Все дизельные двигатели также удовлетворяют жестким требованиям по вредным выбросам. На всех моделях имеется система вентиляции картера, каталитический нейтрализатор и система рециркуляции выхлопных газов.
Системы управления выбросами работают следующим образом.
Модели с бензиновым двигателем
Управление вентиляцией картера
Для снижения выброса не сгоревших углеводородов из картера в атмосферу двигатель герметизирован, а газы, прорвавшиеся в картер, и пары масла удаляются из него через проволочный маслоотделитель во впускной коллектор, откуда они попадают в цилиндры и сгорают там обычным образом.
Давление в картере всегда несколько выше, чем во впускном коллекторе, поэтому газы из картера всасываются в коллектор.
Контроль состава выхлопных газов
Для снижения вредных составляющих в выхлопных газах на всех моделях установлен каталитический конвертер, входящий в состав выхлопной системы. Система управления составом рабочей смеси имеет обратную связь через лямбда-зонд (датчик кислорода), расположенный перед нейтрализатором. Датчик постоянно информирует БЭУ о количестве кислорода в выхлопных газах,, что позволяет управлять составом смеси, обеспечивая наилучшие условия для работы нейтрализатора.
Датчик кислорода снабжен нагревательным элементом, который позволяет датчику быстрее достичь нужной температуры и вступить в работу. Наконечник датчика чувствителен к кислороду и, в зависимости от концентрации кислорода, посылает в блок системы управления двигателем различные импульсы. Если рабочая смесь слишком богата, в выхлопных газах содержится мало кислорода и датчик посылает в БЭУ сигнал низкого уровня. При обеднении смеси доля кислорода в выхлопных газах повышается и датчик посылает в БЭУ сигнал высокого уровня. Наилучшая нейтрализация всех вредных составляющих в выхлопных газах достигается в том случае, когда состав рабочей смеси соответствует химически необходимому соотношению топливо-воздух для полного сгорания топлива. Такая смесь состоит из 14.7 частей воздуха (по массе) и 1 части бензина (такое соотношение называют стехиометрическим). Напряжение на выходе кислородного датчика в этой точке меняется особенно круто, поэтому БЭУ очень точно может регулировать состав смеси, изменяя длительность импульса открытия форсунки.
Управление парами топлива
Для снижения возможности попадания в атмосферу не сгоревших углеводородов на всех моделях установлена система управления парами топлива. Горловина топливного бака закрыта герметично, а пары топлива из бака попадают по вентиляционному шлангу в угольный фильтр (адсорбер), расположенный за аркой правого заднего колеса, в котором они накапливаются во время стоянки автомобиля. При работающем двигателе БЭУ открывает клапан продувки фильтра, через который накопленные пары топлива попадают во впускной коллектор и сгорают в цилиндрах двигателя.
Для обеспечения нормальной работы двигателя в процессе прогрева и на холостом ходу клапан продувки угольного фильтра закрыт, чтобы не обогащать смесь сверх нормы. Клапан открывается только при достижении двигателем рабочей температуры и только при работе под нагрузкой.
Дизельные двигатели
Управление вентиляцией картера
Системы вентиляции картера дизельных и бензиновых двигателей принципиально ничем не отличаются.
Управление составом выхлопных газов
Для минимизации вредных составляющих в выхлопных газах на всех моделях установлен каталитический конвертер.
Каталитический нейтрализатор представляет собой керамическую массу, пронизанную тонкими капиллярами, вся поверхность которых покрыта тончайшим слоем благородных металлов, в присутствии которых ускоряется химическое преобразование вредных веществ (оксида углерода, углеводородов и сажи) в безвредные.
Система рециркуляции выхлопных газов
Эта система направляет небольшую часть выхлопных газов во впускной тракт и включает их в процесс сгорания. Этот процесс снижает уровень содержания в выхлопных газах окислов азота.
Процесс регулируется блоком системы управления двигателем. На выпускном коллекторе установлен управляемый вакуумом клапан рециркуляции, который регулирует количество выхлопных газов, возвращающихся во впускной коллектор. Вакуум в клапан рециркуляции подается через электромагнитный клапан-соленоид, который управляется блоком системы управления.