Внимание! Перед началом этой процедуры дождитесь полного остывания двигателя.
Примечание. Для выполнения этой процедуры требуются специальные инструменты. Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с содержанием процедуры и подготовьте необходимые инструменты и оборудование.
1. Отсоедините провод массы от аккумулятора (см. параграф 1 главы 5).
2. Снимите приводной ремень (см. главу 1) и генератор (см. главу 5).
3. Снимите крышку головки цилиндров (см. параграф 4).
4. Затяните стояночный тормоз и установите противооткатные упоры под задние колеса. Отпустите гайки на правом переднем колесе. Приподнимите передок автомобиля и установите под него надежные опоры. Снимите правое переднее колесо и соответствующий локер.
Внимание! Если автомобиль оснащен пневматической подвеской с электронным управлением, выключите переключатель управления высотой подвески.
5. Снимите нижнюю защиту двигателя (рис. 6.5). Снимите брызговики крыла (см. главу 11).
Рис. 6.5. Расположение элементов крепления нижней защиты двигателя на более новых моделях Highlander
6. Слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения (см. главу 1). Пока охлаждающая жидкость сливается, снимите насос усилителя рулевого управления с двигателя, не отсоединяя от него гидравлические магистрали (см. главу 10). Привяжите насос усилителя к кузову с помощью куска проволоки и расположите его в стороне.
7. Отсоедините приемную выпускную трубу от выпускного коллектора/каталитического нейтрализатора (см. главу 4).
8. Выведите поршень № 1 в положение ВМТ на ходе сжатия (см. параграф 3). Визуально убедитесь в том, что двигатель находится в положении ВМТ на ходе сжатия — установочная метка на шкиве/ демпфере коленчатого вала совмещена с меткой «0» на крышке цепи газораспределительного механизма, а метка на звездочке распределительного вала совмещение и параллельна верхнему краю крышки цепи газораспределительного механизма (рис. 6.8).
Рис. 6.8. Когда двигатель находится в положении ВМТ, метки на звездочках распределительных валов (нижние стрелки) совмещены с метками на крышках подшипников распределительных валов (верхние стрелки)
Примечание. На звездочках распределительных валов имеются два набора меток. Метки, которые совмещаются в положении ВМТ – это только опорные метки для положения ВМТ и ничего больше: для совмещения звездочек с целью газораспределительного механизма при установке используются две другие метки.
9. Снимите шкив/демпфер коленчатого вала, проявляя осторожность, чтобы не вывести двигатель из положения ВМТ (см. параграф 11). Если двигатель выведен из положения ВМТ при выполнении действий по этому пункту, прежде чем продолжить, снова выведите двигатель в положение ВМТ. Двигатель должен оставаться в положении ВМТ для поршня № 1 на протяжении всей процедуры.
10. Поддержите двигатель сверху, используя траверсу для поддержки двигателя (ее можно взять напрокат).
11. Снимите опору двигателя со стороны пассажиров и реактивную тягу опоры двигателя (см. параграф 17). Снимите переднюю опору двигателя и опору коробки передач в блоке с ведущим мостом (см. параграф 17).
12. Снимите натяжитель приводного ремня (рис. 6.12) и датчик положения коленчатого вела с крышки цепи газораспределительного механизма. Также выверните болт крепления жгута электропроводки датчика положения коленчатого вала к крышке цепи газораспределительного механизма.
Рис. 6.12. Элементы крепления натяжителя приводного ремня
13. Снимите масляный поддон (см. параграф 13).
14. Выверните болты крепления главного жгута электропроводки и снимите натяжитель цепи газораспределительного механизма с задней стороны крышки цепи газораспределительного механизма (рис. 6.14, а, б).
Рис. 6.14, а. Выверните два болта крепления главного жгута электропроводки к крышке цепи газораспределительного механизма
Рис. 6.14, б. Гайки крепления натяжители цепи газораспределительного механизма
15. Выверните болты крепления крышки цепи газораспределительного механизма (отметьте диаметр, расположение и длину винтов при их снятии, поскольку их следует установить на исходные места) и снимите крышку с двигателя (рис. 6.15, а-г).
Рис. 6.15, а. Верхние винты крепления крышки цепи газораспределительного механизма
Рис. 6.15, б. Верхние винты крепления крышки цени газораспределительного механизма
Рис. 6.15,в. Потребуется вывернуть шпильки крепления крышки цепи газораспределительного механизма...
Рис. 6.15,г. ...и только зятем сиять крышку с двигателя
16. Снимите импульсное колесо датчика положения коленчатого вала с коленчатого вала. Обратите внимание на метку «Е» не передней стороне (после установки она должна быть обращена наружу) (рис. 16.16).
Рис. 6.16. Снимите импульсное колесо датчика положения коленчатого вала с вала (метка «F» указана стрелкой)
17. Снимите рычаг натяжителя/направляющую цепи газораспределительного механизма и нижнюю направляющую цепи (рис. 6.17).
Рис. 6.17. Крепление направляющей цепи газораспределительного механизма: А. Шарнирный бот; В. Рычаг натяжителя/направляющая цепи; С. Болты крепления неподвижной направляющей цепи; D. Неподвижная направляющая цепи; Е. Нижняя направляющая цепи газораспределительного механизма
18. Снимите цепь газораспределительного механизма со звездочек распределительных валов, а затем снимите цепь и звездочку коленчатого вала с двигателя как единую сборку. Звездочка коленчатого вала должна сниматься с вала усилием руки. Если звездочка не снимается с вала, аккуратно подденьте ее рычагом.
Примечание. Если вы намереваетесь использовать цепь газораспределительного механизма и дельте, нанесите белой краской или мелом метку, обозначающую переднюю сторону цепи. Если снятую цепь газораспределительного механизма с характерным односторонним износом установить на место, расположив при этом е противоположном направлении, может возникнуть шум и увеличенный износ.
19. Снимите неподвижную направляющую цепи газораспределительного механизма (рис. 6.17).
20. Для снятия звездочек с распределительных валов отпустите болты, придерживая валы гаечным ключом только за шестигранную секцию. Перед снятием обратите внимание на идентификационные метки на звездочках распределительных валов, а затем выверните болты. Потяните звездочки вручную, чтобы снять их со штифтов. При необходимости для снятия звездочек используйте маленький съемник. С захватами, вставляемыми в предусмотренные на звездочках отверстия.
Примечание. Рассматриваемые модели оснащены системой регулируемого газораспределения, которая включает в себя исполнительное устройство, подсоединенное к звездочке впускного распределительного вала. При снятии звездочки с впускного распределительного вала на этих моделях следует отпустить и вывернуть только центральный болт, который фиксирует звездочку на вале. Не отпускайте внешние четыре болта, которые удерживают исполнительное устройство на звездочке.