![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/410866.jpg)
Рис. 6.23. Коробка передач М45/46:; 1. Игольчатый роликоподшипник; 2. Шестерня 2 передачи; 3. Кольцо синхронизатора; 4. Пружины синхронизатора; 5. Муфта синхронизатора 1 -2 передач (с шестерней передачи заднего хода); 6. Ступица синхронизатора; 7. Шпонка; 8. Кольцо синхронизатора; 9. Стопорное кольцо; 10. Шестерня 1 передачи; 11. Игольчатый роликоподшипник; 12. Упорная шайба; 13. Ведущий вал; 14. Роликовый подшипник ведущего вала; 15. Стопорное кольцо; 16. Кольцо синхронизатора; 17. Пружина синхронизатора; 18. Муфта синхронизатора 3-4 передач; 19. Ступица синхронизатора; 20. Шпонка; 21. Пружина синхронизатора; 22. Кольцо синхронизатора; 23. Шестерня 3 передачи; 24. Ведомый вал (М45); 25. Ведомый вал (М46); 26. Стопорное кольцо; 27. Промежуточный вал/блок шестерен промежуточного вала; 28. Промежуточная шестерня передачи заднего хода; 29. Ось промежуточной шестерни передачи заднего хода; 30. Верхняя крышка; 31. Прокладка; 32. Пластина механизма переключения передач; 33. Пластинчатая пружина; 34. Промежуточный фланец (М46); 35. Цилиндрический штифт; 36. Вилки переключения; 37. Собачка; 38. Наконечники вилок; 39. Пружина фиксатора; 40. Шарик фиксатора; 41. Шайба; 42. Штифт; 43. Пружина; 44. Рычаг включения передачи заднего хода; 45. Шток включения передач; 46. Стопорное кольцо; 47. Подшипник и стопорное кольцо ведущего вала; 48. Регулировочные прокладки; 49. Передний подшипник промежуточного вала; 50. Картер коробки передач; 51. Сальник; 52. Подшипник и стопорное кольцо ведомого вала; 53. Червяк спидометра; 54. Сальник (М45); 55. Прокладка; 56. Шарнирный палец; 57. Задний подшипник промежуточного вала; 58. Регулировочная прокладка; 59. Торцевая крышка (М45)
1. Процедура в целом аналогична той, которая дана для коробок до 1979 г., за исключением следующих особенностей.
2. В отличии от коробок ранних типов здесь стоит только один шток.
3. Пластина механизма переключения удерживается на месте направляющими и верхней крышкой и за счет пружины имеет натяг вправо.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/410867.jpg)
Рис. 6.24. Пластина механизма переключения передач на последних моделях коробок М45/46: 1. Направляющие; 2. Пластина механизма переключения передач; 3. Оттяжная пружина
4. Перемещение пластины за счет движения тяги включения передач контролируется направляющими и прорезями.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/410868.jpg)
Рис. 6.25. Внутренний вид последних моделей коробок передач М45/46: 1. Собачки; 2. Вилки переключения; 3. Шток.
5. Пластинчатая пружина на внутренней поверхности крышки удерживает на месте шток передачи заднего хода, а три прилива на крышке стоят на направляющих (см. рис. 6.26).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/410869.jpg)
Рис. 6.26. Внутренняя поверхность крышки коробок передач М45/46
6. Хотя в целом процедура разборки модифицированных коробок на основные компоненты и аналогична той, которая дана для коробок ранних типов, сказанное не относится ко многим компонентам модифицированных коробок, которые не являются взаимозаменяемыми с компонентами коробок ранних типов. В частности:
- а. Ведущий вал имеет 22 шлицы, что требует другого ведомого диска сцепления.
- б. Модифицированы шестерни 3 и 4 передач и их синхронизатор.
- в. Вилки выполнены из стали и имеют сменные латунные вкладыши.
- г. На коробках последних моделей на конец ведомого вала со стороны шестерни 1 передачи установлен виброгаситель, уменьшающий шум при работе коробки. В случае коробки без виброгасителя его можно установить дополнительно, но при этом придется также поменять кольцо синхронизатора 1-2 передач на кольцо нового типа. (Более подробно см. в разделах 25 и 26 для коробки передач М47).
Примечание 1: если вы установили виброгаситель, промежуточный вал не должен иметь предварительного натяга (см. параграфы 17-24), т.к. в противном случае передачи будут туго переключаться. Разрешается вторичное использование первоначально стоявших регулировочных прокладок.
Примечание 2: если вы установили виброгаситель, необходимо установить ведомый диск сцепления без демпфирующих пружин.
Примечание 3: коробки передач последних типов могут иметь модифицированные шестерни 1, 2 и 3 передач, которые вращаются в игольчатых роликовых подшипниках, а не во втулках, как ранее. На коробках ранних типов можно заменить втулки на игольчатые роликоподшипники, однако для улучшения работы коробки придется установить регулировочные прокладки под латунное кольцо синхронизатора. Такие прокладки необходимы и в случае коробок, уже имеющих шестерни с игольчатыми роликоподшипниками, если регулировочные прокладки на них отсутствуют. Прокладки устанавливаются следующим образом.
7. Собрать ведомый вал с латунным кольцом позади кольца синхронизатора 1-2 передач.
8. Установить игольчатый роликоподшипник и шестерню 1 передачи.
9. Снять упорную шайбу, находящуюся позади шестерни 1 передачи (эта упорная шайба не используется с виброгасителем, а заменяется на шайбу, прилагаемую к виброгасителю).
10. Установить ведомый вал в тиски так, чтобы он оперся на шестерню 2 передачи. Не затягивайте тиски, т.к. вал должен свободно перемещаться.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/410870.jpg)
Рис. 6.27. Модифицированный ведомый вал: 1. Латунное кольцо; 2. Кольцо синхронизатора 1 -2 передач; 3. Игольчатый роликоподшипник; 4. Шестерня 1 передачи
11. Надавить на вал, чтобы правильно посадить стопорное кольцо шестерни 1 передачи.
12. Установить обычную упорную шайбу (в отсутствии виброгасителя) или специальную шайбу (если виброгаситель установлен).
13. Измерить зазор между шайбой и шестерней 1 передачи (см. рис. 6.28).
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/410871.jpg)
Рис. 6.28. Измерение зазора между шестерней 1 передачи и шайбой
14. Зазор должен быть по возможности близок к 0,10 мм.
15. Разобрать вал и установить регулировочные прокладки нужной толщины позади латунного кольца на кольце синхронизатора 1-2 передач .так, чтобы добиться нужного зазора.
16. Собрать ведомый вал.
Расчет толщины регулировочной прокладки подшипника промежуточного вала
17. Эта процедура относится к коробкам М45/46 с алюминиевым картером независимо от того, оборудованы они виброгасителем и игольчатыми роликоподшипниками или нет.
18. После замены промежуточного вала, его подшипников или картера коробки необходимо определить толщину регулировочных прокладок.
19. Поместить промежуточный вал в картер. Установить кольцо переднего подшипника и загнать его на место с помощью трубки. Сделать так, чтобы кольцо выступало примерно на 1 мм (вы добьетесь его правильного положения на следующем этапе).
20. Установить картер сцепления (раструбную часть) с прокладкой. Зафиксировать его 4 болтами, затянув их до нужного момента.
21. Перевернуть коробку так, чтобы она встала на картер сцепления. Установить наружное кольцо заднего подшипника промежуточного вала и загнать его на место. Загоняя кольцо, поворачивайте вал: кольцо считается правильно установленным, когда при повороте вала ощущается легкое сопротивление.
22. С помощью глубиномера или линейки и щупов точно измерить расстояние от задней поверхности картера (с установленной прокладкой) до наружного кольца заднего подшипника (см. фотографию). Подобрать регулировочные прокладки так, чтобы их общая толщина равнялась измеренному расстоянию или отличалась от него не более, чем это допустимо. Например:
Измеренное расстояние = 1,52 мм
Допустимое отклонение = от 0,03 мм (осевое перемещение) до 0,05 мм (предварительный натяг)
Приемлемая толщина прокладок = от (1,52 — 0,03) До (1,52 + 0,05) = 1,49-1,57.
23. Выпускаются регулировочные прокладки следующей толщины:
- 0,05 мм
- 0,10 мм
- 0,15 мм
- 0,35 мм
- 0,50 мм
- 0,70 мм
- 1,00 мм
Для приведенного выше примера можно подобрать прокладки так, чтобы их общая толщина составляла 1,50 мм или 1,55 мм, что в обоих случаях попадает в заданные пределы.
![](https://autoinstruction.ru/img/volvo/155/410872.jpg)
Фотография 24.22. Измерение глубины установки наружного кольца подшипника промежуточного вала
24. Помните, что если вы установили виброгаситель, предварительного натяга не должно быть. В этом случае допустимая толщина прокладок для вышеприведенного примера будет 1,49-1,52 мм при осевом перемещении вала от 0,03 мм до нуля.
25. Снять картер сцепления и прокладку, промежуточный вал и наружные кольца его подшипников и продолжать сборку коробки.