1. Убедитесь, что все детали чистые.
2. Смажьте тонким слоем смазки все трущиеся детали. Смазку этих деталей выполняйте перед их установкой, а не после, потому что смазка в таком случае не попадет на соприкасающиеся поверхности. В обязательном порядке хорошо смажьте моторным маслом поршни, поршневые кольца и стенки цилиндров.
3. Тщательно очистите все детали блока цилиндров, если двигатель разбирался полностью. При чистке деталей частично разобранного двигателя следите за тем, чтобы грязь и инородные частицы не попадали на снятые детали и в открытые отверстия двигателя. По этой причине все отверстия рекомендуется закрывать или заклеивать.
4. Продуйте масляные каналы и отверстия сжатым воздухом. Если такой возможности нет, то прочистите эти отверстия деревянным штырем. Никогда не чистите отверстия металлическими предметами.
5. Заменяйте в обязательном порядке сальники, уплотнительные прокладки и т.д. Не экономьте на этих деталях и не устанавливайте бывшие в употреблении.
6. Пользуйтесь спецификациями, касающимися изнашивающихся деталей. В случае, если в отношении какой-либо детали появляются сомнения, рекомендуется заменять её на новую, чтобы избежать повторной переборки двигателя.
7. Приобретайте запасные детали только у авторизованного дилера, указывая при этом номер двигателя.
Перед началом сборки разобранного двигателя необходимо проверить высоту выступа гильз цилиндров, если это двигатели XU7. В основании гильз этих двигателей установлены круглые прокладки, не влияющие на размер выступа. Как правило, размеры выступа гильз всегда соответствуют корме, однако эту операцию следует выполнять как средство контроля.
Двигатели XU10 - сборка
8. Выверните резьбовые пробки масляных отверстий, чтобы прочистить эти отверстия в ходе чистки блока цилиндров. Пробки находятся на тыльной стороне блока (момент затяжки пробки 48 Нм) и на торцевой стороне (момент затяжки - 25 Нм). Для вывинчивания пробок необходим торцовый ключ.
9. Закрепите блок цилиндров на монтажном стенде и установите на верстак так, чтобы можно было вложить верхние вкладыши подшипников. Вкладыши одинаковы, поэтому их нужно устанавливать в соответствии с метками, нанесенными при разборке двигателя. В процессе доводки двигателя был уменьшен зазор подшипников. По этой причине рекомендуется разобраться, связавшись с соответствующей мастерской, попал ли двигатель Вашего автомобиля под такое изменение. Уменьшение зазора подшипников выполнено за счет установки в крышках подшипников четырех вкладышей разного размера вместо одного. Вкладыши коренных подшипников, устанавливаемые в блоке цилиндров, имеют одинаковый размер и смазочные канавки. Коленчатый вал двигателя с четырьмя вкладышами в крышках подшипников имеет соответствующее обозначение. Подобное обозначение наносится и на блок цилиндров. На двигателях с уменьшенным зазором вкладышей изменен также и привод масляного насоса (см. иллюстрацию).
5.9 Маркировка коленчатого вала «a» и блока цилиндров «b» у двигателей с уменьшенным зазором вкладышей коренных подшипников
10. Смажьте вставленные в гнезда блока цилиндров вкладыши, убедившись, что они все имеют смазочную канавку (проточку). Шейки коренных подшипников и шатунные шейки также смажьте и уложите коленчатый вал в блок цилиндров. Проверните вал несколько раз, чтобы вкладыши установились.
11. Установите на второй подшипник, считая с тыльной стороны двигателя, оба упорных полукольца для регулировки осевого люфта коленчатого вала. Смазочные канавки должны быть обращены к плечу кривошипа (см. иллюстрацию).
5.11 Установка крышки подшипников. 1 - боковые уплотнительные кольца (прокладки); 2 - направляющие выступы; 3 - метки на крышке и вкладышах
12. Вложите вкладыши без смазочных канавок в крышки коренных подшипников. В крышку второго подшипника вставьте оба оставшихся полукольца для регулировки осевого люфта коленчатого вала. Направляющие выступы закрепите в пазах.
13. Установите крышки с вложенными вкладышами (и регулировочными полукольцами в крышке второго подшипника) на место в прежнем порядке, согласно меткам, нанесенным при снятии. На концах крышек имеются установочные выступы, которые должны зайти в выемки (см. иллюстрацию 5.11). Установите и вверните болты крышек 1, 2, 3 и 4.
Крышка подшипника возле маховика имеет боковые уплотнительные кольца (см. иллюстрацию 5.11). Для установки этой крышки вместе с уплотнительными кольцами и резиновыми прокладками необходимо специальное приспособление.
14. Нанесите уплотнительную массу на поверхности картера кривошипно-шатунного механизма, к которым будет крепиться крышка подшипника (см. иллюстрацию).
5.14 Нанесите уплотнительную массу на поверхности картера кривошипно-шатунного механизма, к которым будет крепиться крышка подшипника (см. стрелки)
15. Закрепите крышку подшипника в направляющих специального приспособления, чтобы боковые уплотнения зашли в пазы. Нижние концы колец должны выступать из крышки как минимум на I мм (см. иллюстрацию).
5.15 Закрепите крышку подшипника в направляющих 1 специального приспособления, чтобы боковые уплотнения зашли в пазы. Нижние концы колец должны выступать из крышки как минимум на 1 мм (см. стрелки)
Болты направляющих приспособления затяните рукой.
16. Установите резиновые прокладки на крышку подшипника. Эти прокладки имеют точный размер и их не нужно подгонять под размер упорной поверхности крышки.
17. Сожмите руками направляющие специального приспособления и всю конструкцию введите в блок цилиндров под небольшим углом до полной посадки крышки на место.
18. Вставьте в отверстия болты крепления крышки подшипника и затяните их рукой.
19. Снимите специальное приспособление для установки задней крышки подшипника.
20. Затяните болты крепления всех крышек, соблюдая последовательность и действуя из середины во вне. Момент затяжки болтов равен 70 Нм (см. иллюстрацию).
5.20 Затяните болты крепления всех крышек, соблюдая последовательность и действуя из середины во вне
21. Вверните два болта во фланец коленчатого вала (болты крепления маховика) и закрепите между ними отвертку. Проверните коленчатый вал с помощью отвертки, чтобы убедиться, что коленчатый вал проворачивается свободно и нигде не клинит. Если имеет место заклинивание коленчатого вала, то причину выясните и устраните.
22. Смажьте моторным маслом наружную сторону нового сальника отверстия на тыльной стороне блока цилиндров и запрессуйте его в это отверстие, воспользовавшись круглой металлической оправкой (см. иллюстрацию).
5.22 Запрессуйте новый сальник 2 в отверстие на тыльной стороне блока цилиндров, воспользовавшись круглой металлической оправкой 1
23. Разложите в порядке установки собранные поршни и шатуны. Замки поршневых колец ориентируйте равномерно поверхности поршней.
24. Установите на поршень монтажную втулку для установки поршня с поршневыми кольцами в цилиндр и вставьте его в хорошо смазанное моторным маслом отверстие цилиндра, руководствуясь нанесенными перед снятием метками. Втулка на поршне должна сидеть так, чтобы нижняя часть поршня выходила из-под неё. Это позволит завести поршень в отверстие цилиндра. После того, как поршень будет заведен в отверстие,вдавите его и снимите оправку (см. иллюстрацию).
5.24 Установите на поршень монтажную втулку для установки поршня с поршневыми кольцами в цилиндр и вставьте его в отверстие цилиндра. Втулка на поршне должна сидеть так, чтобы нижняя часть поршня выходила из-под неё.
Шатун ведите так, чтобы он «сел» на шатунную шейку. В случае установки прежних вкладышей не перепутайте их местами. После установки поршня убедитесь, что камера сгорания в поршне повернута в нужную сторону. Это значит, что стрелка на поршневом пальце должна указывать в сторону, на которой располагается зубчатый ремень. Идентичным способом установите поршень четвертого цилиндра.
25. Вложите вкладыши подшипников в крышки подшипников обоих установленных шатунов, руководствуясь нанесенными метками. Поверхности подшипников хорошо смажьте моторным маслом. Если устанавливаются прежние вкладыши, то их следует ставить па те же подшипники, с которыми они стояли до снятия. Гайки болтов крышек подшипников шатунов всегда меняйте на новые. Гайки крышек предварительно затяните с моментом 20 Нм. а затем доверните на 70°, воспользовавшись угломером.
26. Поверните коленчатый вал, чтобы шейки еще установленных поршней заняли нижнее положение. На эти шейки установите два оставшихся шатуна и поршня, действуя так же, как и при установке первого и четвертого поршней. После установки этих поршней еще раз убедитесь, что коленчатый вал нигде не заклинивает и он вращается свободно.
Осевой люфт коленчатого вала - проверка
27. Установите на торцевой стороне блока цилиндров индикатор стрелочного типа, закрепив его соответствующим держателем. Штифт индикатора должен упираться в буртик коленчатого вала (см. иллюстрацию).
5.27 Установите на торцевой стороне блока цилиндров индикатор стрелочного типа, закрепив его соответствующим держателем, чтобы проверить осевое биение коленчатого вала
При наличии индикатора с магнитным креплением закрепите индикатор на валу, чтобы штифт индикатора касался шлифованной поверхности вала.
28. Отожмите коленчатый вал вдоль его оси в противоположную сторону и установите стрелку индикатора на «0».
29. Надавите на коленчатый вал с противоположной стороны и считайте показание прибора. Показание должно находиться в пределах 0,07-0,27 мм. В случае, если полученное показание осевого люфта больше, то необходимо установить два полукольца увеличенного размера одинаковой толщины. Помимо полу колене номинальной толщиной 2,30 имеются упорные полукольца толщиной 2,35, 2,40, 2,45 и 2,50 мм. Обязательно должны устанавливаться полукольца одинаковой толщины.
30. Установите на коленчатый вал маховик. При этом вращайте маховик на валу до тех пор, пока отверстия в маховике и фланце не совпадут. Болты крепления маховика должны заменяться на новые. Резьбу болтов смажьте защитной пастой. При затяжке болтов маховик удерживайте от проворачивания соответствующим упором. Все болты затягиваются равномерно с моментом 50 Нм.
31. Закрепите на маховике ведомый диск и прижимной диск сцепления. Более длинная часть ступицы ведомого диска должна быть обращена в противоположную сторону от маховика. Нажимной диск крепите только после совпадения меток на ведомом и нажимном дисках. Для установки сцепления необходим стержень для центровки сцепления (см. раздел «Сцепление»).
32. Удерживая маховик от проворачивания, затяните болты крепления нажимного диска с моментом 20 Нм в перекрестном порядке. При этом следите за тем, чтобы центровочный стержень не выпал из отверстия.
33. Проверьте биение маховика после его установки на коленчатом валу. Измерение биения маховика выполняется с помощью индикатора стрелочного типа, устанавливаемого так, чтобы измерительный штифт касался поверхности маховика (см. иллюстрацию).
5.33 Проверьте биение маховика после его установки. Измерительный штифт индикатора должен касаться поверхности маховика
34. Вращайте коленчатый вал и одновременно следите за стрелкой индикатора. При полном обороте коленчатого вала величина отклонения стрелки не должна превышать 0,06 мм. Большие значения свидетельствуют о наличии инородных тел между маховиком и коленчатым валом. Если снимался опорный палец ролика натяжения зубчатого ремня, то смажьте резьбу опорного пальца и вверните палец в отверстие на головке блока цилиндров с моментом 16 Нм.
35. Установите ролик натяжения ремня. На двигателях с двумя распределительными валами таким же образом установите второй ролик натяжения ремня.
36. Закрепите на противоположной стороне блока цилиндров масляный насос. Цепь привода и звездочка должны устанавливаться, как показано на иллюстрации 4.23. Не забудьте установить прокладку между насосом и блоком цилиндров. Три болта крепления насоса затяните с моментом 16 Нм. Болты крепления масляного насоса отличаются друг от друга по длине. Самый длинный болт (80 мм) ввертывается в отверстие с правой стороны, а самый короткий (65 мм) - в отверстие на левой стороне. Длина оставшегося третьего болта равна 70 мм (см. иллюстрацию).
5.36 Установка масляного насоса. 1 - шпонка; 2 - цепь привода масляного насоса; 3 - масляный насос; 4 - прокладка; 5 - болт крепления масляного насоса; 6 - болт крепления масляного насоса; 7 - болт крепления масляного насоса
37. Установите на место переднюю крышку блока цилиндров. Перед установкой нанесите на сопрягаемую поверхность крышки уплотнительную массу. Крышка крепится четырьмя болтами, в том числе двумя длиной 40 мм - сверху и двумя длиной 20 мм - снизу. Момент затяжки всех болтов равен 15 Нм (см. иллюстрацию).
5.37 Установите на место переднюю крышку блока цилиндров. Перед установкой нанесите на сопрягаемую поверхность крышки уплотнительную массу
38. Набейте в крышку и на коленчатый вал новый сальник. Наружную часть и рабочую кромку сальника смажьте моторным маслом и забейте на место с помощью оправки или трубы соответствующего диаметра.
39. Установите защитный кожух цепи привода масляного насоса. Болты крепления кожуха затяните с моментом 10 Нм (см. иллюстрацию).
5.39 Установите защитный кожух цепи привода масляного насоса. 1 - прокладка; 2 - болты крепления масляного поддона; 3 - защитный кожух цепи привода масляного насоса
40. Установите масляный поддон. Имеются два варианта масляных поддонов. Если автомобиль оборудован кондиционером, нанесите на сопрягаемые поверхности уплотнительную массу, установите масляный поддон и затяните болты крепления. Не забывайте, что болты крепления поддона имеют разную длину (см. иллюстрацию).
5.40 Установка и крепление масляного поддона на автомобилях с кондиционером. 1 - 19 болтов крепления поддона длиной 22 мм; 2 - 2 болта крепления поддона длиной 40 мм 3- 2 болта крепления поддона длиной 20 мм
Все болты затяните с моментом 16 Нм.
Если автомобиль не имеет кондиционера, то устанавливается обычный масляный поддон. Перед его установкой уложите новую прокладку. Возможен также вариант, когда поддон устанавливается без уплотнительной прокладки. В этом случае на сопрягаемые поверхности наносится уплотнительная масса. Масляный поддон в этом случае крепится с помощью 23 болтов, затягиваемых с моментом 16 Нм. И в данном случае болты крепления масляного поддона имеют разную длину. Болты, устанавливаемые по центру торцевых и боковых сторон, имеют длину 16 мм. Все остальные болты равны 20 мм.
41. Поставьте новую прокладку на блок цилиндров и закрепите патрубок охлаждающей жидкости, затянув оба болта его крепления с моментом 18 Нм.
42. Поставьте новую прокладку водяного насоса, закрепите водяной насос пятью болтами и затяните их с моментом 15 Нм.
43. Вверните в отверстие напротив водяного насоса резьбовую пробку и затяните её с моментом 48 Нм. Эту резьбовую пробку надлежит менять всякий раз после вывинчивания.
44. Установите кронштейн опоры подвески двигателя. Кронштейн крепится с помощью пяти болтов, затягиваемых с моментом 60 Нм. Резьбу болтов смажьте защитной пастой «Frenbloc».
45. Закрепите на противоположном конце блока цилиндров датчик давления моторного масла с моментом затяжки 25 Нм или вверните в это отверстие резьбовую пробку с моментом 32 Нм. Заглушка, которая ставится над датчиком/проб-кой, затягивается с моментом 25 Нм.
46. Смажьте моторным маслом уплотнительное кольцо нового масляного фильтра и закрепите масляный фильтр на двигателе, плотно затянув болты. После этого доверните масляный фильтр руками на 3/4 оборота.
47. Установите на место головку блока цилиндров, соблюдая порядок действий, приведенный для двигателей XU 10 с 8 или 16 клапанами (см. соответствующую главу).
48. Отрегулируйте зазор клапанов на двигателе с 8 клапанами (см. соответствующую главу). Для регулировки зазора необходимо установить на распределительный вал шестерню привода вала. После регулировки зазора клапанов шестерню нужно будет снять.
49. Запрессуйте новый сальник в отверстие для распределительного вала на головке блока цилиндров, предварительно смазав его наружную сторону и рабочую поверхность моторным маслом.
50. Установите на распределительный вал после запрессовки сальника шестерню привода и закрепите её болтом с прокладкой. Болт крепления затяните с моментом 35 Нм. При затяжке болта удерживайте шестерню от проворачивания с помощью соответствующего приспособления (см. иллюстрацию).
5.50 Удерживайте шестерню распределительного вала от проворачивания с помощью соответствующего приспособления. 1 - шестерня распределительного вала; 2 - болт крепления шестерни. Момент затяжки 35 Нм; 3 - упор для удерживания шестерни от проворачивания
51. Установите зубчатый ремень и натяните его (см. соответствующую главу). Не забывайте о том, что для фиксирования коленчатого вала и распределительной шестерни понадобятся упорные штифты. Определенные навыки нужны и при пользовании прибором для натяжения зубчатого ремня.
52. Установите маслопровод в головке блока цилиндров и установите крышку головки блока цилиндров. Болты крепления крышки головки затяните с моментом 10 Нм (см. иллюстрацию 4.13).
53. Вверните свечи зажигания. Момент затяжки свечей 18 Нм.
54. Установите новые прокладки выпускного коллектора и закрепите выпускной коллектор 8 гайками, затягивая их с моментом 35 Нм в перекрестном порядке.
55. С мажьте направляющую трубку указателя уровня моторного масла защитной пастой «Frenbloc» и закрепите её в соответствующем отверстии на блоке цилиндров. Болт на верхнем конце направляющей затяните с моментом 10 Нм. 61 Закрепите на противоположной стороне головки блока цилиндров приемный коллектор, установив новую прокладку. Обе гайки крепления коллектора затяните с моментом 30 Нм, а четыре болта - с моментом 22 Нм.
56. Замените уплотнительные кольца и прокладку верхнего болта крепления корпуса термостата на новые. Все три датчика температуры охлаждающей жидкости затяните с моментом 18 Нм, а также оба болта крышки корпуса термостата (см. иллюстрацию).
5.56 Детали корпуса термостата
57. Установите собранный корпус термостата на головке блока цилиндров над торцом распределительного вала. На сопрягаемые поверхности корпуса термостата и головки блока цилиндров нанесите уплотняющую массу. Болты крепления корпуса термостата затяните с моментом 13 Нм.
58. Выполните все остальные работы, действуя в последовательности, обратной разборке.
Двигатель XU7
59. Измерьте выступ рабочих гильз цилиндров перед тем, как приступать к сборке двигателя. В основании гильз находятся круглые прокладки, которые не влияют на размер выступа гильз цилиндров. Практически всегда размер выступа гильз соответствует норме, однако такую проверку следует выполнять как средство контроля (см. иллюстрацию).
5.59 Круглая прокладка 1 в основании вставной гильзы цилиндра
Проверка выступа гильз цилиндров выполняется следующим образом.
60. Установите гильзы цилиндров без круглых прокладок в блок цилиндров.
При этом метки на гильзе и на поршне должны располагаться на одной линии, а стрелка на днище поршня должна быть указывать на переднюю сторону двигателя, на которой установлен зубчатый ремень газораспределительного механизма (см. иллюстрацию).
5.60 Установите гильзы цилиндров без круглых прокладок в блок цилиндров
61. Установите стрелочный индикатор на опоре с держателем и измерьте размер выступа каждой гильзы (см. иллюстрацию).
5.61 Установите стрелочный индикатор на опоре 1 с держателем 2 и измерьте размер выступа каждой гильзы
Можно воспользоваться соответствующей измерительной линейкой, установив её на поверхность гильзы и измерив шаблоном расстояние между линейкой и поверхностью блока цилиндров. Сначала измерьте высоту выступа каждой гильзы в отдельности. После этого определите разницу в высоте выступа двух рядом расположенных гильз. Эта разница не должна превышать 0,05 мм. Все гильзы должны выступать над поверхностью блока цилиндров в пределах 0,03 - 0,10 мм. Измеряйте выступ гильз по обеим сторонам гильзы.
Если размер выступа гильзы превышает номинальный, то причиной этого может быть посторонний предмет между гильзой и посадочным местом гильзы в блоке цилиндров. Извлеките гильзу и проверьте отверстие. Такое возможно и при установке новых гильз. В этом случае рекомендуется поменять гильзы местами.
62. Извлеките гильзы и установите прокладки. При установке новых гильз сразу нанесите соответствующие метки (см. иллюстрацию 5.60).
Внимание! При заказе новых круглых прокладок в основание гильз цилиндров необходимо указывать серийный номер двигателя.
После измерения выступа гильз цилиндров сборка двигателя производится в следующем порядке. При выполнении сборки руководствуйтесь иллюстрацией 5.0, на которой показаны основные детали кривошипно-шатунного механизма.
5.0 Кривошипно-шатунный механизм. 1 - болт крепления распределительной шестерни коленчатого вала. Момент затяжки 110 Нм; 2 - болт крепления ременного шкива коленчатого вала; 3 - ременный шкив; 4 - распределительная шестерня коленчатого вала; 5 - распорная шайба; 6 - сальник; 7 - звездочка привода масляного насоса; 8 - сегментная шпонка; 9 - коленчатый вал; 10 - поршень; 11 - комплект поршневых колец; 12 - поршневой палец; 13 - шатун; 14 - вкладыши шатуна; 15 - сальник отверстия на тыльной стороне блока цилиндров; 16 - зубчатый венец маховика; 17 - маховик; 18 - болт крепления маховика; 19 - упорные полукольца для регулировки осевого люфта; 20 - вкладыши коренных подшипников
63. Соберите поршни с шатунами (см. соответствующую главу).
64. Установите шатунно-поршневые группы в гильзы цилиндров (см. соответствующую главу).
65. Вставьте поршни вместе с гильзами в блок цилиндров и хорошо «посадите» их. Закрепите все гильзы держателями, чтобы гильзы или поршни не выскальзывали из блока цилиндров при его переворачивании.
66. Установите вкладыши шатунных подшипников в шатуны в соответствии с нанесенными метками, если устанавливаются прежние вкладыши. Направляющие выступы вкладышей должны войти в пазы шатунов.
67. Установите вкладыши коренных подшипников со смазочными канавками. Направляющие выступы вкладышей должны войти в пазы. Обратите внимание, что часть вкладышей имеет смазочные канавки, а вторая часть вкладышей таковых не имеет. Поэтому при установке руководствуйтесь метками, нанесенными перед снятием вкладышей, чтобы не перепутать их местами.
68. Установите регулировочные полукольца на второй коренной подшипник так, чтобы поверхность скольжения была обращена к коленчатому валу.
69. Смажьте моторным маслом вложенные вкладыши коренных подшипников и уложите коленчатый вал в подшипники. Для смазки вкладышей пользуйтесь масленкой, растирая масло по поверхности вкладышей пальцем. Не применяйте для этого кисть.
70. Вставьте новые боковые уплотнения в крышку заднего коренного подшипника и установите крышку. Порядок действий в этом случае такой же, как и при установке крышки заднего подшипника у двигателей XU 10 (см. выше).
71. Установите на место все остальные крышки подшипников вместе с вложенными вкладышами. В крышке второго коренного подшипника должно находиться регулировочное полукольцо. Крышки подшипников пронумерованы, а буртик на крышке должен быть обращен к стороне, на которой находится зубчатый ремень.
72. Затяните по порядку болты крышек коренных подшипников с соответствующим моментом затяжки.
73. Отрегулируйте осевое биение коленчатого вала. Порядок регулировки такой же, как для двигателя XU10 (см. выше).
74. Проверьте выступ обоих боковых уплотнений на крышке заднего коренного подшипника относительно поверхности блока цилиндров. Номинальный размер выступа равен 1,0 мм. Концы уплотнений не обрезаются. Если длина выступа уплотнений больше указанной,то выступающие концы обрезать не нужно. Это значит, то уплотнения были неправильно установлены.
75. Установите крышки шатунов вместе с вложенными вкладышами. Руководствуйтесь метками, сделанными при снятии, чтобы не перепутать крышки местами, если устанавливаются прежние.
76. Наверните гайки на болты крышек шатунов и затяните их. Затяжку выполняйте на тех шатунах, которые находятся в нижней мертвой точке. После этого проверните коленчатый вал, чтобы два оставшихся шатуна встали в нижнюю мертвую точку, и затяните болты крепления их крышек.
77. Установите на коленчатый вал приводную звездочку масляного насоса вместе с цепью, предварительно вставив в отверстие сегментную шпонку.
78. Установите боковую крышку (подшипниковый щит) на блок цилиндров со стороны зубчатого ремня. Перед установкой нанесите на сопрягаемые поверхности уплотнительную массу «Loctite». Два верхних болта крепления крышки короче остальных. Болты крышки затяните с моментом 16 Нм (см. иллюстрацию).
5.78 Установите подшипниковый щит на блок цилиндров
79. Забейте в отверстие подшипникового щита сальник. Наружная сторона сальника должна быть вровень с поверхностью щита.
80. Уложите цепь привода масляного насоса на звездочку насоса и установите со стороны масляного фильтра прокладки между масляным насосом и блоком цилиндров (см. иллюстрацию).
5.80 Уложите цепь привода масляного насоса на звездочку насоса и установите масляный насос
Затяните болты крепления насоса. Момент затяжки болтов на левой стороне равен 19 Нм, а оба болта на правой стороне затягиваются с моментом 13 Нм.
81. Установите новую прокладку масляного поддона и закрепите масляный поддон.
82. Установите на место маховик. Болты крепления маховика замените на новые и смажьте их резьбу защитной смазкой «Loctite». Воспользуйтесь упором, чтобы не допустить проворачивания маховика, и затяните болты его крепления с моментом 50 Нм.
83. Установите ведомый и нажимной диски сцепления, отцентрировав ведомый диск на маховике с помощью соответствующего стержня. Болты крепления сцепления равномерно затяните с моментом 22 Нм.
84. Установите водяной насос, заменив его прежнюю прокладку на новую и закрепите его пятью болтами с моментом затяжки 15 Нм (см. иллюстрацию).
5.84 Установите водяной насос и закрепите его пятью болтами
85. Установите ролик натяжения зубчатого ремня.
86. Проверьте посадку обоих регулировочных вставок в верхней части блока цилиндров.
87. Уложите на блок цилиндров сухую прокладку головки блока цилиндров. При этом нанесенная с левой стороны в задней части прокладки маркировка должна быть обращена вверх.
88. Установите головку блока цилиндров и затяните болты её крепления с предписанными моментами затяжки (см. соответствующую главу).
89. Отрегулируйте зазор клапанов (см. соответствующую главу).
90. Вверните термовыключатель в корпус термостата и затяните его с моментом 18 Нм.
91. Установите термостат в корпус, заменив две прежних прокладки на новые. Одновременно вверните в корпус термостата выпускной патрубок охлаждающей жидкости.
92. Закрепите корпус термостата в сборе на головке блока цилиндров, сменив прежнюю уплотнительную прокладку на новую.
93. Снимите шестерню зубчатого ремня с распределительного вала, устанавливавшуюся для регулировки зазора клапанов и набейте с помощью соответствующей оправки сальник распределительного вала. После этого установите на место соответствующую крышку.
94. Установите шестерню зубчатого ремня на распределительный вал, удерживая распределительный вал от проворачивания.
95. Установите коленчатый и распределительный валы в нужное положение относительно друг друга, руководствуясь опорными метками, и наденьте зубчатый ремень.
96. Установите на коленчатый вал шкив клинового ремня. При затяжке болта крепления шкива удерживайте маховик, чтобы не допустить проворачивания коленчатого вала.
97. Выполните все действия, касающиеся крепления проводов, шлангов и трубопроводов. Их установка выполняется в последовательности, обратной снятию.