории: система вентиляции картера, система улавливания паров топлива и система управления составом выхлопных газов. Основные функции систем рассмотрены далее.
Бензиновые модели
Система вентиляции картера (PCV)
Чтобы снизить выпуск несгоревших углеводородов из картера в атмосферу, система управления картерными газами замкнута, картерные газы и пары масла извлекаются из картера и подаются во впускной коллектор через маслоотделитель с проволочной сеткой, для дожига в процессе нормального сгорания в цилиндрах.
При высоких разрежениях во впускном коллекторе (работа на холостом ходу, сброс газа) картерные газы удаляются через корпус дросселя. При низких разрежениях во впускном коллекторе (увеличение газа, «полный дроссель») газы удаляются из картера под собственным давлением.
Система улавливания паров топлива (EVAP)
Для минимизации испарения в атмосферу несгоревших углеводородов на все модели устанавливается система улавливания паров топлива, которая иногда называется системой EVAP (Evaporative emission control). Топливный бак вентилируется в атмосферу через угольный адсорбер. Адсорбер улавливает пары топлива из бака при стоянке автомобиля и сохраняет их до того момента, как двигатель будет заведен и прогрет, когда клапан продувки откроется и пары через впускной коллектор попадут в цилиндры, где сгорят в обычном режиме сгорания.
Для того чтобы не переобогащать смесь при прогреве и под нагрузкой и не вывести каталитический нейтрализатор преждевременно из строя, клапан про дувки системы открывается и закрывается по команде из модуля управления, направляя топливные пары во впускной коллектор.
Система управления составом выхлопных газов
Чтобы минимизировать уровень вредных выбросов в атмосферу, в выхлопной системе установлен каталитический нейтрализатор. Система — закрытого типа с двумя датчиками кислорода (лямбда-зондами), которые обеспечивают обратную связь через модуль управления (ЕСМ) двигателя. ЕСМ регулирует состав смеси, регулируя длительность открытия форсунки, создавая оптимальные условия работы каталитического нейтрализатора. Работает система следующим образом.
Датчики кислорода имеют встроенный электрический подогревающий элемент, который получает питание от ЕСМ через реле датчика, чтобы быстро привести датчик в рабочее состояние. Датчик кислорода посылает в ЕСМ сигнал напряжения, изменяемого в зависимости от содержания кислорода в выхлопных газах: низкое напряжение соответствует низкому уровню кислорода, с обеднением смеси и ростом содержания кислорода в выхлопных газах напряжение растет. Пиковое значение напряжения получается при стехиометрическом соотношении смеси 14.7 частей (весовых) воздуха и 1 часть топлива. Вокруг этого значения напряжение от датчика меняется в широких пределах, изменяя широту импульса открытия форсунки.
Дизельные модели
Система вентиляции картера (PCV)
Чтобы снизить выпуск несгоревших углеводородов в атмосферу, система управления картерными газами замкнута, картерные газы и пары масла извлекаются из картера и подаются в маслоотделитель циклонного типа. Здесь газы прогоняются, раскручиваясь, через два конуса. Масло, содержащееся в газах, отбрасывается и конденсируется на стенках маслоотделителя, затем стекая в поддон. Газы же поступают во впускной коллектор через ограничивающий давление клапан.
Система рециркуляции отработанных газов (РОГ)
Эта система предназначена для возврата небольшого количества выхлопных газов во впускной тракт, смягчая процесс сгорания в цилиндрах. Это помогает снизить количество несгоревших углеводородов, присутствующих в выхлопных газах до того, как они достигнут каталитического нейтрализатора.
Система управляет электромагнитным клапаном (соленоидом). Узел клапана, соленоида и кулера установлен в левой части головки цилиндров, между впускным и выпускным коллекторами.
Система управляется командами из модуля управления двигателем (ЕСМ), который, в свою очередь, получает информацию от различных датчиков.