На рассматриваемых моделях используются несколько различных типов системы зажигания. На ранних двигателях типа "А" стоит обычная механическая система с контактным прерывателем, воздействующим на контур низкого напряжения. Катушка зажигания преобразует ток низкого напряжения в ток высокого напряжения, который затем направляется поочередно к каждому из цилиндров трамблером. Доходя до стоящей в цилиндре свечи, ток приводит к образованию искры между электродами свечи и последующему воспламенению горючей смеси. В каждом из цилиндров искра должна проскочить в нужный момент времени (непосредственно перед тем, как поршень достигнет в.м.т. на такте сжатия, когда как впускной, так и выпускной клапаны закрыты). Оптимальный угол опережения зажигания меняется в зависимости от скорости двигателя (центробежное опережение) и нагрузки на него (вакуумное опережение).
На ранних двигателях типа "Е" используется базисная форма электронного зажигания (TSZ-2 или бесконтактная система зажигания). Прерывание контура низкого напряжения достигается за счет импульсов, посылаемых передатчиком, находящимся в трамблере, и с помощью электронного блока управления. Ток низкого напряжения поступает к катушке и преобразуется ею в ток высокого напряжения. Центробежное и вакуумное опережение зажигания по-прежнему определяются механически.
Двигатели В200 и В230 (за исключением двигателя В230К) имеют современную электронную систему зажигания (TZ-28H).
На двигателях В230К стоит система Bendix Rex, представляющая собой совершенно новую концепцию электронной системы зажигания (более подробно см. в разделах 16, 17, 18 и 19). В этой системе опережение зажигания определяется и задается электронным способом.
Рис. 4.1. Система зажигания с контактным прерывателем: 1. Первичная обмотка; 2. Вторичная обмотка; 3. Аккумулятор; 4. Выключатель зажигания; 5. Катушка зажигания; 6. Контакты; 7. Кулачок; 8. Конденсатор; 9. Крышка трамблера; 10. Свечи зажигания; 11. Ротор
Контур низкого напряжения показан жирной линией
Рис. 4.2. Бесконтактная система зажигания TSZ-2: 1. Аккумулятор; 2. Выключатель зажигания; 3. Блок управления; 4. Балластный резистор; 5. Стартер; 6. Катушка зажигания; 7. Крышка трамблера; 8. Импульсный передатчик; 9. Свечи зажигания
Рис. 4.3. Система зажигания TZ-28H: 1. Аккумулятор; 2. Выключатель зажигания; 3. Катушка зажигания; 4. Трамблер; 5. Свечи зажигания; 6. Электронный блок управления
Меры предосторожности при работе с контуром высокого напряжения системы зажигания
Работая с системой зажигания, следите за тем, чтобы вас не ударило током. При работающем двигателе нельзя касаться каких-либо частей системы. Работая с ней, используйте инструменты с изолированными ручками. Напряжение, генерируемое электронной системой зажигания, может привести к летальному исходу.