Расстояние между электродами составляет 0,7—0,8 мм на двигателях 1,6 л и 1,1 мм на других двигателях. Свечи зажигания должны пескоструиться не реже, чем через 10000 км. После этого следует установить заданное значение расстояния между электродами. При установке никогда не упираться в центральный электрод, так как может расколоться фарфоровый изолятор. Для этого лучше всего подходит поставляемая изготовителем свечей комбинация измерительного щупа и крючка, которой пользуются, как показано на рисунке 154. Перед выворачиванием свечи зажигания проверить, нет ли в углублении посторонних предметов. Шайба, болт, камень или тому подобное, упавшие в свечное отверстие могут разрушить клапаны, седла клапанов или головку цилиндров при первом же запуске двигателя. По внешнему виду свечи можно сделать вывод о ее пригодности и работе, о регулировке карбюратора, составе смеси и состоянии двигателя. Общие критерии:
Рис. 154. Контроль расстояния между электродами (слева) и установка расстояния между электродами (справа)
- Свечи нормальные
Ножка изолятора покрыта слабым, серо-желтым до коричневого налетом. На электродах, кроме обгоревших мест, серо-желтый до коричневого налет. Внутренняя часть корпуса светло-коричневого или желтоватого до черно-коричневого цвета Двигатель в нормальном состоянии. Ка пильное число свечей выбрано правильно
- Свечи покрыты сажей
Ножка изолятора, электроды и внутренняя часть корпуса покрыты толстым порошкообразным черно-серым жирным налетом. Причина этого в слишком богатой смеси, недостатке воздуха, слишком длительном включении воздушной заслонки, завышенном расстоянии между электродами, выбором свечи со слишком большим калильным числом, которая при работе остается холодной. Установить свечи с другим калильным числом.
- Свечи замаслены
Ножка изолятора, электроды и корпус покрыты жирным, блестящим слоем нагара. Причиной может быть проникновение моторного масла в камеры сгорания или износ цилиндров и поршней.
- Перегрев свечей
Ножка изолятора покрыта темно-коричневым до серо-черного, стеклообразным спекшимся осадком, часто утолщение слоя налета у основания ножки. Электроды, особенно центральный электрод, поражены. Наружная поверхность часто огрубевшая, вспученная и разъеденная. Причиной может быть слишком бедная смесь, отключенная свеча, плохо закрывающиеся клапаны или применение свечей с пониженным калильным числом, из-за,чего они перегреваются. При заправке топливом с добавками свинца при нормальном состоянии ножка изолятора серая. Отложения между фарфоровым изолятором и центральным электродом убираются при обработке пескоструем. Перед вворачиванием свечи убедиться, что резьба чистая. Так как срок службы свечей обычно составляет 15000 км, достаточно произвести одну чистку после 10000 км. При вворачивании свечи не перетягивать ее, потому что может быть повреждена уплотнительная шайба. Нельзя превышать момент затяжки 20—30 Нм. Для доступа к свечам зажигания требуется удлиненный свечной ключ.