Примечание. Все гайки, потревоженные при снятии, следует заменить в обязательном порядке. Это объясняется тем, что на резьбу этих гаек нанесен компаунд для стопорения резьбовых соединений (рассчитанный только на одну затяжку). В число этих гаек входит гайка шарового шарнира рулевой тяги, гайка зажимного болта шарового шарнира нижнего рычага подвески и гайка зажимного болта поворотного кулака. Также следует заменить гайку крепления полуоси. Соответствующий компаунд для стопорения резьбовых соединений также потребуется для болтов опорного кронштейна тормозного суппорта.
Снятие
Предостережение. Не ставьте автомобиль на колеса, когда одна или обе полуоси извлечены из поворотных кулаков, поскольку это может привести к повреждению подшипника(-ов) колеса (колес). Если перемещение автомобиля неизбежно, временно вставьте внешний конец полуоси(-ей) в ступицу(-ы) и затяните гайку(-и) ступицы.
1. Установите противооткатные упоры под задние колеса. Полностью затяните стояночный тормоз. Приподнимите переднюю часть автомобиля и установите под нее надежные опоры (см. «Подъем и установка автомобиля на опоры»). Снимите соответствующее переднее колесо.
2. Извлеките R-образный зажим и снимите стопорный колпачок с гайки крепления полуоси (рис. 2.2, а, б).
Рис. 2.2, а. Извлеките R-образный зажим...
Рис. 2.2, б. ...и снимите стопорный колпачок с гайки крепления полуоси
3. Для предотвращения проворачивания ступицы колеса при отпускании гайки крепления полуоси изготовьте удерживающий инструмент и с помощью двух болтов крепления колеса закрепите инструмент на ступице колеса, как описано в параграфе 2 главы 8.
4. Закрепив удерживающий инструмент, с помощью торцевой головки и удлинителя отверните гайку крепления полуоси. Если необходимо, чтобы предотвратить соскакивание головки с гайки, подставьте под торцевую головку подходящую опору. Эта гайка затянута очень сильно; убедитесь в отсутствии риска соскакивания автомобиля с опор при отпускании гайки.
5. Если применимо, рассоедините электрический разъем датчика износа тормозной колодки на поворотном кулаке. Выверните болт крепления опорного кронштейна электропроводки к верхней части поворотного кулака (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Выверните болт крепления опорного кронштейна электропроводки к поворотному кулаку
6. На моделях с системой АБС снимите датчик скорости колеса с поворотного кулака, как описано в главе 9.
7. Если вы собираетесь работать с подшипниками ступицы, снимите тормозной диск, как описано в главе 9. Если нет, выверните два болта крепления опорного кронштейна тормозного суппорта к поворотному кулаку и отведите суппорт от диска. Проволокой или леской привяжите суппорт к пружине передней подвески, чтобы избежать деформации тормозного шланга.
8. На всех моделях отверните гайку крепления шарового шарнира рулевой тяги к поворотному кулаку и с помощью съемника шаровых шарниров высвободите конический палец шарового шарнира.
9. Отверните гайку, затем извлеките зажимной болт шарового шарнира нижнего рычага подвески из поворотного кулака (рис. 2.9). Выбросьте гайки; при установке следует использовать новые.
Рис. 2.9. Отверните гайку и извлеките зажимной болт шарового шарнира нижнего рычага подвески из поворотного кулака
10. Забейте маленькое зубило в прорезь на поворотном кулаке, чтобы слегка расширить прорезь с целью извлечения пальца шарового шарнира (рис. 2.10, а). Потяните нижний рычаг подвески вниз, чтобы высвободить палец шарового шарнира из поворотного кулака. Для этого потребуется использовать длинный стержень и деревянный брусок, который подводится под передний подрамник. Зафиксируйте стержень относительно рычага подвески, как показано. Предпочтительнее использовать цепь или, в качестве альтернативы, крепкий хомут или трос. Отожмите внешний край стержня вниз, чтобы высвободить шаровой шарнир из поворотного кулака (рис. 2.10, б).
Рис. 2.10, а. С помощью маленького зубила (отмечено стрелкой) разожмите прорезь в поворотном кулаке...
Рис. 2.10, б. ...затем, используя стержень с цепью или аналогичное приспособление, потяните нижний рычаг подвески вниз; в качестве точки опоры используйте подрамник
11. После высвобождения шарового шарнира снимите защитную пластину, которая установлена на пальце шарового шарнира (рис. 2.11).
Рис. 2.11. При отпускании шарового шарнира снимите защитную пластину с пальца шарового шарнира
12. Отверните гайку и извлеките зажимной болт крепления поворотного кулака к стойке подвески.
13. Забейте маленькое зубило в прорезь на поворотном кулаке, чтобы слегка расширить прорезь. Стяните поворотный кулак с конца стойки, затем стяните его со шлицевого конца шарнира равных угловых скоростей и снимите с автомобиля.
Установка
14. Имейте в виду, что все гайки, потревоженные при снятии, следует заменить в обязательном порядке. Это объясняется тем, что на резьбу этих гаек нанесен компаунд для стопорения резьбовых соединений (рассчитанный только на одну затяжку). В число этих гаек входит гайка шарового шарнира рулевой тяги, гайка зажимного болта шарового шарнира нижнего рычага подвески и гайка зажимного болта поворотного кулака.
15. Очистите шлицы внешнего шарнира равных угловых скоростей полуоси и ступицы и затем полностью насадите ступицу на шлицы полуоси.
16. Полностью насадите поворотный кулак на стойку подвески, совмещая зажимную прорезь в кулаке с выступом на основании стойки. Также проследите за тем. чтобы упорные выступы на стойке находились в контакте с верхней поверхностью поворотного кулака. Вставьте зажимной болт крепления поворотного кулака к стойке подвеске, а затем наверните новую гайку на зажимной болт и затяните ее предписанным усилием (рис. 2.16).
Рис. 2.16. Перед установкой зажимного болта совместите прорезь в поворотном кулаке с выступом (отмечен стрелкой) на стойке
17. Установите защитную пластину на шаровой шарнир нижнего рычага, а затем, используя тот же способ, что и при снятии, вставьте палец шарового шарнира в поворотный кулак, проследив за тем, чтобы выступ на защитной пластине правильно вошел в зажимную прорезь. Вставьте зажимной болт шарового шарнира, а затем наверните новую гайку и затяните ее предписанным усилием.
18. Вставьте палец шарового шарнира рулевой тяги в поворотный кулак, затем наверните новую гайку и затяните ее предписанным усилием.
19. При необходимости установите тормозной диск на ступицу (за дополнительными сведениями обратитесь к главе 9). Нанесите соответствующий компаунд для стопорения резьбовых соединений на резьбу болтов опорного кронштейна суппорта. Верните суппорт в исходное положение относительно диска, затем вверните соответствующие болты и затяните их предписанным усилием (см. главу 9).
20. Если применимо, установите колесный датчик АБС, как описано в главе 9.
21. Установите опорный кронштейн электропроводки на верхнюю часть поворотного кулака и надежно затяните соответствующий болт. Если применимо, состыкуйте электрический разъем датчика износа тормозной колодки.
22. Смажьте внутреннюю поверхность и резьбу новой гайки крепления полуоси чистым моторным маслом и наверните ее на конец полуоси. Используя способ, примененный при снятии, придержите ступицу от проворачивания и затяните гайку крепления полуоси предписанным усилием (см. главу 8). Убедитесь в свободе вращения ступицы.
23. Зафиксируйте стопорный колпачок на гайке полуоси так, чтобы один из его вырезов вошел в отверстие полуоси. Закрепите колпачок R-образным зажимом.
24. Установите колесо, опустите автомобиль и затяните болты крепления колеса предписанным усилием.