Устройство ускоряющей передачи показано на рис. 6.43 и 6.44.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/410889.jpg)
Рис. 6.43. Узел ускоряющей передачи: 1. Гайка; 2. Контршайба; 3. Перемычка; 5. Сапун; 6. Передняя часть картера; 7. Прокладка; 8. Тормозное кольцо; 9. Уплотнительное кольцо круглого сечения; 10. Уплотнительное кольцо круглого сечения; 11. Уплотнительное кольцо; 12. Прокладка; 13. Соленоид; 14. Болт; 15. Сепаратор упорного подшипника; 16. Пружина; 17. Упорный подшипник; 18. Стопорное кольцо; 19. Стопорное кольцо; 20. Стопорное кольцо; 21. Шпилька; 22. Манжета поршня; 23. Поршень; 24. Шатун; 25. Шарик обратного клапана; 26. Пружина обратного клапана; 27. Пробка; 28. Шпонка; 29. Упругое кольцо; 30. Стопорное кольцо; 31. Эксцентрик; 32. Поршневой пялец; 33. Прокладка; 36. Шпилька; 37. Насадка отверстия; 38. Уплотнительное кольцо; 39. Пробка; 40. Уплотнительное кольцо круглого сечения; 41. Наконечник; 42. Поршень; 43. Шайба; 44. Пружина; 45. Фиксатор; 46. Пружина; 47. Винт; 48. Винт; 49. Держатель; 50. Пружина; 51. Уплотнительное кольцо круглого сечения; 52. Пробка; 53. Гайка; 54. Поршень; 58. Цилиндр; 59. Уплотнительное кольцо круглого сечения; 60. Пробка; 61. Пружина; 62. Шарик; 63. Корпус обратного клапана; 64. Уплотнительное кольцо круглого сечения; 65. Корпус насоса; 66. Плунжер насоса; 67. Шайба; 68. Напорный фильтр; 69. Уплотнительное кольцо; 70. Пробка; 71. Пластина; 72. Винт; 73. Водило сателлитов; 74. Солнечное колесо; 75. Скользящая муфта; 76. Сетчатый фильтр; 77. Прокладка; 78. Магнит; 79. Подкладка; 80. Болт; 81. Упругая шайба; 84. Втулка; 85. Упорная шайба; 86. Маслоразбрызгиватель; 87. Стопорное кольцо; 88. Однонаправленная муфта сцепления; 89. Шпилька; 90. Упругая шайба; 91. Гайка; 95. Зубчатый валик спидометра*; 96. Уплотнительное кольцо круглого сечения*; 97. Втулка*; 99. Болт*; 100. Фиксатор*; 101. Сальник*; 102. Шпилька; 106. Ведущая шестерня спидометра*; 110. Выходной вал; 111. Шарикоподшипник; 112. Распорная втулка; 113. Задняя часть картера; 114. Шарикоподшипник; 115. Сальник; 116, Фланец; 117. Шайба; 118. Гайка
* Не относится к моделям с электронным спидометром.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/410890.jpg)
Рис. 6.44. Ускоряющая передача. Отдельно показан предохранительный клапан последнего типа: 1. Упорный подшипник; 2. Сепаратор упорного подшипника; 3. Солнечное колесо; 4. Скользящая муфта; 5. Тормозное кольцо; 6. Накладки скользящей муфты; 7. Сателлит; 8. Игольчатый подшипник; 9. Вал; 10. Водило; 11. Маслоразбрызгиватель; 12. Ролики однонаправленной муфты; 13. Однонаправленная муфта сцепления; 14. Маслоуловитель; 15. Шарикоподшипник; 16. Втулка; 17. Упорная шайба; 18. Ведущая шестерня спидометра*; 19. Распорная втулка; 20. Шарикоподшипник; 21. Выходной вал; 22. Сальник; 23. Соединительный фланец; 24. Задняя часть картера; 25. Соленоид; 26. Манжета поршня; 27. Поршень; 28. Управляющий клапан; 29. Насадка отверстия; 30. Верх цилиндра; 31. Цилиндр; 32. Пружина; 33. Большой поршень; 34. Маленький поршень; 35. Подкладка; 36. Запорный клапан для масляного насоса; 37. Цилиндр насоса; 38. Магнит; 39. Сетчатый фильтр; 40. Напорный фильтр; 41. Плунжер насоса; 42. Шатун; 43. Передняя часть картера; 44. Ведущий вал ускоряющей передачи (ведомый вал коробки передач); 45. Эксцентрик; 46. Перемычка; 47. Пружина
* Не относится к моделям с электронным спидометром.
"Сердцем" ускоряющей передачи является система эпициклических зубчатых колес (см. рис.6.43). Детали системы установлены на удлиненном ведомом вале главной коробки передач. Две из них (водило сателлитов и однонаправленная муфта сцепления) имеют шлицевое соединение с ведомым валом и постоянно вращаются с его скоростью. Однонаправленная муфта сцепления находится внутри выходного вала, и если ничто другое не будет действовать на выходной вал, он все равно будет вращаться со скоростью ведомого вала главной коробки. В этом случае передаточное число равно 1:1. Т.к. водило сателлитов и кольцевое зубчатое колесо выходного вала вращаются с одной и той же скоростью, сателлиты водила не перемещаются вперед или назад и остаются неподвижными на своих шлицах. Это означает, что солнечное колесо тоже будет вращаться с той же самой скоростью, что и сателлиты и кольцевое зубчатое колесо выходного вала. Солнечное колесо имеет шлицевое соединение со скользящей муфтой, которая тоже вращается со скоростью ведомого вала. На практике, когда необходимо передаточное число 1:1, скользящая муфта удерживается на конусной надставке ведомого вала, и вся система заблокирована воедино (см. рис.6.45).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/410891.jpg)
Рис. 6.45. Принцип работы ускоряющей передачи: 1. Прямая передача; 2. Ускоряющая передача; А. Невращающиеся части; В. Части, вращающиеся со скоростью ведомого вала коробки передач; С. Части, вращающиеся быстрее, чем ведомый вал.
Для получения повышенного передаточного числа скользящая муфта отводится от кольцевого зубчатого колеса выходного вала и упирается в наружный картер коробки, который удерживает ее в неподвижном состоянии. Солнечное колесо, имеющее с муфтой шлицевое соединение, также останавливается.
Водило продолжает вращаться со скоростью ведомого вала но т.к. солнечное колесо остается неподвижным, сателлиты начинают вращаться на своих осях. Наружные зубья сателлита (находящегося в зацеплении с внутренним зубчатым колесом) перемещаются относительно водила, и это приводит к тому, что внутреннее зубчатое колесо начинает вращаться быстрее, чем водило.
Скользящая муфта приболчена к перемычкам, за которыми находятся гидравлические поршни, которые при достаточно большом давлении могут оттолкнуть перемычки, преодолевая противодействие оттяжных пружин муфты. Это означает, что для переключения передачи достаточно просто увеличить давление на поршни. Давление масла создается поршневым насосом, приводящимся в действие кулачком на надставке ведомого вала. Характер действия давления на поршни определяется соленоидным клапаном.
В состав гидравлической системы ускоряющей передачи входят предохранительный клапан сброса давления масла, сетчатый фильтр маслозаборника и напорный фильтр.