Примечание. Перед установкой распределительных валов их следует тщательно осмотреть, а перед снятием каждого из валов следует проверить его осевой зазор (см. п.13).
Снятие
1. Отсоедините провод массы от аккумулятора (см. параграф 1 главы 5).
2. Снимите крышку головки цилиндров (см. параграф 4).
3. Выведите поршень №1 в положение ВМТ на ходе сжатия (см. параграф 3). Визуально убедитесь в том, что двигатель находится в положении ВМТ не ходе сжатия — установочная метка на шкиве/ демпфере коленчатого вала совмещена с меткой «0» на крышке цепи газораспределительного механизма, а метки ВМТ на звездочках распределительных валов совмещены и параллельны верхнему краю крышки цепи газораспределительного механизма (рис. 3.8 и 6.8)
4. После совмещения меток ВМТ внесите краской метки на звенья цепи газораспределительного механизма в месте их сопряжения с верхними установочными метками на звездочках газораспределительного вала (рис. 7.4).
Рис. 7.4. При совмещенных метках ВМТ отметьте краской звенья цепи газораспределительного механизма в местах их сопряжения с верхними установочными метками на звездочках распределительных валов (А). Две другие метки (В) используются для совмещения звездочек с цепью газораспределительного механизма при установке
Примечание. На звездочках распределительных валов имеются два набора меток. Метки, которые совмещаются в положении ВМТ — это только опорные метки для положения ВМТ и ничего больше: для совмещения звездочек с цепью газораспределительного механизма при установке используются две другие метки.
5. Снимите натяжитель цепи газораспределительного механизма с крышки цепи (рис. 6.14, а, б) и датчик положения распределительного вала с головки цилиндров (см. главу 6).
6. Придержите распределительный вал от вращения за шестигранную секцию большим гаечным ключом и отпустите болты крепления звездочки выпускного распределительного вала на несколько оборотов. Если звездочки распределительных валов провернутся в процессе отпускания болтов, проверните двигатель по часовой стрелке настолько, чтобы метки «ВМТ» на звездочках валов снова были совмещены.
Примечание. Если требуется снятие звездочки впускного распределительного вала (с исполнительным устройством WT), следуйте процедуре и выверните болты крепления звездочки позже на верстаке.
7. Выверните болт крепления звездочки выпускного распределительного вала. Отпустите болты крышек подшипников выпускного распределительного вала в две или три стадии, начиная с крайних крышек и смещаясь к центру (в порядке, обратном последовательности затяжки). Выверните болты крышек и снимите вал с головки цилиндров. Отцепите цепь от звездочки и снимите звездочку с двигателя.
8. Проверьте маркировку на крышках подшипников впускного распределительного вала. На них должны быть нанесены цифры от 1 до 5 с маркировкой «I» (что означает intake» (Впуск), которая указывает на то, что крышки предназначены для впускного распределительного вала (рис. 7.8).
Рис. 7.8. Крышки подшипников распределительных валов пронумерованы и на них нанесены стрелки, которые должны быть обращены к концу двигателя, на котором располагается цепь газораспределительного механизма
Предостережение. Разложите крышки по порядку. Их следует установить на те же места, с которых они были сняты.
9. Отпустите болты крепления крышек подшипников впускного распределительного вала в две или три стадии, начиная с крайних крышек и смещаясь к центру (в порядке, обратном последовательности затяжки) (рис. 7.22).
10. Снимите крышки подшипников впускного распределительного вала, затем снимите вал с головки цилиндров. Отметьте каждый распределительный вал, нанеся на него маркировку «Впуск» или «Выпуск», чтобы не перепутать валы.
Примечание. При взгляде на двигатель со стороны передка автомобиля передний вал — это выпускной вал, а вал, самый близкий к перегородке, — это впускной вал. При установке обязательно верните распределительные валы на исходные места.
После снятия распределительных валов подвесьте цепь газораспределительного механизма с помощью куска проволоки и зафиксируйте ее на каком-нибудь элементе на перегородке (рис. 7.10). Это предотвратит падение цепи газораспределительного механизма в двигатель при выполнении остальных действий. Также закройте ветошью отверстие в крышке цепи газораспределительного механизма, чтобы предотвратить падение каких-либо посторонних предметов в двигатель.
Рис. 7.10. Подвесьте цепь газораспределительного механизма в стороне с помощью куска проволоки и вложите ветошь в отверстие в крышке цепи газораспределительного механизма, чтобы предотвратить падение посторонних предметов в двигатель
11. Извлеките толкатели из головки цилиндров, разложив их по порядку в соответствии с клапаном и цилиндром, на которых они были установлены (рис. 7.11, а, б).
Рис. 7.11, а. Отметьте толкатели подходящим образом (например, «I» (Intake) для впуска или «Е» (Exhaust) для выпуска и номера их позиций) и извлеките их с помощью магнитного инструмента
Рис. 7.11, б. Промаркируйте картонную коробку, чтобы сохранить толкатели и крышки подшипников согласие порядку их установки
Предостережение. Разложите толкатели по порядку. Их следует установить на те же места, с которых они были сняты.
12. Осмотрите распределительные валы, подшипники распределительных валов и толкатели, как описано ниже. Осмотрите звездочки распределительных валов на наличие износа зубьев. Осмотрите цепи на наличие трещин или повышенного износа роликов, и также вытягивания (см. параграф 6). Если какие-либо элементы показывают признаки повышенного износа, их следует заменить.