Вспомогательные детали и узлы двигателя
1 – пробка заливной горловины; 2 – масломерный щуп; 3 – направляющий патрубок масломерного щупа; 4 – направляющая трубка масломерного щупа; 5 – соединительная трубка для деаэрации картера двигателя; 6 – скоба; 7 – уплотнительная шайба; 8 – кронштейн масляного фильтра; 9 – болт кронштейна; 10 – перегородка в потоке масла; 11 – клапан избыточного давления (открывается при избыточном давлении 0,25–0,32 МПа); 12 – масляная форсунка; 13 – перегородка от перелива масла; 14 – масляный насос с цепным приводом; 15 – болт крепления нижней крышки двигателя; 16 – нижняя крышка двигателя; 17 – болт крепления масляного насоса; 18 – компенсаторная вставка; 19 – уплотнительная шайба; 20 – болт для слива масла (М = 30 Нм); 21 – центрирующие вставки; 22 – цепь привода масляного насоса; 23 – уплотняющая крышка передняя; 24 – уплотнительная шайба коленчатого вала – гуферо; 25 – болт крепления шкива ременной передачи; 26 – шкив привода механизма газораспределения; 27 – звездочка привода масляного насоса; 28 – натяжное устройство цепи
Кронштейн генератора, насоса усилителя руля и насоса кондиционера
1 – болт крепления натяжного устройства много ручьевого ремня; 2 – натяжное устройство многоручьевого ремня; 3 – шкив с гасителем колебаний; 4 – болт крепления генератора; 5 – генератор; 6 – болт; 7 – кронштейн; 8 – болт крепления кронштейна; 9 – болт крепления насоса усилителя руля; 10 – проточный болт; 11 – уплотнительная шайба; 12 – проушина подводящего трубопровода; 13 – уплотнительная шайба; 14 – насос (крыльчатая помпа) усилителя руля; 15 – шкив насоса; 16 – болт шкива; 17 – болт шкива; 18 – многоручьевой ремень
Кронштейн масляного фильтра с деаэрацией и вспомогательными деталями
1 – болт кронштейна; 2 – кронштейн; 3 – направляющие; 4 – соединительная трубка; 5 – скоба; 6 – уплотнительная шайба; 7 – запорный винт; 8 – уплотнительное кольцо; 9 – запорный винт; 10 – бароскоп (включает при 0,14 МПа); 11 – болт кронштейна масляного фильтра; 12 – масляный радиатор; 13 – масляный фильтр; 14 – уплотнительная шайба; 15 – запорный винт; 16 – клапан избыточного давления (открывается при давлении 0,35–0,45 МПа); 17 – перегородка в потоке масла; 18 – кронштейн масляного фильтра
Монтаж масляного насоса и перегородки, препятствующей быстрому переливу масла
1 – болт крепления всасывающей трубки; 2 – всасывающая трубка масла; 3 – уплотнительная шайба; 4 – масляный насос со звездочкой привода; 5 – центрирующие втулки; 6 – цепь привода масляного наcoca; 7 – болт крепления масляного насоса; 8 – перегородка против переливания масла; 9 – компенсаторная прокладка
Лямбда-регулировка в соединении с управляемым катализатором является наиболее действенным способом устранения вредных веществ из продуктов выхлопа бензинового двигателя.
Активность катализатора тройного действия оптимальна, пока двигатель работает в узкой области стехиометрического соотношения смеси (весовое), обозначаемое как лямбда = 1. Лямбда показывает, насколько отличается действительная величина соотношения смеси от теоретической. Поэтому все время идет сравнение, не содержится ли в выхлопных газах избыток топлива, который может там появиться в результате неполного сгорания.
Кислородный, или лямбда-зонд размещен в потоке выхлопных газов (в автомобилях с двигателем 1,8–92 кВт в переднем конусе катализатора). После запуска двигателя он нуждается в хорошем прогреве до достижения своей температуры эксплуатации. Этой температуры он достигнет за 20–30 секунд и в дело вступает вся система лямбда-регулировки.
Керамический материал кислородного зонда проницаем для ионов кислорода при температуре не ниже 300°С. Внешняя поверхность керамики находится в выхлопных газах, в то время как внутренняя часть в нормальной атмосфере. Разница в концентрации ионов кислорода образует сигнал, являющийся мерой содержания кислорода в выхлопных газах. В узле управления системы BOSCH-MOTRONIC этот сигнал используется для изменения времени впрыска таким образом, чтобы изменилось соотношение смеси. Так удерживается сигнал лямбда = 1 (0,99–1,01). Катализатор представляет собой многозвенный керамический монолит, поверхностные слои которого сложены из трех благородных металлов: платины, палладия и родия в соотношении 1:14:1. Для того чтобы как можно быстрее нагреть катализатор до рабочей температуры после холодного старта, надо сдвинуть точку зажигания назад на 15° поворота коленчатого вала и слегка повысить обороты холостого хода. Таким образом, из выхлопных газов освобождается больше энергии, и продолжительность нагрева сокращается почти наполовину.
Следующие узлы также относятся к двигателю в сборе (см. рис. Вспомогательные детали и узлы двигателя).
Кронштейн генератора – насоса усилителя руля – компрессора кондиционера расположен на левой стороне двигателя (спереди, если смотреть в направлении движения). На кронштейне закреплены генератор и насос усилителя руля (см. рис. Кронштейн генератора, насоса усилителя руля и насоса кондиционера).
Насос охлаждающей жидкости находится в полости блок-картера со стороны шестерен газораспределителя и приводится в движение зубчатой ременной передачей вместе с ними. Насос представляет собой компактный монтажный узел и в случае неисправности также как узел подлежит замене в сервисе. Крыльчатка насоса турбинного типа. К блоккартеру двигателя он крепится фланцем, являющимся частью насоса. Фланец привинчивается двумя болтами М8 в резьбовые отверстия в блок-картере, которые одновременно удерживают и защитный кожух за зубчатой ременной передачей привода насоса. Уплотнение к блоку обеспечивается резиновой шайбой. Подшипники насоса заправлены консистентной смазкой.
Смазка двигателя циркуляционная, под давлением, с полной фильтрацией масла. Количество моторного масла при его замене 3,5 л. Рекомендуемое масло приведено в ИНСТРУКЦИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ и здесь можно только добавить, что моторное масло должно удовлетворять стандарту TL 52 107 (VW 50000 или VW 50101, ACEA A2). Масломерный щуп изготовлен из стальной полосы и вставлен в трубку, установленную в отверстие в блок-картере двигателя и прикрепленной вверху к всасывающему модулю.
В системе смазки находится выключатель давления – бароскоп, действующий как выключатель обратного действия. Если на его контактах отсутствует давление, выключатель включен, контрольная лампочка светится. Если же давление масла поднимется на 0,015 ± 0,01 МПа, лампочка погаснет. Диапазон работы бароскопа от 0,015 до 0,035 МПа.
Деаэрация картера двигателя производится с помощью маслоотделителя. Он изготовлен из пластмассы и установлен на блок-картер двигателя под всасывающим трубопроводом. Маслоотделитель шлангом подсоединен к трубке воздушного фильтра. Таким образом, пары масла попадают в поступающий воздух (см. рис. Кронштейн масляного фильтра с деаэрацией и вспомогательными деталями). Узел масляного насоса (см. рис. Монтаж масляного насоса и перегородки, препятствующей быстрому переливу масла) соединен с всасывающей сеткой (размещенной в пространстве между перегородками нижней крышки двигателя) шлангом. Насос шестеренный и приводится в действие роликовой цепью от звездочки коленчатого вала. При оборотах насоса 1000 1/мин. и температуре масла в двигателе 80°С (масло 20 SAE) рекомендованное количество составляет 7,1 л (т.е. примерно 6 кг) в минуту при давлении 0,4–0,5 МПа.
Насос смонтирован в нижней части блок-картера двигателя с возможностью установки натяжения цепи при передвижении насоса. На кожухе насоса находится клапан избыточного давления, предоставляющий возможность возврата масла при избыточном давлении 0,4–0,5 МПа. Сетка на кожухе насоса улавливает грязь и его можно чистить. Фильтр масла предназначен для одноразового использования. Его надо менять всегда одновременно со сменой моторного масла. Фильтр рассчитан на полный поток масла (М = 15–20 Нм).
Нижняя крышка двигателя изготовлена из алюминиевого литья под давлением. К блоккартеру двигателя крышка прикреплена семнадцатью болтами М6. Между посадочными поверхностями блок-картера и крышки наносится герметизирующая мастика. У пробки для спуска масла резьба М14 х 1,5 и шестигранник под ключ 19 мм. Пробка герметизируется металлической шайбой, сменяемой при каждом новом завертывании пробки.
В крышке имеются перегородки, уменьшающие перелив масла. Между ними находится всасывающая сетка масляного насоса.